Смекни!
smekni.com

Дольмены Краснодарского края (стр. 1 из 4)

Департамент образования и науки Краснодарского края

Краснодарский техникум легкой промышленности

РЕФЕРАТ

По истории Кубани

Тема: Дольмены Краснодарского края

Студент Морозова Елена Михайловна

3 курс, заочное отделение

специальность 2809/1

шифр 06 – 12

2007


Введение

На территории Краснодарского края рассеяны тысячи памятников, которые по историческому и культурному значению стоят в одном ряду со знаменитым Стоунхенджем и являются ровесниками Египетских пирамид. Это - дольмены. Вот уже несколько лет они привлекают к себе внимание сотен людей. Большинство из них - последователи одного из современных религиозно-мистических течений, избравшего дольмены объектом поклонения. Чтобы увидеть воочию древние постройки и прикоснуться к тайне древности паломники преодолевают тысячи километров, добираясь из самых отдаленных уголков России и ближнего зарубежья. Происхождение этих памятников все еще остается загадочным. Но благодаря археологическим исследованиям последних лет, мы все больше узнаем о тех, кто оставил после себя эти конкурирующие с природой и временем усыпальницы. Точно так же, как по крупицам археологи извлекают из земли древние артефакты, перед нами шаг за шагом раскрывается повседневная жизнь древних строителей, их технические возможности и научные знания, их верования и обычаи.


1. Памятники прошлого

Дольмены — мегалитические гробницы, уникальные памятники прошлого, оставленные нам народами Кавказа. Их строительство началось на рубеже IV-III тысячелетий до н.э. Дольмены, как стражи, стоят между прошлым, настоящим и будущим, восхищая нас своей грандиозностью, в которой отразилась история тысячелетий.

Гигантские каменные гробницы получили название от бретонсктого (кельтского) tol — стол, men — камень, каменный стол.

Дольменная культура сыграла заметную роль в становлении абхазо-адыгского этноса на его раннем этапе. Мегалитические мавзолеи вошли в словарный состав языков народов западной оконечности Кавказа и в их предании. Мегрелы называли дольмены "одзвале", "садзвале" (вместилища костей), а также "мдишкуде" (дома великанов), абхазы — "адамра" (древние могильные дома). Адыги первоначально пользовались словом "кеу-неж", которое имеет тот же смысл, что и абхазское "адамра", а в более поздние времена термином "испыун" ("испун", "спыун"), который переводится как дом карлика ("спи" карлик, "унэ" дом). Согласно адыгским преданиям, дольмены — жилища, построенные великанами ("нарт", "еныжь") для соседнего с ними племени карликов ("спи", "цан", "цанна") из великодушия и жалости к беззащитным существам (впрочем, имеется вариант легенды, утверждающий, что коварные карлики вынудили хитростью простодушных гигантов выполнить эту работу). Более поздние адыгские сказки утверждают, что круглое отверстие входа дольмена гномы, как лихие джигиты, преодолевали, выпрыгивая из испыуна и запрыгивая внутрь его верхом на зайцах. Русскоязычное население, появившееся на Северо-Западном Кавказе в XIX веке, называло дольмены "богатырскими хатками", "дидовами" или даже "чертовыми хатами".

Дольменная культура распространена на Западном Кавказе, от Таманского полуострова до Абхазии. Протянулась 480 км в длину и 30-75 км в ширину. К концу 1976 года было обнаружено 2308 дольменов. На Черноморском побережье Кавказа — 268, из них в районе Геленджика около 100, причем более 40 — в районе сел Пшады и Михайловского перевала.

Анализируя письменные источники XIX-ХХвв., можно отметить, что в районе Новороссийска — Геленджика уничтожено более половины мегалитических гробниц, являющихся достоянием не только российской, но и мировой культуры. Процесс их утраты продолжается. Сотни дольменов уничтожены при строительстве дорог, карьеров, жилья, во время лесоразработок, планировании сенокосов, садов, разрушены кладоискателями...

Дольмены принесли Западному Кавказу мировую археологическую известность, включены во все энциклопедии.

2. Исследование и классификация дольменов

Области распространения дольменов в мире тяготеют к Мировому океану. Первоначально европейской науке сделались известными дольмены Индии, Палестины и ряда европейских стран — Франции (Бретань), Италии, Греции, Дании и Скандинавских стран. Дольмены считают принадлежностью индоевропейской расы. Существует гипотеза, согласно которой строители дольменов принадлежали к единому народу мореплавателей. По другой гипотезе, дольменная культура присуща различным народам, имевшим между собой контакты. Известный советский исследователь дольменов Л. И. Лавров считает, что, отправляясь от второй гипотезы, можно исследовать вопрос о морских путешествиях древних кавказских горцев, которые хотя и заимствовали, но усовершенствовали технику строительства дольменов. Более того, так как о настоящее время принято относить время постройки дольменов горного Закубанья к 2300—2000 годам до нашей эры, то есть считать их ровесниками египетских пирамид, Лавров считает несомненным факт существования в эту эпоху контактов между строителями дольменов и строителями пирамид. В пользу этого, по его мнению, свидетельствует одинаковая в обоих случаях исключительная забота о загробной жизни.

Впервые дольмены на Западном Кавказе были обнаружены русским академиком П. С. Палласом в 1793 году. Проезжая вдоль Северной косы на Таманском полуострове (близ станицы Фонталовской), он встретил развалины татарского села Чокрак-Кой, "...а несколько дальше,— добавляет он в своем отчете,— на ровной возвышенности много могил... с большими плоскими известковыми и песчаниково-шиферными плитами, поставленными на ребро в продолговатые четырехугольные ящики. Происхождение их не татарское, а, пожалуй, черкесское".

В 1818 году французский археолог Тебу де Мариньи открыл группу дольменов в ущелье реки Пшады. В начале 30-х годов XIX века его соотечественник Дюбуа де Монпере и англичанин Дж. Белл обнаружили еще несколько дольменов между Геленджиком и Джубгой, а также большие дольменные группы в верховьях реки Абин; около десяти лет спустя эти исследователи первыми опубликовали зарисовки таинственных мавзолеев. Во второй половине XIX столетия экспедиции к дольменам предпринимались Ф. С. Бампером (1865—1870), К. Д. Фелицыным (1878), который вошел в историю науки как крупнейший знаток дольменов и первооткрыватель многих дольменных групп Прикубанья, В. И. Сизовым (1888). Пионер кубанского краеведения, учитель екатеринодарской гимназии В. М. Сысоев объездил по поручению Московского археологического общества в 1892 году область распространения кубанских дольменов, осуществив одну из первых попыток определения их общего числа. О дольменах писали известные исследователи П. С. Уваров (1891) и Л. Я Апостолов (1897). В советское время ими занимались многие ученые, среди которых в первую очередь должны быть отмечены В. И. Марковин, посвятивший дольменам 25 научных публикаций и 1960—1975 годах, свою докторскую диссертацию, монографию, а также популярную книжку; Л. И. Лавров, опубликовавший в 1960 году наиболее полный каталог дольменов Северо-Западного Кавказа, и известный краснодарский археолог профессор Н. В. Анфимов — его экспедиция 1957 года к дольменам Русского Причерноморья добыла множество новых сведений о каменных "скворечнях".

Первый наиболее полный каталог дольменов был составлен к 1960 году Л.И.Лавровым (1139 дольменов). Им же была предложена классификация дольменов Западного Кавказа существующая с некоторыми изменениями и сегодня. Все многообразие дольменов Л.И.Лавров разделил на четыре основных типа.

1. "Обычный" (плиточный дольмен), т.е. самый распространенный тип дольменов. Это "четырехугольный ящик, каждая сторона которого, а также крыши и часто дно представляют собой отдельную монолитную плиту".

2. Составные дольмены – с одной или несколькими стенами, сложенными из более мелких плит.

3. Корытообразные дольмены.

4. Дольмены – монолиты.

В.И. Марковиным к 1978 году составлен каталог дольменов Западного Кавказа насчитывающий около 2308 памятников. Им же составлена и издана монография "Дольмены Западного Кавказа", которая и на сегодняшний день является своего рода "библией" для исследователей мегалитов Западного Кавказа. Классификация дольменов по В.И. Марковину представляет собой расширенный вариант представленной выше классификации Л.И. Лаврова.

I. Плиточные дольмены:

1. Сооружения четырехугольного плана:

- постройки без отверстий;

- дольмены с порталами;

- дольмены с широкими портальными выступами;

- дольмены резко трапециевидного плана.

2. Сооружения многоугольного плана.

II. Составные дольмены:

1. дольмены, подражающие формам плиточных построек и переходные к многогранным сооружениям;

2. дольмены многогранного и круглого плана;

3. дольмены сложной конструкции;

III. Корытообразные дольмены:

1. дольмены без лаза;

2. дольмены трапециевидного плана;

3. дольмены, высеченные в скалах, с камерами различных форм, украшенные портальными выступами или нишами;

4. ложнопортальные дольмены;

5. дольмены, близкие монолитам.

IV. Дольмены – монолиты.

В монографии В.И. Марковина представлена предварительная схема развития дольменных типов и изменения в обряде погребения.

А. Древнейшим типом дольменных построек являются плиточные сооружения, у которых отверстия – лазы, а отдельные стены сложены насухо булыжной кладкой. Появление подобных дольменов можно приблизительно относить к 2400 г. до н.э. (по редакции на 1997 г. – к 2700 г. до н.э.).

Вслед за ними возникают дольмены новосвободненского типа – сооружения портального типа (с приставными плитами у фасада). Для них характерны: камера удлиненной формы, прямоугольные и круглые отверстия, отсутствия пяточных камней. Дольмены часто засыпаны каменно - земляной насыпью. Время их строительства определяется примерно 2300 г. до н.э. (по редакции на 1997 г. – 2600 г. до н.э.).