Смекни!
smekni.com

Древний Рим (стр. 1 из 7)

Введение

Долгая, тысячелетняя история Рима подразделяется на три основных периода. Первый период – так называемый царский–продолжался, согласно римской традиции, с 754 по 510 г. до н.э., т.е. около 150 лет. В течение этого времени, особенно же в правление последних римских «царей», происходит складывание общественных классов и государственного аппарата. Второй период начинается с низложения последнего римского царя Тарквиния Гордого и утверждения республиканского строя. Римская традиция относит эту революцию к 510–509 гг. до н.э. Период Римской республики продолжался вплоть до 27 г. до н.э. С этого же времени начинает существование Римская империя, отчего и весь третий период называют периодом империи. Республиканский строй уступает место монархическому. В свою очередь, история Римской монархии подразделяется на два этапа: принципата и домината. Концом Западной Римской империи принято считать узурпацию римского престола варваром Одоакром. Это произошло в 476 г. н.э. Восточная Римская империя (Византийская) во главе с Константинополем продолжала существовать еще в течение целого тысячелетия.

История возникновения и развития Древнего Рима очень интересна своим своеобразием как в общественных так и внутригосударственных отношениях. По этому выбрав именно такую тему данной работы необходимо более детально рассмотреть те условия при которых происходило возникновение Римской республики, ее падение, позднее возникновение Римской империи. Проследить как изменялось государственное устройство в разные периоды существования Римского государства. Также необходимо проанализировать и правовое регулирование общественных отношений Древнего Рима, особенности гражданского и уголовного права. Исследование и изложение этих вопросов на основе научной литературы и есть заданием данной работы.

1. Римская рабовладельческая республика

Историю Древнего Рим можно отчислять приблизительно с VIII или начала VII века до н.э. в это время начинает развиваться земледелие, скотоводство, позже строительное дело, ткачество и др. Население города составили две основные группы: собственно римские граждане, так называемые патриции, и их антагонисты–плебеи.

Первые были полноправными гражданами. Они распадались на три племени. Каждое племя состояло из 100 родов. Каждые 10 родов образовывали курию.

Курии обладали общими земельными владениями, полученными, согласно преданию, когда легендарный римский реке («царь») Ромул делил римскую землю на 30 частей–по числу курий (оставив ее общей для всего города). Как роды, так и курии имели свои особые праздники; практиковались периодические общие трапезы куриатов. Каждая курия имела своего вождя, собиралась на собрания, решавшие внутренние дела, и с единым мнением выступала на общем собрании всех 30 курий. Каждая из них имела по традиции один голос.

Общее народное собрание, куриатные комиции, принимало или отвергало предложенные ему законопроекты, избирало всех высших должностных лиц, выступало в качестве верховной апелляционной инстанции при решении вопроса о смертной казни, объявляло войну.

Дела непосредственного управления, выработка законопроектов, заключение мира входили в компетенцию римского совета старейшин – сената. Он состоял из старейшин всех 300 родов и потому так назывался (от «сенекс» – старейший). Старейшины эти составляли потомственную аристократию римской общины, поскольку укоренился обычай, согласно которому их избирали из одной и той же семьи каждого рода.

Военное предводительство, верховные жреческие и некоторые судебные функции принадлежали избираемому собранием курий «царю» (рексу). Он соответствовал греческому базилевсу. Исторические предания называют первым «царем» римской общины Ромула, а всего насчитывают семь рексов (так называемый царский период истории Рима).

Происхождение плебеев неясно и спорно. Несомненно только. что они стояли вне родовой организации и поэтому не могли принимать участие в управлении общиной. Плебеи были лично свободны, несли военную службу наравне с патрициями, платили налоги. Торговое и промышленное богатство было сосредоточено главным образом в их руках.

Когда с течением времени земельный фонд Рима, состоявший в прилегающей к городу целине, был исчерпан (в связи с приростом населения) и Рим обратился к политике завоеваний. плебеи не были допущены к дележу захваченной территории. Земельный вопрос переплелся для них с вопросом о политических правах. Последовали острые конфликты, приведшие к коренным реформам.

Самой первой среди них и самой важной была реформа, которую историческая традиция приписывает шестому римскому рексу Сервию Туллию, правившему городом в середине V] в. до н.э. (578–533 гг.).

Самым существенным в реформе Сервия Туллия было произведенное ею разделение патрициев и плебеев на пять общих для тех и других разрядов, или классов, в зависимости от имущественного положения. Первый класс составили все те (как патриции, так и плебеи), имущество которых достигало 100 тыс. ассов. Из них образовали 80 центурий (сотен). Второй класс с цензом в 75 тыс. ассов получил 22 центурии; третий класс с цензом в 50 тыс. ассов – 20 центурий; четвертый класс с цензом в 25 тыс. ассов – 22 центурии; наконец, пятый с цензом в 11 тыс. ассов – 30 центурий. Одну-единственную центурию составляли «пролетарии», т.е. граждане, лишенные имущества, а их, конечно, было не «сотня»[1].

Еще первый римский реке Ромул имел, по преданию, дружину, составленную из всадников. Она была, по всей видимости, его военной опорой. При Сервии Туллии число всаднических сотен (центурий) достигло 18, и это несмотря на то, что по своему богатству всадники должны были превосходить граждан первого разряда, т.е. иметь более 100 тыс. ассов (в имуществе).

Таким образом было создано 193 центурии. Вместе они составляли верховный орган Рима – центуриатные комиции, собрание центурий (вече). Каждая центурия имела один голос и, следовательно, выступала как единое целое. Первыми по установленному порядку голосовали всадники и 80 центурий первого класса. Если они выступали согласно, на том дело и кончалось: остальные центурии к голосованию не привлекались. Требуемое большинство голосов было налицо (98 от 193). Так достигался главный эффект: решающее влияние в делах государственного управления оставалось за богатыми.

Этой же реформой город Рим был разбит на четыре территориальных округа–трибы. Начиная с 471 г. до н.э. собрания плебеев по трибам, так называемые трибутные собрания, получили право издавать постановления общего характера, обязательные для одних плебеев. Обязательными для всей римской общины, т.е. и для патрициев, постановления трибутных собраний сделались (по одной из версий) с принятием закона Валерия и Горация в 449 г. до н.э.

Реформа Сервия Туллия еще далеко не уравняла патрициев с плебеями. Для такого уравнения потребовалось по крайней мере два столетия. Этому процессу способствовало и оскудение патрицианских фамилий, сокращение их числа, что было результатом главным образом экономических процессов. Из 35 самых знатных римских фамилий к 300 г. до н.э. осталось всего 15. Пройдет время, и самые богатые из патрициев смешаются с самыми богатыми из плебеев, составив верхушку римского правящегося класса – нобилитет.


1.1 Общественный строй

Краеугольным камнем неписаной римской конституции становится правило: люди не равны друг другу. Рабы не люди, а вещи.

Римское гражданство приобреталось, как правило, рождением от полноправных отца и матери. По достижении совершеннолетия римский юноша приводился на форум (площадь в Риме, где совершался суд) и записывался в соответствующую трибу. С этого момента он становился политически полноправным. С политическим полноправием связывалось: 1) право участия в народном собрании; 2) право быть избранным на должность в римском правительственном и судебном аппарате; 3) право служить в войске.

Политическое полноправие не означало еще полноправия «гражданского», т.е. права распоряжения имуществом. Пока был жив отец и сын находился под его властью (т.е. в составе семьи отца), никаких сделок с вещами и деньгами он совершать не мог, если на это не имелось прямого уполномочия отца. Только глава семьи мог обращаться за судебной защитой своих интересов, составлять завещание, быть свидетелем при составлении завещания другим лицом.

Как политическое, так и гражданское полноправие были достоянием мужчин. Согласно римским законам, женщины «вследствие присущего им легкомыслия» не могли совершать сделок, а тем более участвовать в политической жизни.

Римское гражданство утрачивалось с продажей в рабство за долги или преступление, а тоже вследствие ссылки или изгнания.

Римским гражданином становился и отпущенный на волю раб. Но он не мог замещать выборных должностей и служить в армии. Голосовал он только в собрании своей трибы.

Отпущение на волю совершалось разными способами: виндиктой, т.е. в присутствии магистра – консула, претора или проконсула; по цензу, т.е. включением раба в какой-нибудь из разрядов, созданных реформой Сервия Туллия (как если бы раб был свободным человеком); по завещанию. Господин мог поставить условием освобождения денежный выкуп, отработку в течение определенного количества лет или дней, исполнение определенного дела, ежегодные денежные взносы и т. д[2].

По мере того как Рим из незначительного поселка превращался в столицу огромного средиземноморского «круга земель», состав его населения стал пополняться иностранцами. Многие приезжали сюда для ведения торговых дел и здесь оставались. Называли их перегринами. В своих отношениях, а тем более в своих спорах с римлянами перегрины претендовали на то, чтобы учитывались право и обычаи их собственной страны. В отношениях между собой они держались главным образом этих обычаев. Таким образом в пределах одного и того же города возникают и обособляются две несхожие системы права: одна для римских граждан, другая для перегринов – право квиритское и право перегринское.