Смекни!
smekni.com

Земельные отношения в древней Месопотамии (стр. 1 из 4)

Содержание

Введение

Глава 1.Общинное Землевладение

Глава 2.Государственный Земельный Фонд

Заключение

Библиография


Введение

Вопрос о земельных отношениях в древней Месопотамии в достаточной мере важен и имеет значении в исторической науке. Анализ законов Хаммурапи позволяет раскрыть структуру общества Месопотамии, взаимоотношения в нём и классификацию недвижимого имущества. Одним из важнейших вопросов является вопрос о наличие, или же, отсутствии частной собственности на землю. Источником по данной теме являются законы Хаммурапи. В своде законов много статей посвящено земельным отношениям, в частности много статей касающихся государственного земельного фонда. Статьи касающиеся земельного фонда государства в полной мере подробны и не оставляют места сомнениям. Что касаемо общинного землевладения, то источник упоминает о нём вскользь, и в статьях не посвящённых земельным отношениям, в связи с этим возникают серьёзные трудности при выявлении этого сектора экономики Вавилонии, или же наоборот доказательства отсутствия оного. В совокупности источник даёт ответ лишь о наличии государственного фонда. По другим вопросам приходится опираться на исследования в этой области. К сожалению исследования имеют в основе законодательство Хаммурапи, но дают ознакомится с разными точками зрения крупных учёных.

Особенно надо отметить работы И.М.Дьяконова. в статье посвященной земельным отношениям в Вавилонии по законам Хаммурапи , Дьяконов затрагивает тему частной собственности, частного владения и условного владения. При сопоставлении И.М.Дьяконова с другими исследователями, например с Тураевым, Клима и др. ясно ,что разница между терминами велика, а их применение должно соответствовать предмету к которому относится. В данной контрольной работе будут приведены доказательства в пользу чёткого разделения секторов экономики по этой терминологии. Это связано именно с тем, что к примеру Тураев или Клима некоим образом не объясняют на основе чего называют частную собственностью всё , что не относится к государственному земельному фонду. Не упоминают об общине, в отличие от И.М.Дьяконова. При всех преимуществах и недостатках исследований данная работа не подразумевает простое согласие с кем либо.

В двух главах контрольной работы мнения и доказательства исследователей будут сопоставлены с источником, и на основе этого будут с деланы выводы по всем интересующим нас вопросам.


Глава 1. Общинное Землевладение

При изучении законов Хаммурапи возникают трудности по отделении общинного хозяйства от частного. Напрямую законы никак не регулируют отношения к земле внутри общины. В связи отсутствием этого надлежит обратиться к исследованиям в этой области. Профессоры И.М.Дьяконов и В.А.Якобсон в статье посвященной гражданским обществам в древности (Вавилонского в том числе) характеризуют сам этот период следующим – “ 1. Самоуправляющаяся община равноправных свободных граждан, под властью которых находятся рабы и различные категории неполноправных”

И другая цитата, но уже из работы лично И.М.Дьяконова – ‘’ Служащим царя не возбранялось приобретать частную землю из общинного фонда и большинство служащих высшей и даже средней категории так и делали”. Исследователи, безусловно, знают предмет, но в данном случае считаю лучшим не следовать слепо, а опереться на источник и попытаться найти там ответы. Было бы логичным задать источнику два вопроса –

1.Былали община в Вавилонии, как форма землевладения?

2.Если да, то какую роль имела?

3. Было ли частное землевладение?

Изучая законы можно увидеть, что община все-таки существовала. Это параграф 24, где речь, правда, идёт об уголовном преступлении – “Если была загублена душа (при ограблении), то поселение и старейшина должны отвесить 1 мину серебра его родичам”. То есть община есть и даже несёт ответственность. Это важно – теперь надо установить, чем она являлась, т.к. законодательство ничего не даёт. По поводу второго вопроса, опять следует обратиться к Дьяконову и Якобсону, в ранее упомянутой статье они пишут –“На Востоке, напротив, община очень рано и повсеместно была деформирована мощными и многоступенчатыми государственными структурами”. Значит сельская община не имела того более или менее чистого вида. И её члены могли бы смотреть на общинную землю, как на свою собственность, не имея ограничения законом. Что это за община, если в законах Хаммурапи нет упоминания, о каких, либо коллективных работах общинников, таких как выгон скота и тому подобное. Но членством в общине дорожили авелумы, как пишет И.М.Дьяконов на основе частных писем того времени и обращает внимание на параграф 136. Он гласит – “Если человек бросил своё поселение и убежал, и после него его жена вступила в дом другого, то если этот человек вернулся и захотел взять свою жену, то так как он презрел своё поселение и убежал, жена беглеца не должна вернуться к своему мужу”. Дьяконов видит в этом то, что прекращаются не только семейные обязательства, но и хозяйственные, о которых в законе нет речи, но вспомним, что законы в принципе не регулировали земельные отношения в общине напрямую. С этим можно согласиться. О функции общины, а этот вопрос я думаю важен, даёт ответ опять таки И.М.Дьяконов, он пишет, что связь в общине обуславливается пользованием водными ресурсами, которые не были предметом купли- продажи, а вода необходима для обработки земли[1]. Моё мнение, что это верно, но не всё объясняет, ведь как быть с частной землёй, которая граничила с реками и озёрами и т.п.? А частная земля это совсем не общинная. Здесь мы задаём другой вопрос. Как закон позволял распоряжаться землёй? Об этом далее. Здесь мы подходим в плотную к законам об аренде, купле и продаже земли, которые помогут разобраться в выше написанном и, в том числе, была ли собственность частной. Пока мы имеем лишь факт наличия общины, как структуры, с весьма туманными взаимоотношениями. Обратимся к законодательству. Сперва надо определить, что могло делать с землёй население и, в какой форме. Что касаемо вопроса о частной собственности. Исследователи считают, что параграф 39 подтверждает наличие частной собственности в Вавилонии - “Из поля, сада и дома, которые он покупал и приобретал, он может отписать своей жене и своей дочери, а также отдавать за долговую расписку”.

По моему мнению, этот закон ничего не подтверждает. Этому есть причины. Во-первых, терминология, частная собственность и частное владение, разные понятия. Частная собственность подразумевает неограниченное право использования земли в своих целях, собственник имеет право отстранять любое лицо от владения землёй в своих интересах, то есть собственность это отношения собственника с не собственником, а просто владение, есть факт распоряжения землёй в конкретное время и месте, и имеет отношения владельца к объекту владения. Во-вторых, закон гласит о наследование по семейной линии, человек не мог, судя по всему отписать имущество третьим лицам, а долговая расписка это документ, силу которого подтверждает законодательство и гарантируется властью правителя. Конечно, можно утверждать, что законодательство несовершенно и что факт частной собственности имелся в виду. Трактовать несовершенный закон можно как будет удобно. Но откуда берётся вообще частная собственность на землю в таком древнем государстве, как Вавилония? Выстроим логическую цепочку – изначально вся земля общинная и государственная, государство это совокупность общин, управляемая правителем, община, в свою очередь, имеет право отчуждать землю от общины (в смысле коллективного хозяйства), продавая её имущим общинникам или мушкенумам, в единоличное пользование. Законодательство не запрещает это отчуждение, более того, оно совсем не упоминает о нем. Соответственно, членство в общине даёт это право распоряжения, может даже и в характере традиции, не закона, но даёт. Как известно, в Междуречье была мощная сеть ирригации, и как было упомянуто в начале, не была предметом аренды и продажи. За её порядком следила община, так зачем отчуждать землю, если эта повинность никуда не денется? А частный собственник никому ничего не должен. Тем более что община, если следовать логике свободного отчуждения, вообще могла стать, чуть ли не безземельной. Абсурдно, за этим последовал бы крах ирригации или общин. Напрашивается вывод, что земля не отчуждалась совсем, а новый владелец просто вступал в ряды этой общины, если и не фактически, то хотя бы косвенно имел с ней связь. Один человек, или даже семья, не могут следить за плотиной и т.п., нужен коллективный труд, при этом сохранялось некое право распоряжения землёй.

Обратимся к исследованиям. Профессор Б.А.Тураев, к примеру, называет частным всё, что не государственное. Он пишет – “Проводится ясное различие между собственностью и владением. Частная поземельная собственность уже достигла полного развития“. Довольно слабое утверждение, т.к. академик И.М.Дьяконов даёт развёрнутое понятие о собственности и рекомендует не путать понятия частной собственности и частного владения. То есть“ясное различие” отсутствует, если пользоваться юридической формулировкой терминов, а применительно к законодательству, а уж тем более с позиции истории, как науки, это необходимо. Вполне понятно, почему многие исследователи и различная историческая литература называют в Междуречье хозяйство частным. В законодательстве Хаммурапи большое количество статей посвящено защите имущества на территории соседей, защите интересов потерпевшей стороны. Но это косвенно и к данной работе не относится. Итак, считаю, что наличие факта купли – продажи не говорит о наличие частной собственности на землю в Вавилонии, потому что необходимость связи с общиной полностью разрушает этот термин, моё мнение, что следует употреблять понятие частное владение, а применительно к государственному фонду, речь о котором пойдёт в следующей главе, условное владение. Считаю так же вопрос различия принципиальным, а факт отсутствия частной собственности от части доказанным, в рамках этой работы. Добавлю, что частная собственность, безусловно, зарождалась, но не никак не оформилась, как утверждает Б.А.Тураев, община расслаивается и наверно, даже распадается из-за перехода к частнособственническим отношениям, но всё ещё мощная и влиятельная структура. В итоге получается – Вавилонская община обслуживает ирригацию, продавая свои земли в чужих, под давлением влиятельного покупателя, о чём упомянуто в начале главы, и своих интересах, и эта земля не теряет при этом повинности на эту самую ирригацию, а государство не вмешивается т.к. община традиционно решает проблемы внутри себя, не нарушая интересов самого государства. Безусловно, это спорное утверждение, но законы об этом молчат, а исследования не так подробны, как хотелось бы. Иным способом объяснить свободное отчуждение земли от мифической общины затруднительно.