Смекни!
smekni.com

Изобретение книгопечатания (И. Гутенберг и И. Федоров) (стр. 1 из 3)

Реферат

по документоведению на тему:

«Изобретение книгопечатания

(И. Гутенберг и И. Федоров)»

Краснодар

2010


Содержание

Введение

1. Жизнь и творчества Гуттенберга

1.1 Происхождение и страсбургский период

1.2 Изобретение

1.3 Первые майнцские издания, процесс с фустом и 42-строчная библия

1.4 Сомнительные случаи приписывания авторства. Конец жизни

2. Иван Федоров

Заключение


Введение

Зарождение и развитие книги неразрывно связаны с развитием общества. Недаром Ф. Бэкон видел в книгах «корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению». Книга помогает обществу совершенствоваться, перенимать и использовать всю массу знаний, накопленных человечеством. С другой стороны, прогрессивное развитие общества, его растущие интеллектуальные запросы заставляют совершенствовать технологию производства книги и организацию ее распространения.

Историка книги интересуют, естественно, и организация книгоиздательского дела, а также техника и технология производства.


1. Жизнь и творчество Гутенберга

1.1 Происхождение и страсбургский период

Сохранились немногие источники, рассказывающие о жизни Гутенберга; мы в основном вынуждены гипотетически реконструировать его жизненный путь.

Иоганн Генсфляйш родился между 1394 и 1399 гг. в Майнце и получил прозвище по родному дому, который именовали «У Гутенберга».

Он происходил из рода майнцских патрициев, давно враждовавших с цехами за право участвовать в управлении городом. Генсфляйши в этой борьбе были на стороне патрициев. После того как в 1419 г. умер отец Гутенберга, сын, очевидно, был изгнан из города. Документ, датированный 1430 г., свидетельствует о том, что Гутенберг находился тогда в изгнании.

Впоследствии ему было разрешено вернуться, но он еще в течение какого-то времени жил вдали от родного города. Во многих документах, начиная с 1434 г., указывается, что он проживал в Страсбурге. Так, например, за то, что город Майнц не выплатил ему пенсии, в 1434 г. по требованию Гутенберга был заключен в тюрьму майнцский городской писец.

В 1436 г. дочь страсбургского бюргера Эннелин цу дер Изерин Тюр обвинила Гутенберга в нарушении брачного обещания; в том же году сапожник Клаус Шотт подал на него жалобу за оскорбление. Важнейшим свидетельством его пребывания в Страсбурге являются акты процесса 1439 г., из которых следует, что Гутенберг в 1438 г. с тремя компаньонами, каждый из которых должен был внести свой пай и получить свою долю прибыли, создал сообщество по изготовлению зеркал. Продажа была приурочена к намеченному на 1439 г. паломничеству в Аахен. Неизвестно, подразумевались ли здесь действительно «зеркала» или речь шла об изготовлении книг, таких, как «Зерцало спасения человеческого» (Speculumhumanaesalvationis). После того как сообщество начало свою деятельность, выяснилось, что паломничество состоится лишь в 1440 г. Поэтому изготовление зеркал было прекращено, и Гутенберг занялся обучением компаньонов другому искусству, суть которого содержалась в строгой тайне. О том, какого рода было это искусство, в документах не упоминается.

Согласно свидетельским показаниям золотых дел мастер Ганс Дюнне уже в 1436 г. получил от Гутенберга 100 гульденов за нечто, «имеющее отношение к печатанию». Далее говорится о том, что токарь по дереву Конрад Заспах изготовил «пресс» — возможно печатный. И, наконец, речь заходит о свинце, отливных формах и других принадлежностях. Все эти обстоя- тельства позволяют сделать заключение, что сообщество занйк малось печатанием. Результаты этой деятельности не сохранились. Однако, обращает на себя внимание, что Гутенбергу для его предприятия потребовался значительный капитал, в связи с чем он в 1442 г. занял у страсбургского монастыря св. Фомы значительную сумму, которую полностью так никогда и не вернул; проценты с этой суммы, начисляемые с 1456 г., он остался должен монастырю, возбудившему ходатайство об аресте Гутенберга.

В 1444 г. имя Гутенберга последний раз упоминается в страсбургских документах. С 1448 г. он снова появляется в Майнце, где одалживает 150 гульденов — очевидно для того, чтобы продолжить работу над своим изобретением и завершить его. О том, где был Гутенберг в промежутке между этими годами, ничего неизвестно.

1.2 Изобретение

Основой изобретения Гутенберга является множественное воспроизведение литер.

Первоначально из твердого металла изготавливался штамп, называемый пунсоном или патрицей, на котором рельефно в зеркальном изображении гравировался буквенный знак. Пунсон вдавливали в мягкий металл, например, в медь, в результате чего получалось углубленное прямое изображение знака — матрица. С помощью отливного приспособления, изобретенного Гутенбергом, в матрицу заливали расплавленный свинец. Так получалась литера, несущая рельефное зеркальное изображение буквенного знака. При оттискивании литер на бумаге получалось прямое изображение знаков. Отливное приспособление было устроено так, что оно обеспечивало массовое производство идентичных литер, которые могли быть использованы для изготовления высококачественного набора.

Литеры раскладывались по определенной системе в отделения наборной кассы. Наборщик брал их оттуда и составлял из них в специальном инструменте — верстатке слова и строки. На наборной доске из этих строк составляли печатную форму, которую обвязывали шпагатом, чтобы она не распалась.

Так как используемые при печатании с деревянных досок водяные краски не ложились на металлические литеры, Гутенберг вынужден был создать пригодную для этой цели жирную краску. Чтобы получить с покрытого краской набора качественный отпечаток, ему понадобился пресс, механизм которого обеспечивал бы рентабельность работы. Основными частями пресса были плита, которая с помощью винта прижималась к набору, и каретка, на которой располагался набор и с помощью которой он вдвигался под плиту и выдвигался из под нее. При этом к покрытому краской набору прижимался удерживаемый откидывающейся рамкой лист бумаги.

С изобретением Гутенбергом способа отливки литер, наборной техники, печатной краски и печатного станка были созданы основы современного типографского процесса, который применяется во всем мире. Превосходные по рисунку шрифты и умелое использование средств наборного оформления позволили Гутенбергу печатать высокохудожественные книги. Орнаментальные украшения на уже отпечатанных страницах первоначально рисовались художником; впоследствии их стали печатать.

Перед лицом этих фактов оказываются легендой и легко доказуемым заблуждением мнения, приписывающие изобретение книгопечатания другим лицам, например, голландцу Лауренсу Янсзоону Костеру. Попытки печатания книг, предпринятые согласно документам неким Прокопом Вальдфогелем из Праги в период с 1444 по 1446 г. в Авиньоне, весьма напоминают то, что делал Гутенберг, и позволяют предположить наличие недоказанных связей между ними. Однако эти попытки также не могли стать исходным пунктом великого изобретения.

1.3 Первые майнцские издания, процесс с фустом и 42-строчная библия

Изучение этапов совершенствования типографского шрифта Гутенбергом позволяет датировать самый ранний отпечаток приблизительно 1445 г. Это так называемый «Фрагмент о Страшном суде» — запечатанный с двух сторон маленъкий листок бумаги, извлеченный из переплета и сильно обрезанный. Текст описывает картины Страшного суда и является отрывком из так называемой «Сивиллиной книги» — произведения, созданного около 1360 г. в Тюрингии. Из-за низкого качества печати его считают самым ранним из сохранившихся произведений Гутенберга. Сюда же следует отнести 24 издания латинской грамматики Элия Доната, различаемых по числу строк на странице. Они сохранились только в отрывках, отпечатанных на пергамене.

Хронология этих изданий определялась до сего времени так называемым «Астрономическим календарем» на 1448 г. Выяснилось, однако, что это не календарь, а рассчитанная на 30 лет таблица расположения планет для астрологов-любителей, которая к тому же, исходя из характеристики использованных литер, могла быть отпечатана только в 1457 или 1458 г.

В результате была поставлена под сомнение правильность датирования самых ранних произведений Гутенберга. Из-за их невысокого качества оспаривается даже тот факт, что они печатались Гутенбергом.

Относительная последовательность выпуска этих изданий определяется по использованным в них шрифтам. Первый шрифт Гутенберга был назван по «Донату» и «Календарю» «донато-календарным шрифтом» (ДК). Он является копией рукописного готического письма, называемого также текстурой, использовавшегося при переписке богослужебных книг — Миссалов.

Гутенберг постоянно совершенствовал этот шрифт. Во «Фрагменте о Страшном суде» литеры еще не одинаковы по толщине, не имеют единой линии шрифта и «заваливаются» вправо или влево. Их контуры неоднородны и нечетки. Строки не выключены, то есть различны по длине. В то же время здесь уже предпринимались попытки выдерживать одинаковые промежутки между словами. По сравнению с «Фрагментом о Страшном суде» в отпечатках «Доната» и календарей шрифт и набор уже значительно лучше.

«Астрономический календарь» датируют примерно 1457—1458 гг., что позволяет считать «Турецкий календарь» на 1455 г., содержащий предупреждения о турецкой опасности в связи с завоеванием в 1453 г. Константинополя, примером изданий этого рода, привязанным к конкретной дате. Близка к нему по содержанию и по времени создания «Турецкая булла» папы Каликста III от 29 июня 1455 г. Оба издания впервые снабжены заголовками. Каждое из них сохранилось лишь в одном экземпляре. Шрифтом ДК набрано описание архиепископств и епископств Provinciateromanum, отпечатанное в 1456 г. и найденное в старом переплете в Киеве. Далее следует упомянуть молитву-однолистку, календарь на 1457 г., содержащий советы по кровопусканию и применению слабительных средств, и немецкий «Цизиан» — календарь, который использовался при заучивании наизусть церковных праздников.