Смекни!
smekni.com

Китай в период раннего средневековья: строй, политика, культура (стр. 1 из 3)

Реферат

Китай в период раннего Средневековья: строй, политика, культура.

Калининград 2010.


ПЛАН

Социальный и государственный строй.

Внешняя политика и внешние отношения.

Культура.

Список литературы.


СОЦИАЛЬНЫЙ И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ

В условиях феодализации Китая государственная организация складывалась по образцу древних деспотий, а социальное расчленение общества стало основой для создания сложной иерархической системы.

В обществе как внутри классов, так и внутри социальных групп сложилась строгая иерархия с той особенностью, что все считались вассалами одного сюзерена — государства, персонифицированного в особе императора. Каждая иерархическая ступень (а число их было велико) имела свои правила поведения и этикета, свое экономическое обеспечение, свой тип одежды, украшений и жилищ.

Высшую группу господствующего класса феодалов составляла привилегированная наследственная аристократия. Знать делилась согласно категориям феодальных титулов и рангов. Каждый титул обеспечивался соответствующим размером полей.

К потомственной знати причислялись некоторые аристократы без титулов, «особо заслуженные», не аристократы по рождению. В Китае не существовало майората и многочисленность семей феодалов приводила к дроблению крупных землевладений и борьбе между титулованной знатью.

Значительную прослойку господствующего класса составляли чиновники, своеобразное личное дворянство феодального Китая, служившее опорой централизованной власти. Они занимали различные ступени на иерархической лестнице чинов и делились на девять рангов,, а внутри ранговых групп — на более мелкие подразделения. По чинам и рангам были строгие разграничения, и каждому рангу соответствовала натуральная оплата в виде земельного владения или жалованья. Ни звание, ни ранг, ни право на должностное землевладение не передавались по наследству. Новые поколения чиновничества пополнялись за счет семей тех же чиновников: лишь сдавший экзамены и получивший степень учености мог стать кандидатом на должность, в государственном аппарате. Только материально обеспеченному влиятельному чиновнику было под силу продвинуть своих отпрысков сквозь экзаменационные рогатки. Так осуществлялась преемственность в занятии высших государственных должностей представителями господствующего класса, формально лишенными прямого права наследования.

Класс эксплуатируемых также не был единым. Большая часть крестьян в VII в. причислялась к так называемому «доброму народу». В их обязанности входили обработка земли и своевременное выполнение всех видов повинностей. Подавляющее большинство «доброго народа» составляли бедняки. К меньшей группе принадлежали деревенские старосты, богатеи, главы родов, которых можно было приравнять к непривилегированным мелким помещикам. Некоторые семьи из «доброго народа», накопив значительное количество земли, использовали труд лично-зависимых, «пришлых» и рабов. В Китае занятие земледелием считалось почетным.

Исключительная регламентация, учет и вмешательство в хозяйственные дела крестьян характеризуют китайское феодальное общество. Нарушение традиций и правил сурово каралось. Земледелец - податной был совершенно бесправным и не мог покинуть места приписки. К «доброму народу» причисляли и ремесленников, и купцов, облагаемых податями и повинностями так же, как и крестьян.

В самом низу социальной лестницы находился «подлый народ», включавший держателей земли частных лиц, лично-зависимых, слуг, рабов. Все они были совершенно бесправны.

Социальная структура феодального общества Китая, несмотря на дробление на мелкие и мельчайшие социальные группы и воздвигнутые между ними перегородки, не исключала передвижения по иерархической лестнице. Даже выходец из рядовых налогоплательщиков теоретически мог вступить в ряды низших слоев господствующего класса. Имело место и обратное движение, когда сановника понижали в должности или, более того, разжаловали в простолюдины.

Система государственного устройства и бюрократический аппарат складывались на основе развития опыта, накопленного в древние века. Монархическое правление с ярко выраженными признаками деспотии оставалось характерной чертой средневековых империй.

Верховная власть концентрировалась в особе императора, который, обладая неограниченными правами, должен был править страной на основе традиций и законов, опираясь на разветвленный бюрократический аппарат. По традиции, государь считался сыном Неба, иначе говоря, представителем высших небесных сил и проводником их воли. От него требовалось, чтобы он вступал в контакт с великими предками.

При Ли Шимине учредили государственный совет, куда входили родственники императора и видные сановники. Ближайшими помощниками сына Неба были два цзаясяна. Их должности занимали члены императорского дома или влиятельные сановники. Управление страной осуществлялось через три палаты. Главная из них ведали органами исполнительной власти, а две другие готовили и обнародовали указы императора, устраивали в его честь приемы и торжественные церемонии.

Первой палате были подчинены шесть ведомств. Ведомство чинов назначало и увольняло чиновников, перемещало по должности и награждало. Ведомство обрядов следило за соблюдением этикета и обрядов, за нравственностью, образованием, религиозными организациями, финансовое — вело учет податных и наделов, следило за обложением и сбором налогов.

Военное ведомство занималось военными чинами, войсками, охраной границ, военными поселениями на окраинах империи. Ведомству наказаний были подчинены суды, тюрьмы, судопроизводство. Ведомство работ вело учет казенной барщины, определяло трудовые повинности и организацию самих работ на строительстве, при устройстве дорог и перевозках.

При дворце были особые управления по обслуживанию персоны императора, императорских палат, гаремов, охране имущества казны, организации приема иностранных послов и посылки посольств.

Особое место занимали палата инспекторов и цензорат. Обязанностью инспекторов было обследование бюрократического аппарата как в столице, так и в провинции. Они подавали доклады непосредственно государю, минуя промежуточные инстанции. Само существование такого контрольного органа должно было служить централизации власти и противодействовать сепаратистским тенденциям чиновников и феодальных властителей.

В начале династии Тан империя была разделена на 10 провинций, в свою очередь подразделявшихся на округа и уезды, различавшиеся по категориям в зависимости от числа податных и массы налоговых сборов.

Важной функцией государственного аппарата была организация экзаменов трех степеней. Испытания проводили начальники местной администрации; столичные экзамены проводились при императорском дворе. Экзаменационная система и институт установления степени образованности обеспечивали элементарную грамотность всех служащих. Высшая степень учености давала право на 1, 2 и 3-й ранги чинов, а вместе с тем и на замещение крупных постов. Экзаменационная система служила методом проверки благонадежности кандидатов в чиновники и воздействия на направление умов образованной части общества.

Ниже уездных центров стояли деревенские организации, возглавляемые деревенскими жителями — старостами. Продолжая борьбу с общинно-родовой организацией, власти признали низшей единицей объединение четырех или пяти дворов, далее шли более значительные общинно - административные деревенские организации.

Старосты вели учет населения, наблюдали за возделыванием полей и шелководством, за своевременной уплатой налогов, трудовой повинностью, обеспечением круговой поруки, отвечали за порядок и спокойствие в деревне, отправление религиозных церемоний. Им надлежало следить, чтобы не было беглых разбойников и контрабандистов.

При Танах осуществилось кодифицирование средневекового права. В 653 г. был составлен, а в 737 г. опубликован «Тан люй шуи» — всеобъемлющий кодекс, оказавший влияние не только на юридическую мысль Китая на протяжении нескольких столетий, но и ставший образцом в законодательстве сопредельных с Китаем стран Дальнего Востока.

Его теоретической основой было конфуцианство, облекающее полной юридической компетенцией лишь императора. Главным принципом имперского правления стала детально разработанная регламентация всех сторон жизни, строгая социальная иерархия и административная субординация. Жестоко карались малейшие нарушения порядка во дворце и проступки против сына Неба.

В духе юридических норм, определенных еще в древности, кодекс отождествлял этические отношения в государстве с этикой семейной. Конфуцианская мораль нашла отражение в признании отцеубийства тягчайшим преступлением. Свод уголовных законов определял прежде всего отношения между родственниками, хозяевами и рабами. Большинство статей кодекса посвящено привилегиям и обязанностям «любимых сыновей» сына Неба и одновременно «пастырей народа» — чиновников. Уложения, касавшиеся этой прослойки, достигли в кодексе полноты и отточенности, впоследствии уже непревзойденных.

С одной стороны, чиновничество, обладавшее рангами, занимало привилегированное положение: личный ранг определял должность и реальный правовой статус чиновника. Чиновники могли избежать физических наказаний путем понижения их ранга, должности или титула. Правда, это означало нежелательную для конфуцианцев «потерю лица», что морально наказывало провинившегося. Родство с чиновником становилось источником привилегий.

С другой стороны, действия чиновника находились под неусыпным контролем. Как уголовные преступления равно квалифицировались как убийства и грабежи, так и нарушения нормативных сроков обработки документов.