Смекни!
smekni.com

Цели, приемы изучения следователем психологии обвиняемого (стр. 1 из 5)

ЦЕЛИ, СОДЕРЖАНИЕ И ПРИЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ СЛЕДОВАТЕЛЕМ ПСИХОЛОГИИ ОБВИНЯЕМОГО

Содержание

1.Состояние практики изучения психологии обвиняемых на предварительном следствии.

2.Цели, содержание и пределы изучения психологии обвиняемых.

3.Приемы изучения следователем психологии обвиняемых.

Состояние практики изучения психологии обвиняемых на предварительном следствии

Изучение уголовных дел о преступлениях различных категорий (умышленные убийства, изнасилование, разбойные нападения, хищения государственного имущества, злостное хулиганство, взяточничество) и специальной литературы, отражающей опыт работы следователей, позволяет указать на некоторые трудности и типичные недостатки в собирании, анализе, использовании данных о психологических особенностях обвиняемых на предварительном следствии.

Психология обвиняемых в совершении тяжких насильственных преступлений изучается следователем полнее и глубже, чем обвиняемых в совершении преступлений других категорий.

При изучении психологии обвиняемых недостаточно учитывается специфика совершенных ими преступлений, не выявляются психологические черты, которые могли сыграть наиболее существенную роль в преступлении.

Преимущественно изучается поведение обвиняемых, а не их личностная позиция, взгляды, отношение к различным сторонам действительности.

Не изучается психология обвиняемых в тех случаях, когда факт преступления не вызывает сомнений, или обвиняемый дает чистосердечные показания, или явился с повинной.

Недостаточно внимания при изучении личности несовершеннолетних обвиняемых уделяется сбору и анализу фактов, относящихся к школьному периоду развития личности обвиняемого, в частности данных о моральной атмосфере в семье, применявшихся родителями методах воспитания и воздействия на обвиняемого, об отношениях между обвиняемым и его одноклассниками, учителями, о трудностях в учении и адаптации к школьному режиму, участии обвиняемого в неформальных группах, об интересах и увлечениях в школьные годы. Как правило, основным источником сведений об этом периоде развития личности чаще всего выступает сам обвиняемый.

При изучении состояния здоровья обвиняемого в детстве и юности следователь, как правило, ограничивается установлением данных о наличии психических заболеваний у него и его ближайших родственников. В редких случаях устанавливается: когда обвиняемый начал курить, употреблять спиртные напитки, наркотики; имеются ли у него хронические соматические заболевания, физические недостатки; каково их влияние на развитие личности обвиняемого.

Не в полной мере используются заключения судебно-психиатрической экспертизы (в частности, сведения, содержащиеся в исследовательской части, в описании психического статуса) как источник сведений об индивидуально-психологических особенностях обвиняемого.

При допросе свидетелей, близко знающих обвиняемого, редко ставятся вопросы о присущих ему индивидуально-психологических особенностях, если они прямо и непосредственно не связаны с фактом преступления.

Характеристики с места работы, учебы и жительства обвиняемого носят формальный характер: «дисциплинирован» — «не дисциплинирован», «выполняет норму» — «не выполняет норму» и т. д. В них не находят отражения сведения об отношении к профессиональной и общественной деятельности, степени овладения специальностью, взаимоотношениях с коллективом, с коллегами и т. д.

Имеются случаи, когда в материалах дела вообще отсутствуют характеристики, преимущественно в делах о кражах, разбойных нападениях и хулиганстве.

Мотивы преступления не всегда исследуются достаточно глубоко, нередко изучаются в отрыве от наиболее устойчивых мотивов поведения обвиняемого. Имеют место случаи подмены мотивов преступления поводами или условиями совершения преступления.

Эмоциональное состояние в момент совершения преступления, как правило, не изучается.

Многие обвинительные заключения составлены без учета требования о всестороннем и полном исследовании личности, не содержат данных о психологических особенностях обвиняемого, которые могли бы быть учтены в качестве смягчающих ответственность обстоятельств. Социально-психологическая характеристика обвиняемого, подчас сводится к определениям типа: «Личность отрицательно характеризуется по месту работы и жительства, преступление совершено в состоянии алкогольного опьянения» или «Личность положительно характеризуется, преступление совершено впервые».

Таким образом, изучение уголовных дел показало, что основными недостатками в изучении психологии обвиняемых являются неполнота собирания следователями необходимых сведений и поверхностный анализ имеющихся материалов.

Указанные недостатки обусловлены недооценкой значения психологических данных для решения задач расследования. По делам об убийствах, например, одна из распространенных причин, приводящих к неполноте следствия, заключается в недооценке следователем роли установления мотивов убийства в процессе доказывания.

В приговорах и заключительных выводах 12% изученных уголовных дел мотивы деяния вообще не указывались, приблизительно в половине из них упоминалось о совершении преступления «на почве драки, ссоры», что является не мотивом, а лишь внешним обстоятельством преступления. Во многих случаях ключ к правильному установлению мотивов и целей преступления дает выяснение психологических особенностей обвиняемого и характера взаимоотношений обвиняемого и потерпевшего.

Проведенный анализ судебной практики показал, что неверное установление мотивов преступления может быть причиной судебных ошибок, влекущих изменение квалификации преступных действий судом следующей инстанции. Наиболее часто изменение приговоров было связано с необоснованной квалификацией убийств:

· убийства, совершенные на почве неприязненных личных отношений, квалифицировались как совершенные из хулиганских побуждений;

· убийства, совершенные из хулиганских побуждений, квалифицировались как убийства, совершенные без отягчающих вину обстоятельств,

· убийства, совершенные по неосторожности, ошибочно квалифицировались как совершенные из хулиганских побуждений;

· хулиганские побуждения приписывались действиям, мотивы которых не удалось выяснить; отсутствие ясного повода к убийству расценивалось как наличие хулиганских побуждений.

Установление хулиганских побуждений в действиях обвиняемого и соответствующая квалификация преступных действий предполагают нравственно-этическую оценку поведения. Для этого требуется знать такие особенности психологии обвиняемого, как его отношение к обществу, моральным ценностям, человеческому достоинству и др.

Значительные трудности в установлении мотивов преступления возникают также при расследовании дел об убийствах, совершенных из корыстных побуждений, и в тех случаях, когда мотивы преступления представляются странными, необъяснимыми с житейской точки зрения. Даже самое тщательное изучение внешней стороны противоправных действий не позволяет в полной мере преодолеть эти трудности. Ключом к пониманию побуждений, руководивших обвиняемым при совершении преступлений, может служить анализ психологической стороны противоправных действий.

Таким образом, неполное выявление обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу, в соответствии со ст. 68 УПК РСФСР может быть результатом поверхностного и формального изучения следователем психологии обвиняемого.

Типичным недостатком является также неполное использование имеющихся доказательственных источников информации.

На практике изучение психологии обвиняемого в процессе расследования по большинству уголовных дел ограничивается заполнением анкетных данных на бланке протокола допроса, приобщением к делу характеристики (как указывалось, далеко не полной) с последнего места работы или учебы, справки о судимости. В подавляющем большинстве случаев характеристики — единственный источник сведений о служебной деятельности обвиняемого; свидетели с места работы или учебы, как правило, не допрашиваются. Обычно в характеристиках не указываются конкретные факты, обосновывающие высказанные в документах мнения и оценки.

Полнота изучения психологических особенностей обвиняемых на предварительном следствии во многом зависит от того, какие методы используют следователи.

По результатам изучения практики расследования преступлений, к числу наиболее распространенных приемов установления психологических свойств обвиняемого следует отнести:

1. Изучение образа жизни обвиняемого. Чаще всего проводится по делам о хищении и спекуляции (живет не по средствам). Используются эти сведения для выдвижения версии о том, что источник нетрудового дохода — преступление. Значительно реже встречаются данные об изучении образа жизни по делам об убийствах, изнасилованиях и других преступлениях против личности.

2. Изучение криминальной ситуации Исходя из оценки фактической стороны ситуации, причин ее возникновения и значения для обвиняемого, поведения потерпевшего, отношений между ним и обвиняемым, выдвигаются гипотезы о мотивах противоправных действий обвиняемого, их внутренней обусловленности. Изучаются связи между событием преступления и установками, взглядами, потребностями и мотивами находящихся в поле зрения следственных органов людей с целью поиска и установления причастных к преступлению лиц. В тех же целях следователи иногда изучают криминальную ситуацию с точки зрения тех требований, которые она предъявляет к интеллектуальным возможностям преступника, его эмоциональности, стилю поведения.

3. Изучение на основе житейского и профессионального опыта следователя (путем наблюдения за обвиняемым) эмоциональных, интеллектуальных и иных особенностей обвиняемого, влияющих на поведение в острых и конфликтных ситуациях, на принятие решений, устойчивость к психическому напряжению, реагирование на новые и неожиданные обстоятельства и пр.