Смекни!
smekni.com

Франция в XII–XVII веках (стр. 1 из 3)

Франция в XIIXVII веках

Вся 1-я половина XVI века прошла для Франции под знаком непрерывных итальянских войн, начатых Карлом VIII, которые постепенно переросли в борьбу Валуа и Габсбургов за гегемонию в Европе. В ходе войны 1552–1559 годов, которую вел уже Генрих II, Франция потерпела окончательное поражение, что и было закреплено в Като-Камбрезийском мирном договоре.

В начале XVI века во Франции, как и в других европейских странах, началось движение за реформацию католической церкви, которое вылилось в бесконечные религиозные войны, сотрясавшие государство на протяжении всей 2-й половины этого столетия.

С 1534 года Франциск I начал репрессии против протестантов. Началось массовое бегство протестантов из Франции. В числе других родину покинул и молодой Жан Кальвин, будущий лидер Реформации в Швейцарии. В 1547 году только что вступивший на престол король Генрих II создал специальный карательный орган – «Огненную палату», которая выявляла и сжигала протестантов.

В конечном итоге, протестантизм во Франции был обречен на поражение, причиной чему служили особенности экономического и социального развития страны. Французский король был абсолютным монархом, чья наследственная власть не была ограничена парламентом. Он располагал огромной армией, благодаря чему мог назначать и собирать налоги, не спрашивая чьего-либо позволения. Управление страной было сосредоточено в королевском совете, а наиболее важные дела король решал в кругу особо приближенных лиц. Его власть лишь немного была ограничена муниципальными парламентами (так во Франции называли городские судебно-административные органы), особенно Парижским, который имел право регистрировать королевские указы.

Французские крестьяне в подавляющем большинстве были свободными людьми, державшими свои участки на правах наследственной аренды. Они не испытали ужасов английского «огораживания» и немецкого повторного закрепощения. Дворяне жили за счет ренты и постепенно полностью отошли от сельского хозяйства. Постепенно наряду с «дворянством шпаги» – потомственными аристократами, которые жили за счет доходов от аренды и денежных пожалований короля за службу в армии или при дворе, во Франции образовалось «дворянство мантии» – разбогатевшие дельцы из городского сословия, которые покупали себе государственные должности и вкладывали деньги в сельское хозяйство. Однако, в отличие от родовой аристократии, «дворяне мантии» должны были платить налоги и не имели права служить в королевской армии на офицерских должностях или в привилегированных полках. Эти категории правящего слоя прекрасно себя чувствовали в качестве католиков, поэтому протестантами чаще всего становились бедные ремесленники. К тому же, Реформация во Франции сразу же приняла оттенок национального сепаратизма, распространяясь в основном на юге страны, в областях, сравнительно недавно присоединенных к короне. Всего же в «лучшие» годы протестантизм исповедовала только У10 часть населения Франции.

Закончив войну с Испанией, король Генрих II решил раз и навсегда покончить с Реформацией в своей стране. Но едва вернувшись в Париж, он погиб на рыцарском турнире в июне 1559 года, после чего корона перешла к его 15-летнему сыну Франциску II. В этой ситуации впервые четко обозначились политические силы, которым через несколько лет предстояло сцепиться в бесконечной религиозной бойне.

Лидерами протестантской партии, прозванной гугенотами, были правитель Наварры Антуан Бурбон – отец будущего короля Генриха IV, его брат принц Людовик Конде и адмирал Гаспар де Колиньи. Католическую партию возглавляли правители Лотарингии герцоги де Гизы – главнокомандующий королевской армией герцог Франсуа де Гиз и кардинал Лотарингии Карл де Гиз. Они захватили в свои руки регентство над малолетним Франциском II, разделив его с вдовствующей королевой Екатериной Медичи.

В 1560 году протестанты во главе с Конде организовали заговор. Они хотели захватить малолетнего короля, находившегося в замке Амбуаз, сместить Гизов и провозгласить регентом Антуана Бурбона. Однако де Гизы узнали о готовящемся мятеже, захватили заговорщиков на подходе к Амбуазскому лесу и сразу же всех повесили. В том же году Франциск II умер от туберкулеза. На трон взошел его 15-летний брат Карл IX, и регент Екатерина Медичи поделилась властью с Антуаном Бурбоном.

В 1562 году отряд Гизов напал на протестантов, совершавших богослужение в шампанском городке Васси, и убил 23 человека. Резня в Васси стала официальным поводом для 1-й религиозной войны. Война закончилась в марте 1563 года подписанием Амбуазского эдикта, который признавал свободу вероисповедания и разрешал протестантам справлять богослужение в строго определенных местах.

Екатерина Медичи не смогла победить гугенотов военной силой и тогда решила прибегнуть к хитрости. Она предложила Генриху Наваррскому жениться на ее дочери Маргарите Валуа. В августе 1572 года Генрих прибыл на свадьбу в Париж в сопровождении Колиньи и других влиятельных протестантов. Однако, оказавшись в столице, гугеноты попали в ловушку. Через несколько дней после бракосочетания, в 2 часа ночи 24 августа, в день святого Варфоломея, в Париже ударил набат, после чего заранее подготовившиеся католики начали резать застигнутых врасплох гугенотов. Молодой герцог Генрих де Гиз, сын убитого в 1563 году Франсуа де Гиза, лично возглавил отряд, который ворвался в дом Колиньи и зверски убил престарелого адмирала. Другой юноша, король Карл IX развлекался стрельбой по протестантам из окон своего дворца. К утру на залитых кровью парижских улицах осталось лежать более 2 тыс. человек. По приказу Медичи жизнь сохранили только Генриху Наваррскому и принцу Генриху Конде, сыну Людовика, которые под угрозой смерти приняли католичество.

Варфоломеевская ночь послужила причиной новой религиозной войны. Католики осадили Ла-Рошель, но взять неприступную крепость, снабжавшуюся по морю, они не смогли. Когда в 1573 году проходили выборы нового польского короля, которым должен был стать принц Генрих Анжуйский, третий сын Медичи, сейм потребовал реабилитации жертв ночи святого Варфоломея. Чтобы не упустить польский трон, Париж был вынужден прекратить осаду Ла-Рошели и подписать очередной недолговечный мир.

Положение вновь осложнилось в конце мая 1574 года, когда неожиданно умер Карл IX. По закону трон должен был перейти к младшему сыну Медичи принцу Франсуа Месье, но вдовствующая королева срочно вызвала из Польши Генриха, который и стал новым королем. Взбешенный Франсуа перешел на сторону протестантов и вместе с Генрихом Наваррским бежал из Парижа. Пятая гугенотская война вылилась в бесконечные переговоры между сторонами, которые закончились в 1577 году мирным договором в Пуатье.

Тем временем протестанты практически создали собственное государство на юге Франции. В 1575 году протестанты объединили земли от Дофине и Лангедока до Сентонжа в республиканскую конфедерацию, представлявшую собой союз городских общин. Они начали конфискацию земельных владений церкви, требовали войны с Испанией и создания французских колоний в Новом Свете.

В ответ на это в 1576 году Генрих де Гиз создал Католическую лигу, которая выступала за создание парламентской монархии и подчинение короля требованиям национальных интересов страны. Король Генрих III, оказавшись между двух огней, в конце концов вошел в Католическую лигу, возглавил ее и оттеснил от руководства Гизов.

В 1584 году принц Франсуа умер, а поскольку у Генриха III детей не было, законным наследником французского, престола стал гугенот Генрих Наваррский. Это событие, страшное для всех католиков, подтолкнуло герцогов Гизов к заключению союза с Испанией. В 1585 году герцоги Гизы 'встретились в Жуанвиле с послом Филиппа II и заключили с ним договор о создании Священной лиги. В новую лигу католиков вошло большинство населения Франции. В Париже горожане создали «Комитет 16-ти», в который вошло по 1 депутату от каждого района города. Лигисты закупали оружие и создавали отряды самообороны, твердо решив не допустить на французский престол протестанта. В противовес Генриху Наваррскому они выдвинули собственную кандидатуру – герцога Генриха де Гиза. В стране началась новая религиозная война.

Генрих III бежал из своей столицы, но уже в декабре 1588 года обманом заманил к себе Генриха де Гиза и предательски его убил. На следующий день его брат Людовик де Гиз был арестован и предан казни. Однако наемники, находившиеся на службе у короля, были быстро разбиты лигистами, и Генрих III бежал под защиту протестантской армии Генриха Наваррского. Протестанты во главе с двумя Генрихами осадили Париж. Король остановился в Сен-Клу, пригороде столицы, где 1 августа 1589 года его заколол кинжалом монах Жан Клеман. Так смерть Гизов была отомщена, но теперь, когда династия Валуа пресеклась, законным королем Франции стал гугенот Генрих IV Наваррский. Однако первому из Бурбонов понадобилось еще долгих 5 лет, чтобы въехать в свою столицу.

Только когда в 1593 году Генрих IV принял католичество, лигисты признали его своим королем, и 22 марта 1594 года он смог вступить в столицу.

В 1598 году Генрих IV заключил мир с Испанией, долго не желавшей признавать провал своей политики во Франции, и издал Нантский эдикт, который объявил католичество официальной религией в королевстве, но признавал за гугенотами право исповедовать протестантизм.

Во внешней политике Генрих IV мало считался с религиозным принципом и стремился к ослаблению Испании и империи, поддерживая немецких протестантских князей. В 1609 году он начал подготовку войны против немецких Габсбургов, что и стадо причиной его преждевременной гибели. 14 мая 1610 года Генрих IV среди белого дня был заколот католическим фанатиком Франсуа Равальяком на одной из парижских улиц. Поскольку новому королю Людовику XIII было всего 9 лет, регентом при нем стала Мария Медичи.

На протяжении XVI века большая часть французской буржуазии превратилась в «дворянство мантии». Теперь мало кто желал заниматься только торговлей или производством, но все стремились стать чиновниками, закрепить государственную должность за своей семьей и жить за счет поборов с населения. Произошло небывалое перерождение капиталистов в касту чиновников, зависимую от короля и заинтересованную в его абсолютном всевластии, что надолго определило историю Франции и в конечном итоге спустя почти два столетия привело к революции.