Смекни!
smekni.com

Хозяйство Аравии в ранее средневековье (стр. 1 из 2)

Реферат

Тема: ХОЗЯЙСТВО АРАВИИ В РАННЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ


План

1 АРАВИЯ В РАННЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ

2 ЗЕМЛЕДЕЛИЕ И СКОТОВОДСТВО

3 РЕМЕСЛО И ТОРГОВЛЯ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1 АРАВИЯ В РАННЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ

Самыми важными источниками по истории арабов до ислама являются южноаравийские надписи, памятники материальной культуры, свидетельства, сохранившиеся в других странах Древнего Востока, труды античных авторов, устное творчество самих арабов и Коран.

В настоящее время собрано более 5000 надписей в Южной Аравии, включающих государственные и частноправовые документы, описания военных походов, долговые обязательства, надписи на межевых каменных знаках и т. д. Библия неоднократно упоминает многочисленные арабские племена, летописи ассирийских царей дают сведения об арабах, населявших соседние области. Античные авторы Геродот, Страбон, Диодор Сицилийский и другие сообщают о природе Аравии, о нравах и обычаях арабов, о религиозной ситуации. Внутренняя жизнь Аравии нашла свое отражение в устном творчестве доисламских поэтов, в устных преданиях, которые в VII—VIII вв. были собраны, записаны и получили название «Дни арабов».

Эти памятники отражают жизнь как оседлого, так и кочевого населения Аравийского полуострова, развивавшегося в условиях тесных политических, экономических, идеологических и культурных контактов со всеми центрами цивилизации. Это расширяло географический и политический кругозор арабов.

Арабы сами были создателями значительных центров древней земледельческой культуры, развитого оседлого и кочевого скотоводства. Они еще в древности создали свою письменность и, значит, были одним из самых культурных народов того времени.

2 ЗЕМЛЕДЕЛИЕ И СКОТОВОДСТВО

Обширный Аравийский полуостров, площадь которого достигает 3 млн. км2, состоит в основном из сухих степей, пустынь и полупустынь. Только незначительная его часть — Йемен, Йемама, некоторые районы Центральной Аравии, оазисы на западе и севере, южные области — пригодна для земледелия.

Рельеф Аравии — сочетание гор, долин, сухих пустынь — определяет и ее климат. Колебания температуры достигают больших пределов — от тропической жары летом до холодов зимой. Во многих районах наблюдаются большие колебания дневной и ночной температуры. Влажность воздуха также резко колеблется. Ветры бывают исключительно неблагоприятными для всего живого. Но самым гибельным арабы считают самум, который продолжается примерно 50 дней с небольшими перерывами, когда по пустыне проносятся ураганы, поднимая столбы песка. Арабы называют самум ядоносным ветром и всячески стараются уберечь от него свои семьи и скот.

Рек в собственном смысле в Аравии нет, только в дождливое время образуются небольшие речки, которые теряются в песках и скоро высыхают, оставляя сухие русла. В зависимости от климата в разное время та или иная часть Аравийского полуострова орошалась дождями, на что жители полуострова возлагали все надежды, а древние поэты воспевали ливни, превращавшие безжизненную пустыню в цветущий луг. Однако нередко в сезон дождей в горных районах селевые потоки сметали все на своем пути. Часто град уничтожал посевы.

Для горных районов Аравии характерна растительность северных широт, а для оазисов — растительность более умеренного климата и тропиков. Животный мир был также богат и разнообразен. Здесь в древности и в средневековье водились газели, волки, лисы, зайцы, страусы, тигры, дикие быки, львы, шакалы, гиены и множество птиц: орлы, голуби, жаворонки и т. д. В морях, омывающих Аравийский полуостров, было много рыбы. Географические условия Аравии определили разделение населения на две хозяйственные группы: на оседлых земледельцев и кочевников-скотоводов.

Оседлые племена создали в Южной Аравии один из наиболее ранних очагов земледельческой культуры, где еще в древности (IX—VIII вв. до н. э.) сложились раннеклассовые отношения и возникли первые государственные образования.

Главным занятием оседлого населения Аравии было орошаемое земледелие. В районах, где регулярно выпадали дожди, население занималось богарным земледелием. Еще в древности в Южной Аравии были построены грандиозные оросительные сооружения, остатки которых сохранились до наших дней. Значительного развития достигло строительство каналов, плотин, дамб и в других районах.

Оросительные системы собирали и распределяли воду на большие площади земли. В некоторых местах воздвигали стены для ослабления напора воды в дождевой сезон и изменения ее течения. Ремонт и содержание в порядке этих систем требовали труда большого числа людей и много времени. Например, ремонт марибской плотины в Йемене в середине VI в. длился около двух месяцев.

Разрушению оросительных систем способствовали частые землетрясения и необычайно сильные селевые потоки, а также войны и нашествия.

Арабы пустыни воду добывали из артезианских глубин, строили колодцы, кроме того, они владели искусством строительства подземных водоемов, в которые собирали дождевую воду и сохраняли ее круглый год. Вода в Аравии представляла объект особой заботы, и источники воды нередко охраняли с оружием в руках. Площади возделываемых земель и сезоны посевов зависели исключительно от наличия источников орошения и количества осадков. Аравийский полуостров часто поражала засуха и как следствие — неурожаи, однако в благоприятные годы земля давала обильные урожаи. Плодородие долины Табалы в области Йемама в Центральной Аравии вошло в поговорку.

В Йемене площадь пригодных для обработки земель достигла около 5 млн. га, что составляло около 80% всех земель. Эти земли, особенно в горных долинах и на равнинах нагорья, давали хорошие урожаи, и для их орошения не требовалось больших затрат: достаточно было паводковых вод в течение двух сезонов муссонных дождей.

Основными видами земледелия были полеводство, огородничество, садоводство. В горных районах было развито террасное земледелие. Земледельцы выращивали хлебные злаки, рис, просо, сахарный тростник, лен, хлопок. В первые века новой эры южноаравийскую пшеницу вывозили в другие части полуострова. Хлопок в Аравии появился примерно в III в. н. э., особого развития хлопководство достигло в Йемене. Среди огородных культур большое место занимали бобовые, горох, огурцы, арбузы, дыни, тыква, репа, лук, салат, перец, морковь, различные корнеплоды. Садоводством занимались не только жители оазисов и деревень, но и многие горожане. В средневековье в Аравии выращивали виноград, миндаль, гранаты, маслины, яблоки, орехи, бананы, цитрусовые, абрикосы, персики. Особое место в хозяйстве земледельцев занимали финиковые насаждения, которые требовали тщательного ухода, а урожаи давали через несколько лет после посадки. В некоторых районах полуострова финики служили основной пищей для населения. Распространение технических культур, различных пряностей, естественных красителей свидетельствовало о значительном уровне развития не только земледелия, но и ремесел.

Скотоводством преимущественно занимались кочевые и полукочевые племена, которые разводили верблюдов, лошадей, ослов, мулов, мелкий и крупный рогатый скот. Неприхотливые в пище, выносливые в условиях безводной пустыни, верблюды служили идеальным средством передвижения и перевозок по всей Аравии. Племена-верблюдоводы выращивали их не только для удовлетворения своих потребностей, но и для широкой продажи. Торговые караваны, составленные из сотен и тысяч верблюдов, добирались до самых отдаленных уголков полуострова, перевозили свои и заморские товары в соседние страны, соединяя Восток и Запад. Верблюды были, кроме того, источником получения мяса, молока, шерсти.

Важное место в хозяйстве скотоводов занимали лошади, главным образом как верховые животные. Особая порода лошадей, выведенная в Аравии, высоко ценилась и за пределами полуострова. В легендах и преданиях сохранились сказания о привязанности бедуина к своему скакуну и о том, как не раз лошадь спасала хозяина от смерти. Для лошадей строили специальные навесы, укрывая от палящего солнца. Доисламская арабская поэзия изобилует сюжетами, восхваляющими быстроногих верблюдов и коней.

В Йемене скотоводство было преимущественно оседлым и здесь преобладало разведение крупного рогатого скота, однако постепенно в связи с переселениями кочевых племен стало увеличиваться значение мелкого рогатого скота.

Занятие скотоводством требовало от кочевников и полукочевников знания окружающих их пустынь и степей, особенностей климата, сезонов травостоя, наличных и возможных источников воды. Чтобы обеспечить увеличение поголовья скота, сохранение приплода, скотоводы должны были обладать необходимыми знаниями: уметь лечить животных, оберегать от эпидемий, охранять от хищных зверей и от нападения врагов, обеспечивать кормами в случае стихийных бедствий. Кроме того, верблюдов нужно было обучать возить седока и грузы, а лошадей — объезжать.

Некоторые арабские племена, жившие на морском побережье, занимались рыбной ловлей. В оазисах, в болотистых местностях и пустынях, где водились дикие звери и дичь, была развита охота.

В Аравии сравнительно высокого уровня достигли добывающие промыслы. Добывали соль, золото и серебро, полудрагоценные камни (сердолик, оникс, хризолит), ловили жемчуг, собирали дикий мед, пахучие смолы, кораллы и различные морские раковины и т. д. На одном из южноаравийских серебряных рудников было в V в. н. э. около 400 плавильных печей.

3 РЕМЕСЛО И ТОРГОВЛЯ

Развитие ремесленного производства и обмена связано с дальнейшим углублением общественного разделения труда. Еще в древности сложились города как административные, культовые, торговые и ремесленные центры. Известно около 200 названий городов, первое упоминание которых в источниках относится ко времени задолго до новой эры или к первым векам новой эры. Тысячелетняя история аравийских городов знала не только расцвет, но и эпохи упадка, разрушения, многие города ко времени новой эры лежали в развалинах, однако городская традиция не прерывалась.