Смекни!
smekni.com

Юридические права, свободы и обязанности (стр. 1 из 8)

Казанский юридический институт МВД РФ

КУРСОВАЯ РАБОТА

ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

ТЕМА 20 «юридические права, свободы и обязанности»

Выполнил студент 1-ого курса:

Тимофеев Сергей Александрович

Группа № 154

Преподаватель: Косыгина А. А.

Казань 2006

ПЛАН

ВВЕДЕНИЕ. 3

1. Юридические свободы, субъективное право и юридические обязанности как содержание правовых отношений. 5

2. Механизм защиты прав, свобод и законных интересов личности по международному праву и российскому законодательству. 11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 42

Список использованной литературы. 44


ВВЕДЕНИЕ

«Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства»

Совсем недавно, Конституции нашей страны гласили: «использование гражданами прав и свобод не должно наносить ущерб интересам общества и государства…»[1]. То есть, фактически, права рассматривались через призму интересов государства, а конституции носили зачастую формальный (декларативный характер).

Как известно, Конституция (например, Основной закон СССР 1936 года) может быть «самой демократической конституцией в мире», но насколько ее положения были реализованы в политической практике - другой вопрос.

Гарантируются ли в современном Российском государстве юридические права и свободы? Что следует понимать под гарантией юридических прав и свобод человека и гражданина? Как они соотносятся с обязанностями? Эти и другие вопросы требуют обстоятельных ответов.

Актуальность данного исследования подтверждается нижеследующими обстоятельствами.

Во-первых, права и свободы человека и гражданина, как юридические, так и конституционные – наивысшая ценность, как в государстве, так и во всем мире, а потому исследование их основ приобретает особую важность.

Во-вторых, права и свободы человека - развивающееся явление. Генезис развития права и свобод, определение тенденций такого развития позволят определить базис современного правового общества и законотворческого процесса.

В-третьих, представляет интерес выявление и анализ проблематики законодательного регулирования, создания механизмов и реализации, юридических прав и свобод человека и гражданина.

В-четвертых, современная ситуация с соблюдением прав человека в стране свидетельствует о наличии серьезного разрыва между провозглашаемыми Конституцией РФ правами и свободами и их реальным воплощением в жизнь большинства граждан. Трудное претворение идеи прав человека в государстве вытекает из множества экономических, социальных и политических причин, которые требуют тщательного изучения.

Задачи, которые ставил перед собой автор:

· раскрыть и охарактеризовать такие понятия, как юридическая свобода, субъективное право и юридическая обязанность;

· и изучение механизм защиты прав, свобод и интересов человека и гражданина.

При написании данной работы мы использовали работы таких авторов, как Гуслянников, профессоров Игнатенко и Тиунов, Лукашевой, Утяшева, Фаткуллина и Черданцева. Понятия юридическая свобода, обязанность и субъективное право наиболее полно раскрыты в учебнике Фаткуллина. Помимо его собственного определения понятия юридической свободы, обязанности и субъективного права, он также характеризует определения других авторов и сравнивает их. Гуслянников в своей работе написал о том, что практика обращения в Европейский Суд российских граждан пока находится на стадии формирования. Лукашова же считает что проблема реализации защиты прав и свобод человека упирается в государство, которое не соблюдает различные решения и замечания, принимаемых как органами ООН, так и конвенционными органами. Профессоры Игнатенко и Тиунов рассматривали механизм защиты прав, свобод и интересов гражданина на основе действующего российского законодательства. Утяшев и Утяшева в своем учебнике утверждают, что индивид должен сам отстаивать свои права и интересы, однако как это может быть реализовано они не написали.


1. Юридические свободы, субъективное право и юридические обязанности как содержание правовых отношений.

Юридические свободы, субъективное право и юридические обязанностивсё это — составляющиеюридический пласт диспозиционного (регулятивного, правоустановительного) правоотношения[2].

Субъективное правоозначаетопределенные юридические возможности, которыми обладает лично тот или иной участник правоотношения. В литературе существуют разные его понимания. Нередко трактуют субъективное право как определенную возможность или меру такой возможности.

Субъективное право — «это вид и мера возможного поведения участников правового отношения, определенные и гарантированные юридически»[3]. Интерпретации субъективного права лишь как меры возможного поведения или возможность установленным образом действовать, как разрешение на совершение тех или иных действий, как притязание и т.д. недостаточно корректны.

В действительности субъективным правом обозначаются не только мера (объем, предел) дозволенного в данном жизненном отношении поведения, но и конкретный его вид. Например, продавец, передавший свой товар покупателю, вправе получить от него деньги в размере, указанном в договоре. Вид и мера возможного поведения еще отчетливее различаются в таких субъективных правах, как право собственности, право хозяйственного ведения, право трастового управления, право на ведение дела в суде и т.п.

В правоотношении субъективное право бывает конкретным или общерегулятивным, простым или сложным, разового или многократного использования.[4]

Конкретное субъективное право являет собой строго индивидуализированные вид и меру возможного поведения управомоченного в том или ином конкретном правоотношении. Оно может быть односторонним, относительным (т.е. соотнесенным с юридической обязанностью другого лица) или абсолютным, индивидуализирующим возможности управомоченного по поводу данного объекта касательно всех остальных лиц, как это бывает в праве собственности, где собственнику противостоит обязанность всех и каждого воздержаться от воздействия на его имущество.

Общерегулятивное субъективное право означает вид и меру юридически возможного поведения, определенные одинаково для всех возможных участников общерегулятивного правоотношения. Оно в одних случаях может полностью реализоваться без конкретизации, в других - в ходе реализации официально конкретизируется уполномоченными на то органами или должностными лицами, если данное общественное отношение нуждается в индивидуальной регламентации.

В простом субъективном праве воплощаемые в нем вид и мера возможного поведения не делятся на относительно обособленные части, в то время как в сложном - они складываются из дробных частей, каждая из которых может реализоваться более или менее самостоятельно. Примером простого субъективного права служит возможность бронирования жилого помещения, сложного - право собственности, включающее владение, пользование и распоряжение соответствующими ценностями. Дробные части сложного субъективного права именуются правомочиями.

Субъективное право разового пользования исчерпывается одним правомерным волеизъявлением управомоченного (например, истребование имущества собственником из чужого незаконного владения). Субъективное право многократного пользования допускает неопределенное число дозволяемых действий (скажем, проезд по месячному проездному билету в транспорте).

В гражданском праве важное значение имеет деление субъективных прав на вещные и обязательственные. Первые из них олицетворяют вид и меру возможного поведения относительно наличного имущества (вещи), вторые - вид и меру поведения касательно других материальных благ.

Содержание субъективного права многогранно и у разных авторов выражается по разному. Например, у Фаткуллина Ф. Ф. оно выражается в:

· юридически определенных и гарантированных возможностях управомоченного предпринимать активные положительные действия,

· требовать от других не мешать таким действиям или исполнять их прямые обязанности,

· пользоваться теми или иными социальными благами и предъявлять притязания, т.е. обращаться к компетентным органам в целях привести в движение государственные средства принудительного исполнения обязанности (к примеру, предъявить судебный иск).

У Черданцева А. Ф. содержание субъективного права выражается в трех полномочиях:

· в возможности определенного поведения самого управомоченного. Например, лицо, обладающее правом собственности на вещь, имеет возможность пользоваться ею, продать, подарить и т. п. Или обвиняемый, обладая правом на защиту, имеет возможность давать показания, заявлять ходатайства, приводить различные доводы в сврою защиту и т. д.;

· в возможности управомоченного требовать от обязанного лица определенного поведения, которое вытекает из его обязанности;

· в возможности управомоченного обратиться к государственным органам за защитой своих нарушенных прав (с исковым заявлением в суд, с жалобой в административные органы и т. п.).

По своей природе субъективному праву близка юридическая свобода, «посредством которой нередко фиксируется характер поведения участников общерегулятивных диспозиционных правоотношений. Она отождествляется с субъективным правом или, по крайней мере, проводится идея, будто юридическая свобода гарантируется законом в целях реального осуществления права управомоченным лицом.»[5] Однако все это не вполне соответствует специфике юридических свобод и, кроме того, действующему российскому законодательству. Конституция РФ не только различает права и свободы граждан, но и в ряде случаев ставит их в один ряд, соединяя при помощи союза «и» (статьи 17 - 19, 45, 55, 56). Это обстоятельство, четко фиксируемое при использовании грамматического приема толкования закона, обусловлено объективными факторами, связанными с особенностями регулируемых правом отношений.