Смекни!
smekni.com

Киевская Русь в IX–X вв. (стр. 3 из 4)

Всеслав оставил о себе долгую память. О нем была сложена былина «Волх Всеславьевич». Спустя более ста лет после этих событий автор «Слова о полку Игореве» описывает в своей поэме приключения князя Всеслава, которого он считал колдуном.

Вскоре князь Святослав Ярославич разгромил половцев, а его брат Изяслав изгнал Всеслава из Киева. Но затем братья Ярославичи начали враждовать между собой; усобица сыновей Ярослава Мудрого длилась восемь лет. В эти же годы произошли восстания в Поволжье и на далеком Белоозере. Вдохновителями этих восстаний были языческие волхвы, не примирившиеся с распространением христианства.

«Русская Правда». Несмотря на усобицы князей, Киевская Русь оставалась единым государством. Около 1072 г. трое братьев Ярославичей вместе со своими боярами составили в Киеве сборник законов, названный «Русской Правдой». До этого судили на основе традиций, правил, передаваемых из поколения в поколение. Широко распространена была кровная месть – мстили за убийство или другое преступление против родича. «Русская Правда» отменяла кровную месть и определяла денежные штрафы за различные преступления. Люди по этому закону разделялись по имущественному и должностному положению, что характерно для всех законов феодальной эпохи:

…§ 20. Если убьют огнищанина (управителя), разбойнически напав на него, а местные крестьяне не будут искать убийцу, то виру (штраф) платит вся вервь (община), на земле которой найдено тело убитого.

§ 21. Если убьют огнищанина в доме или около лошадей и коров, то виновника следует убить «во пса место» (как собаку). Так же следует поступать и при убийстве тиуна (исполнителя княжеских заданий).

§ 22. За убийство княжеского тиуна штраф в 80 гривен…

§ 24. За убийство княжеского старосты, распоряжавшегося сельскими работами, штраф 12 гривен…

§ 26. За убийство смерда или холопа штраф в 5 гривен.

Штраф за убийство огнищанина был огромен: он равнялся стоимости стада в 80 волов или в 400 баранов; такой штраф должен был разорить всю общину или отдать всех крестьян в кабалу князю. Жизнь смерда или холопа ценилась в 16 раз дешевле.

С появлением письменного закона Русь поднялась еще на одну ступень в своем развитии. Отношения между людьми в обществе стали регулироваться законами, что в значительной мере приводило в порядок общественную жизнь с ее бесчисленными трудностями.

Владимир Мономах. Сложная обстановка сохранялась на Руси вплоть до конца XI в. Князья ссорились между собой, превращая ссоры в разорительные войны. Половцы продолжали нападать на Русь и уводить в плен тысячи русских людей. Сами русские князья для вооруженного решения своих распрей приглашали и нанимали половецкие войска, что еще больше разоряло Русь. Вот как описывает летописец, очевидец событий, печальные последствия одного половецкого набега:

«Сотворился плач великий в земле нашей. Опустели села наши и города наши… Одних ведут в плен, других рассекают саблями, иных в отместку убивают мучительной смертью, другие трепещут, видя эти убийства пленных… Взяв город, половцы запалили его огнем, а жителей повели в свои кочевья… Измученных, печальных, костенеющих от холода, голодных, со скорбными лицами и почерневшими телами…»

В 1093 г. умер последний из сыновей Ярослава Мудрого – великий князь Всеволод; сын его, Владимир Мономах, находившийся при отце в Киеве, надеялся стать преемником отца, но киевляне избрали на великокняжеский престол другого князя – Святополка Изяславича. Он оказался слабым, неумелым правителем, но очень «сребролюбивым» (жадным до денег). Князь стремился из всего извлечь выгоду и покровительствовал ростовщикам. Сразу же после его смерти, в 1113 г. вспыхнуло восстание: киевляне разгромили двор боярина Путяты и дворы ростовщиков.

Киевское боярство пригласило на киевский великокняжеский престол популярного переяславского князя Владимира Мономаха. Новый князь изгнал из Киева многих ростовщиков и внес дополнение в законы «Русской Правды», облегчавшее уплату процентов и выплату долга. Этот «Устав Мономаха» был написан в пользу мелкого городского люда, часто попадавшего в долговую зависимость от ростовщиков.

В 1113–1125 гг. великим князем киевским был Владимир Мономах, внук Ярослава Мудрого. Он был известен народу до этого как патриот и активный защитник Руси от половцев. Мономах был не только полководцем и государственным деятелем, но и писателем: он написал интересное «Поучение детям», являющееся его автобиографией. Из этого произведения и из летописи мы узнаем, что князь Владимир совершил в своей жизни 83 разных похода. Мономах долго воевал с Олегом Святославичем, приводившим на Русь половецкие орды. Он добился, что на съезде в Любече в 1097 г. все князья единодушно решили:

«Зачем мы губим Русскую землю, сами поднимая взаимную вражду, а в это время половцы радуются, что мы воюем друг с другом, и они стремятся по частям уничтожить нашу землю. Отныне будем единодушны и сохраним Русскую землю!»

Правда, съезды князей не устранили княжеских усобиц, но попытка Мономаха запомнилась современникам. Владимир Мономах объединял русских князей для борьбы с половецкими ханами и победил Шарукана, Боняка и Тугоркана. О победе над Тугорканом народ сложил былину.

Став великим князем киевским, Владимир завершил разгром половцев и на некоторое время обезопасил Русь от набегов кочевников. Сорок тысяч половцев откочевали на Северный Кавказ.

Тридцатилетнее противостояние Владимира Мономаха половецкой опасности, устранение княжеских усобиц и забота о задолжавших простых людях сделали этого князя популярным.

Русские земли к началу XII в. В XII в. Русь была одним из важнейших государств Европы.

На всем огромном пространстве Руси существовали десятки тысяч сел, деревень и небольших заимок (поселков крестьян, расчищавших лес под пашню). С этого времени появляется все больше княжеских и боярских вотчин. Каждая вотчина, как вы уже знаете, представляла собой нечто вроде маленького независимого государства со своим самостоятельным хозяйством. Когда вы смотрите на карту большого феодального государства, вроде Киевской Руси, то видите обширный массив, закрашенный одной краской. Карта создает впечатление единства, или, как говорят, монолитности. Но нужно знать, что Русь, как каждое феодальное государство, состояла из множества вотчин. Центром вотчины был господский замок, представлявший иногда хорошо укрепленную деревянными стенами крепость. Многие замки превращались в города.

Города. Каждый город был военным центром, крепостью, за стенами которой могли отсидеться в то бурное время жители окрестных сел и замков.

Многие бояре жили не только в своих замках, но и имели дворы в городе, так что город был как бы коллективным замком целой округи. Если в городе жил князь, то его вассалы – бояре и младшие дружинники – тоже проживали внутри городских стен или под самым городом.

Города были укреплены стенами и башнями; в них строились двух- и трехэтажные деревянные здания, воздвигались каменные терема, соборы; улицы имели деревянные мостовые.

Скопление в городе богатых и знатных людей способствовало тому, что города становились средоточием торговли. На городской рынок окрестные крестьяне везли свои продукты, в города стремились «заморские» купцы (иностранцы и русские, ходившие в далекие плавания) и здесь поражали горожан восточной или византийской роскошью – шелковыми тканями, оружием дамасской стали, ароматными смолами для благовоний, приправами к кушаньям. Здесь же, на городском торгу, продавали свои изделия и местные ремесленники: кузнецы, гончары, оружейники, ювелиры – «златокузнецы». Ремесленники составляли основную массу городского населения. Часто мастера одной профессии селились в городе все вместе, целой улицей. До сих пор в некоторых старинных русских городах сохранились древние названия таких ремесленных улиц: Гончарная, Кузнецкий мост, Оружейный переулок, Кожевники.

Город был очень важным элементом феодального общества: он был средоточием самой высокой культуры для данного времени, кроме того, внутри города постепенно накапливались и развивались такие стороны жизни, которые поднимались над средневековым натуральным хозяйством, преодолевая его косность и замкнутость. В городах появились и люди интеллигентных профессий: архитекторы, художники, переписчики книг, врачи. В больших городах, вроде Киева, Новгорода, Смоленска, появились ремесленники, работавшие на рынок, на широкий сбыт своих изделий в городе и деревне. Это все было еще только в зародыше, но уже содействовало прогрессивному развитию русских городов.

Культура Руси. Восточные славяне, в отличие от многих народов Европы, не получили прямого культурного наследия древнего мира. Но от эпохи первобытности они унаследовали и богатый словарный запас, и мифологию. Некоторое влияние на славян оказали в древности соседние скифы и посещаемые славянами с торговыми целями греческие колонии на берегах Черного моря. На развитии культуры в IX–XII вв. положительно сказались ежегодные многолюдные поездки русской знати и купцов в Византию, на Восток, в Западную Европу. Здесь знакомились с кораблями, крепостями, ремесленными мастерскими, различными товарами, оружием, местными обычаями и законами.

Города – центры культуры. Просвещение, Очагами развития культуры на Руси были города, количество которых росло с каждым столетием. Некоторые русские города вроде Киева, Новгорода, Галича вошли в число центров европейского значения.

В городах значительно развилось ремесло, появились мастера самых различных специальностей; их изделия продавались не только в городах, но и шли в деревню. В городах открывали школы. В Киеве школы для юношей существовали с X в. А в конце XI в. сестра Владимира Мономаха устроила в Киеве школу для девушек. Монастыри, находившиеся тогда в основном в городах, стали важнейшими духовными и культурными центрами.