Смекни!
smekni.com

Москва – собирательница русских земель (стр. 2 из 4)

Дальнейшее возвышение Москвы продолжалось при его сыновьях — Юрии Даниловиче (1303-1325 гг.) и Иване Даниловиче «Калите» («кошель», «денежная сума») (1325-1341 гг.). Особое значение московские князья придавали овладению ярлыком на великое княжение владимирское (выдавался ханами Золотой Орды). В конце XIII — начале XIV вв. ярлыком на великое княжение обладали князья Твери (наиболее сильного княжества на то время). Однако первые московские князья сумели не только «прорваться» к владимирскому престолу, но и закрепить его за собой[6].

В 1317 г. ярлык получил Юрий Данилович. В 1328 г. (после восстания в Твери 1327 г.) ярлык был вручен Ивану Калите. С этого времени «великокняжеский стол» не выходил из-под контроля московских князей (хотя краткосрочные передачи ярлыка другим князьям случались и позже).

Иван Калита получил право сбора дани («выхода») с русских княжеств и доставки ее в Орду. Он добился необходимой передышки, усиления Московского княжества, что позволило его потомкам (князьям «Калитина рода») вступить в открытую борьбу с Ордой.

Существенную роль в усилении Москвы играл сложившийся в первой половине XIV в. союз с Новгородской республикой.

Иван Калита скупал земли у частных лиц, церковных учреждений, монастырей; приобрел даже три удельных города (Галич, Углич, Белозерск).

Московские князья сумели добиться тесного союза между великокняжеской властью Москвы и церковью, Иван Калита сблизился с митрополитом Петром. Петр подолгу гостил в Москве, где и умер в 1326 г., погребен в заложенном Успенском соборе Кремля. Преемник Петра — митрополит Феогност, прибывший в 1328 г., перенес митрополию из Владимира в Москву.

Таким образом, Москва приобрела значение общерусского церковного и идеологического центра, получила мощного и влиятельнейшего союзника.

При сыновьях Ивана Калиты Семене Гордом (1341-1353 гг.) и Иване Красном (1353-1359 гг.) в состав Московского княжества вошли Дмитровские, Костромские земли, район Калуги. Иван Красный получил в Орде не только ярлык на великое княжение, но и судебную власть над другими русскими князьями.


3. Борьба за объединение и независимость русских земель на II этапе объединительного процесса на Руси

В течение II этапа объединительного процесса на Руси происходит значительное упрощение политической карты Северо-Восточной Руси[7].

Одни историки (Н.Л. Рубинштейн, К.В. Базилевич) говорят о существовании здесь только четырех крупных государственных объединений: Московского, Тверского, Рязанского княжеств, Великого Новгорода. Другие (А.Н. Сахаров) называют княжества Московское, Тверское, Рязанское и усилившееся Нижегородско-Суздальское (Новгород они справедливо относят к Северо-Западной Руси).

Во время княжения Дмитрия Донского (1359–1389 гг.) и его сына Василия I (1389-1425 гг.) происходит дальнейшее усиление Москвы.

В 1366–1367 гг. в Москве был построен каменный Кремль (впервые в Северо-Восточной Руси).

Большую помощь в деле «собирания русских земель» на этом этапе московским князьям оказывала русская православная церковь (митрополит Алексий, Сергий Радонежский). В период между княжеских столкновений 1362-1364 гг. сложные дипломатические миссии успешно выполнял Сергий Радонежский в Ростове, Нижегородско-Суздальском княжестве.

В 1375 г. после похода московского войска на Тверь князь Михаил Тверской признает московского князя «старшим братом». Аналогичный договор заключает и князь Рязани.

С конца 70-х гг. XIV века князь Москвы берет на себя функцию защитника всей Русской земли (направляя воинов для борьбы с вторжениями татар в пределы других княжеств). Так, в 1378 г. московский князь разгромил татарское войско на реке Воже в Рязанской земле.

Историческая победа на Куликовом поле 8 сентября 1380 г. пока зала мощь и силу Москвы как политического и экономического центра — организатора борьбы за свержение ига Золотой Орды и объединения русских земель. Благодаря Куликовской победе был уменьшен размер дани. В своем завещании Дмитрий Донской впервые передавал великое княжение Владимирское своему сыну Василию как «отчину» (наследственное владение) московских князей, без санкции хана Золотой Орды.

За время княжения Василия I в состав Московского княжества вошел Нижний Новгород (1393 г.), ряд земель на окраинах страны.

4. Феодальная война на Руси во второй четверти XV в.

III этапом русского объединительного процесса стала феодальная война второй четверти XV в. Эта война коренным образом отличалась от междукняжеских усобиц предшествующего времени. Если в XIV в. владетели разных княжеств оспаривали друг у друга владимирский стол, то теперь князья московского княжеского дома сражались за обладание Москвой. Таким образом, в ходе этой междоусобицы не подвергалась сомнению роль Москвы как общерусского центра.

Начало кризиса носило династический характер. После смерти Василия I против его 10летнего сына (Василий II, 1425–1462 гг.) начал войну брат Василия I, сын Дмитрия Донского — князь Юрий (удельными владениями которого были подмосковный Звенигород и Галич в Костромской земле). После смерти Юрия борьбу продолжили его сыновья — Василий Косой и Дмитрий Шемяка[8].

Феодальная война стала столкновением сторонников и противни ков государственной централизации. В ход пускались ослепления (отсюда прозвища — Василий II Темный, Василий Косой), отравления, заговоры и т.д. Театром военных действий стала вся Московская земля.

Соперники сжигали города, уводили жителей в плен. Василия II поддержали московские бояре и церковь. Феодальная война закончилась победой сил централизации. Война несколько замедлила ход объединения земель, усилила зависимость от Орды.

Но она показала и феодалам, и народу необходимость единства для сохранения государственного порядка. Призрак кровавых усобиц XIIXIV вв. усилил стремление к твердой власти. Поэтому, в конечном счете, феодальная война укрепила великокняжескую власть.

В ходе феодальной войны русская православная церковь получила автономию (автокефалию). Василий II объявил еретиком и приказал арестовать митрополита Исидора, подписавшего Унию Ферраро-Флорентийского собора 1437–1439 гг. (об объединении православной и католической церквей).

15 декабря 1448 г. Поместный собор русских епископов поставил на митрополиты всея Руси рязанского епископа Иону. После похода Василия II на Новгород в 1456 г. была сильно ограничена самостоятельность Новгородской республики. Она ставилась под «совместное управление» великокняжеского наместника и местной администрации. Новгород отказался от права внешних сношений, признал переход части его владений в состав Московского княжества.

В 1461 г. Псков вынужден был принять наместника великого князя и признать свою зависимость от Москвы.

На рубеже XV–XVI вв. в течение примерно 50 лет во время великого княжения Ивана III (1462–1505 гг.) и первых лет княжения его сына Василия III (1505–1533 гг.) в основном завершилось объединение русских земель в одном государстве.

Часть новгородского боярства, во главе с посадницей Марфой Борецкой, заключила договор о вассальной зависимости Новгорода от Литвы. Рядовые же новгородцы были на стороне Москвы. В 1471 г. Иван III организовал поход против Новгорода Великого.

В походе участвовали войска всех подвластных Москве земель, что придавало ему общерусский характер. Победа в сражении на реке Шелони обеспечила Ивану III присоединение Новгорода (окончательно Новгород был присоединен к Москве в 1478 г.; из города был увезен в Москву вечевой колокол).

В 1480 г. (после «стояния» московских и татарских войск Ивана III и Ахмедхана на реке Угре) было окончательно свергнуто монголо-татарское иго[9].

В 1485 г. после двух дней осады сдалась Тверь. На рубеже XV и XVI вв. в состав Московского княжества вошли так называемые Северские земли — между реками Сожем и Десной. В 1510 г. прекратила существование Псковская республика. В 1514 г. после третьей подряд войны с Литвой к Москве отошел старинный русский город Смоленск, население которого сыграло большую роль в переходе его под власть Москвы (открыв ворота армии Василия III). В 1521 г. была присоединена Рязань. Объединение русских земель было в основном завершено.

Образовалась крупнейшая в Европе страна, которая с конца XV в. стала называться Россией.

К этому времени относится складывание российского самодержавия. Содержание этого понятия менялось. Вначале им обозначалась независимость от чужеземного господства, затем — единодержавие (то есть власть царя, распространявшаяся на все государство, в котором ликвидированы суверенные княжества) и только потом — власть неограниченная. «Самодержавие» в последнем значении понятия характерно для Русского государства начиная с XVI в.

Власть Ивана III (который систематически пользовался титулом «государь») приобретала постепенно самодержавные черты. Это подчеркивали и внешние атрибуты власти — скипетр, держава, «шапка Мономаха». «Сказание о князьях Владимирских» заявляло, что этот головной убор был подарен Владимиру Мономаху его дедом — императором Византии Константином Мономахом. Идея преемственности власти великого князя России от Византии стала еще сильнее после брака Ивана III и племянницы последнего византийского императора Софьи (Зои) Палеолог в 1472 г. Вскоре византийский двуглавый орел стал великокняжеским гербом.

Псковским игуменом Филофеем в послании к Василию III была сформулирована теория «Москва — третий Рим». В ней история выступает как процесс смены мировых царств. Первый Рим погиб в результате нашествия варваров, из-за отступления от истинного христианства. «Второй Рим» — Константинополь — захвачен неверными мусульманами (в 1453 г.); он пал из-за Флорентийской унии — союза с католической церковью. «Третий Рим» — Москва — истинный хранитель православия — будет существовать вечно[10].