Смекни!
smekni.com

Особенности общественно-политического и социально-экономического развития Северной и Южной Италии в ХIV—ХV веках (стр. 3 из 5)

В конце Х1У—ХУ вв. Венеция захватила большую территорию Апеннинского полуострова, а также имела земли на северо-западном побережье Балканского полуострова. В ХУ в. она владела Вероной, Падуей, Брешией, Равенной, Виченцей, Кремоной. ХУ в. стал вершиной экономического могущества Венеции, число жителей которой достигло 200 тыс. человек. В ХУ в. республика вложила в деловые операции 10 млн. дукатов, которые приносили прибыль в 4 млн. дукатов. В ХУ в. Венеция располагала 3345 кораблями и имела 36000 моряков. Приблизительно 16 тыс. работников Венеции было занято в производстве шелковых, шерстяных и хлопчатобумажых тканей. Годовой доход государства составлял 1614000 дукатов.

Флоренция – город, расположенный в Средней (или Центральной) Италии. В переводе с латинского «Флоренция» означает «цветущая». С победой коммуны (аристократического типа) (ХП в.) Флоренция вступила в яркий и бурный период своей истории. В 1250 г. во Флоренции была принята первая в истории городских республик Италии пополанская конституция. Городом (до поражения в битве при Монтаперти в 1260 г. ) стали управлять пополаны, правление которых, однако, было прервано на 22 года (с 1260 по 1282 г.) и восстановлено лишь в 1282 г. Законодательная власть во Флоренции в конце ХШ в. (после 1282 г.) принадлежала Совету коммуны и Совету народа (в них представители цехов преобладали над нобилями), а высшая исполнительная перешла к – приорату -- Коллегии из шести приоров (консулов), представителей от трех старших цехов, именовавшейся «Синьорией». Эта государственная система, закрепившая господство пополанов, получила название «Florentina libertas». В целом флорентийским цехам в конце ХШ в. удалось сломить господство городской аристократии (нобилитета) и установить новый политический строй, при котором вся власть перешла к старшим цехам. Законодательно новая государственная система была оформлена в 1293 г. с принятием новой конституции – «Установлений справедливости», соответствовавшей опять-таки интересам старших цехов. У власти оказался “жирный народ”. Аристократические фамилии нобилей потеряли право участвовать в высших органах власти и были лишены гражданских прав (ими стали обладать во Флоренции лишь члены цехов). Знатные феодальные семьи были вынуждены выселиться из города. Они имели право жить только в деревенских округах под надзором. Помимо этого, они должны были заключать между собой своеобразную круговую поруку: за преступление против конституции, совершенное кем-нибудь из старой знати, обязана была отвечать вся прежняя знать. И, наконец, они должны были внести большой денежный залог в качестве гарантии того, что они не выступят против пополанской республики.

Однако путь в цехи для прежней знати не был закрыт окончательно: вступив в старшие цехи (этих цехов было семь из 21), они получали избирательные права и соответственно могли быть избранными на высокие должности флорентийской республики (Вообще следует сказать, что в Х1У в. возобладала тенденция к утверждению единого пополанского статуса – границы между социальными слоями стали размываться – и фамилии нобилей -- по существовавшему законодательству - должны были переходить в пополанский разряд).

Борьба старших цехов и прежней знати была тесно связана с борьбой гвельфов и гибеллинов (подробнее об этих партиях см. “Италия в Х—ХШ вв.”). Проимператорская партия гибеллинов включала в основном те феодальные элементы, которые рассчитывали на возвращение императора. Однако решающую роль в политической жизни Флоренции теперь стала играть партия гвельфов, в которой объединились прежде всего “жирные” пополаны (банкиры, купцы и т.д.). Партия гвельфов стала официальной партией городских верхов, находившихся у власти. Но захват власти гвельфами отнюдь не означал прекращения политической борьбы. Гибеллины продолжали действовать и плести свои интриги. Да и внутри партии гвельфов не наблюдалось полного согласия, со временем они фактически распались на две партии – “белых” (которые склонялись к сближению с гибеллинами) и “черных” (непримиримых) гвельфов. Партию “белых” возглавила фамилия Черки, “черных” – Донати. В конце 1301 г. “черные” гвельфы изгнали партию “белых” из Флоренции. Дома “белых”и их дворцы были разрушены, а имущество – конфисковано. Кстати, к числу изгнанных “белых” гвельфов принадлежал и знаменитый поэт-гуманист Данте.

Х1У век стал временем расцвета пополанской демократии во Флоренции. Исполнительная власть в городе по-прежнему принадлежала Синьории – совету, состоящему теперь из девяти приоров (семь членов Совета избирались из числа старших цехов, два – из числа младших). Главой Синьории был гонфалоньер (или знаменосец) правосудия (справедивости).Он считался гарантом пополанской демократии.Ему же была поручена охрана конституции и проведение нового порядка в жизнь, он командовал (при необходимости) ополчением Флоренции. Избирался гонфалоньер на два месяца и в целом имел достаточно широкие полномочия. Кроме того, продолжали существовать Совет коммуны и Совет народа, в которых обычно утверждались принятые Синьорией законы. Члены обоих советов находились в должности четыре месяца. Подобная (достаточно частая) ротация высших магистратур позволяла в течение года многим сотням граждан принять участие в управлении государством. Но явное преимущество тем не менее имели члены семи старших цехов (их представители по существовавшему с 1387 г. закону могли занимать три четверти всех магистратур, а 14 младших цехов – лишь одну четверть. Итак, власть цепко держали в своих руках “жирные” пополаны – могущественные купеческие фамилии, породившиеся с домами нобилей.

Экономическое могущество Флоренции было основано на развитой промышленности и банковском деле. Еще в ХП в. Флоренция принимала участие в финансовых операциях, связанных с делами римского папы. Духовенство неоднократно прибегало к услугам флорентийских банкиров, дабы получить крупные денежные суммы для взносов в папскую казну. Кроме того, флорентийские банкиры выступали в Европе в качестве оценщиков и сборщиков папских доходов (брали эти сборы на откуп). Таким образом, ростовщический и банковский капитал Флоренции рос в тесной связи с папским престолом. В Х1У в. этот капитал был весьма значителен. На деньги богатейших флорентийских банкиров – Барди и Перуцци – велась Столетняя война. Для снаряжения своих экспедиций во Францию к ним был вынужден обращаться английский король Эдуард Ш. Но не только ростовщические операции создали могущество Флоренции. Она являлась крупнейшим промышленным центром Италии и Европы в целом. Начиная с ХШ в., во Флоренции стала развиваться шерстяная, а затем шелкоткацкая промышленность. По своему характеру шерстяная промышленность Флоренции напоминала промышленность фландрских городов. Главным образом флорентийская промышленность работала на привозной английской и испанской шерсти. Помимо этого, она закупала в Англии грубые невыделанные сукна, которые затем перерабатывались на флорентийских мануфактурах. В частности, подвергались окраске и затем поступали на ярмарки всей Европы. С Х1У в. промышленность Флоренции (в отличие от остальной Европы) начинает перестраиваться на новых капиталистических началах, здесь зарождаются раннекапиталистические отношения. Руководящая роль в перестраивающейся промышленнности принадлежала небольшому числу уже упоминавшихся старших цехов, которые не являлись цехами в собственном смысле слова (как это существовало в остальной Европе). Старшие цехи Флоренции прежде всего были союзами крупных предпринимателей, которые использовали труд мелких кустарей-производителей (работавших на дому с материалом, полученным от этих цехов. Затем кустари передавали старшим цехам готовую продукцию или полуфабрикат, т.е. во Флоренции Х1У в., в сущности, существовало мануфактурное производство).

Старшие цехи (или popolo grasso, т.е. «жирный народ»), помимо крупных предпринимателей, включали банкиров, купцов, а также представителей интеллигентных профессий: врачей, нотариусов, юристов.

Кроме старших цехов в «цеховом» строе Флоренции Х1У в. имелись и младшие цехи, в которые входили ремесленники разных профессий, известные под названием «мелкого (либо «тощего») народа» (popolo minuto), ниже которых находилась масса неорганизованных мелких кустарей и рабочих, среди которых особенно тяжелым было положение шерстобитов и чесальщиков шерсти, оплачивавшихся хуже всех и считавшихся наиболее презираемыми специальностями. К ним применялось презренное название “чомпи”.

Обычно наиболее ожесточенная политическая борьба вспыхивала во Флоренции в момент выборов в Синьорию, когда младшие цехи особенно чувствовали свою обделенность и предпринимали попытки произвести переворот. В июле 1378 г. наемные рабочие сукнодельческих мануфактур Флоренции (чомпи) вместе с мелкими, не организованными в цехи ремесленниками и торговцами с требованиями допустить представителей чомпи и всего “тощего народа” в правительство, повысить на 50% зарплату и т.д. напали на Синьорию. В ходе этого восстания была предпринята попытка торгово-ремесленной массы горожан расширить представительство младших цехов в органах власти. Восстание отличалось от многих других городских восстаний того времени -- как в Италии, так и за ее пределами -- ярко выраженным политическим характером. Оно выдвинуло, наряду с экономическими, и политические требования: создать три новых цеха, увеличить представительство младших цехов в главных магистратурах. События 1378 г. сопровождались разрушением дворцов “жирных” пополанов и отличались мало свойственной народным восстаниям такого толка организованностью, желанием добиться политической цели – расширить рамки пополанской демократии. Восставшие захватили власть и произвели новые выборы. В новый состав Синьории вошли три представителя от старших и младших цехов, и от чомпи. Гонфалоньером справедливости -- главой Синьории -- стал чесальщик шерсти Микель Ландо (Микеле ди Ландо), впоследствии оказавшийся подставной фигурой. Было организовано три новых цеха: два – для мелких мастеров (красильщиков и портных) и один – для чомпи. Но новая Синьория оказалась крайне нерешительной, а Микель Ландо – предателем, подкупленным флорентийскими пополанами и использовавшийся ими для борьбы с чомпи. В ходе движения чомпи крупные предприниматели Флоренции стали закрывать свои мануфактуры и уезжать из города. Во Флоренции началась безработица, а население фактически было обречено на голодное вымирание, поскольку не было налажено снабжение продуктами. В августе 1378 г. часть чомпи ( недовольная нерешительностью нового правительства) выступила вторично , однако потерпела поражение. На этот раз в разгроме восставших чомпи принял непосредственное участие Микель Ландо. Цех, объединявший чомпи, был распущен, а их организация запрещена. В итоге чомпи были разромлены, к власти вернулся “жирный народ”. Однако страх перед подобными движениями привел к тому, что политическое устройство Флоренции стало постепенно видоизменяться и приняло с конца Х1У в. (а особенно в ХУ в.) все более олигархический характер, характер тирании. Во Флоренции постепенно была установлена фактическая Синьория одной семьи -- знаменитой фамилии Медичи.