Смекни!
smekni.com

Политика римских императоров в период принципата (стр. 3 из 5)

Одним из важнейших социальных вопросов в Римской империи периода принципата был вопрос о предоставлении римского гражданства рабам и жителям провинций. Процесс получения гражданства был очень строг и сложен, но в тоже время существуют примеры, когда люди имели права гражданства нескольких полисов: «Становиться возможным «множественное гражданство» - обладание правами в нескольких полисах, подчас расположенных в разных провинциях (например, Аврелий Поликарп был гражданином Кибиры, Филадельфии, Лакеденома, Афин, Эфеса, Николополя)».16 Самым строгим в Римской империи был порядок предоставления римского гражданства, пример этого мы можем видеть в переписке Плиния Младшего с императором Траяном по поводу предоставления римского гражданства лекарю Гарпократу. Плиний просил предоставить римское гражданство своему лекарю-египтянину, а затем, уточнив юридические положения, он ходатайствует о получении им сначала александрийского гражданства, а лишь затем римского (таковы были правила получения гражданства для египтянина): «Согласно с установлениями предшествовавших мне принцепсов я решил предоставлять права александрийского гражданства лишь с большой осмотрительностью». (переписка Плиния с Траяном. ХХIII 7) В тоже время некоторые историки отмечают уменьшение значения гражданства в отдельных полисах: «В период Империи постепенно теряло свое значение противопоставление граждан и не граждан. В официальных полисных надписях постепенно уменьшается число терминов, обозначающих различные категории не граждан, а некоторые исчезают совсем».17

Неотъемлемой частью жизни Римской империи было проведение увеселительных зрелищ: «От своего имени я устраивал гладиаторские игры три раза, а от имени моих сыновей и внуков – пять раз; в этих играх сражалось около десяти тысяч человек». (Деяния божественного Августа. 22) На праздники и в честь больших побед устраивались зрелища: игры, театральные представления, гладиаторские бои, морской бой, состязания атлетов. «Среди зрителей, которые ранее сидели беспорядочно и вели себя распущенно, он навел и установил порядок». (Светоний. Август)18 По отношению к неимущей части римских граждан, к основной массе плебеев, Август проводил политику, направленную на удовлетворение их жажды «хлеба и зрелищ»: «Римскому плебсу я отсчитал на каждого человека по триста сестерциев согласно завещанию моего отца Юлия Цезаря, а от своего имени я дал каждому по четыреста сестерциев из военной добычи». (ДБА.15) Но в случаях неурожая принимались серьезные меры, противодействующие голоду и возможным беспорядкам, из города высылались работорговцы с их рабами и ланист с их гладиаторами, всех иноземцев и отменялись или уменьшались хлебные выдачи, так как из-за них приходило в упадок земледелие. (Светоний. Август.)

Экономика Римской империи развивалась медленно, как и в других рабовладельческих государствах. Основной доход владельцу земель обеспечивало сдача земельных участков в аренду, о чем мы видим упоминание в переписке Плиния с Траяном, где он просит предоставить ему отпуск для устроения личных дел: «…ты попутно окажешь весьма большую поддержку моим имущественным интересам. Я не могу больше откладывать сдачу принадлежащих мне в той области земель в аренду, которая между прочим превышает сумму в 400 тыс. сестерциев, тем более, то ближайший сбор винограда должен был бы произвести уже новый колон». (Плиний Траяну. ХХIV.8)

В переписке Плиния с Траяном мы видим систему управления финансами в провинциях: проконсул производил сбор налогов, в чем ему должны были помогать члены местных сенатов, и отправлял собранные средства в Рим, - он должен был еще контролировать распоряжение местными городскими средствами, получавшимися от аренды городского имущества, от подрядов, продажи. Например, Плиний, обращаясь к Траяну за разрешением на постройку новой бани в Прусе, уверял того, что финансирование будет обеспечено за счет уже существующих источников поступлений. (Плиний -Траяну. ХХХIV. 23) В ответ на послание Плиния император

Траян ответил: «Если постройка новых бань не будет обременительна для средств прусцев, то мы можем согласиться на удовлетворение их желания; лишь бы только они для этой цели не прибегали к новому обложению или не оказалось бы у них на будущее время недостатка средств для неотложных расходов». (Траян -Плинию. ХХХV. 25) В некоторых случаях принцепсы могли изменить налоги. Так, например, Антонин Пий в 158 г. пожаловал городу в Македонии, опять-таки в ряду прочих привилегий, право взимать со свободных подушный налог в размере одного денария, чтобы обеспечить доход для удовлетворения неотложных нужд19 .

В Римской империи существовали строгие нормы, которые касались официальной национальной одежды и обуви римлян. Римлянам предписывалось ходить в национальной одежде: тогах и сандалиях. Г.С. Кнабе рассказывает о случае описанном Светонием, когда Август увидел на форуме группу граждан, стоявших без тог, в одних туниках, и сделал им резкий выговор, сказав, что нет для римлянина большей чести, чем выйти на форум в тоге.20 Вплоть до развития империи на улицах, в домах, тавернах и общественных зданиях царила крайняя теснота. Ювенал так описывает центр Рима эпохи Флавиев:

…Мнет нам бока огромной толпою

Сзади идущий народ: этот локтем толкнет, а тот палкой

Крепкой, иной по башке тебе даст бревном иль бочонком;

Ноги у нас все в грязи, наступают большие подошвы

С разных сторон и вонзается в пальцы военная шпора21

Новые правила городской застройки, были установлены императором Нероном после великого пожара 64 г. Императоры заботились о постройках бань и водопроводов для нужд римлян. Были построены огромные термы, почти каждый император старался построить более большие термы и другие общественные здания, чтобы сохранить свое имя в веках.

1.4 Религиозная политика римских императоров в период принципата

В период принципата происходят значительные изменения в религиозной политике Римской империи – происходит становление культа императора. Еще ранее многие правители Римской империи связывали себя с божествами, которые им особо покровительствуют: Сулла – с Фортуной и Афродитой, Цезарь – с Венерой, считавшейся родоначальницей рода Юлиев, Антоний – с Дионисом, Октавиан – с Аполлоном.22 Правители всегда старались иметь идеологическое воздействие на плебс. С начала своего правления Август старался проповедовать и среди знати правила добродетели: мужество, справедливость и снисходительность. В Риме Август учредил особый культ божества мирного времени, которое стало называться PaxAugusta – Августов Мир, и повелел построить на Марсовом поле роскошный беломраморный Алтарь Мира, украшенный изящными скульптурными рельефами.

Пропагандировалось начало «золотого века», наступившего благодаря Августу. Усиливалось обожествление Августа, а после его смерти все императоры именовали себя Августами. Поддерживалось убеждение, что император это наместник бога на земле и в его четь воздвигали храмы и отправляли императорский культ. Указание на культ императора можно увидеть в работах многих историков. И если в правление Августа это было не так явно, то далее это только усиливалось. Например, Светоний пишет: «Храмов в свою честь он не дозволял возводить в провинциях кроме как с двойным посвящением – ему и богине Роме (богине города Рима). А в самом Риме он от этой почести отказался наотрез. Даже серебряные статуи, которые были отлиты в его честь, он все перелил на монеты и на эти средства посвятил два золотых треножника Аполлону Палантинскому». (Светоний. Август. 52). В переписке Плиния с Траяном мы видим, что жители провинции принимали на себя торжественные обеты за благополучие императора. (Плиний - Траяну. ХLIV. 35). Культ императора стал обязательным, и его нарушение строго каралось. Неверие в вечность и божественность императора и «вечного города» Рима стали трактоваться как государственная измена.

В Римской империи периода принципата появляются первые упоминания о христианах. Например, Тацит: «…Нерон, чтобы побороть слухи, приискал виноватых и предал изощреннейшим казням тех, кто своими мерзостями навлек на себя всеобщую ненависть и кого происходить это название, казнил при Тиберии прокуратор Понтий Пилат; подавленное на время это зловредное суеверие стало вновь прорываться наружу, и не только в Иудее, откуда пошла эта пагуба, но и в Риме». (Тацит. Анналы. XV, 44) Упоминание о борьбе с христианами можно найти и в переписке Плиния с императором Траяном, который спрашивал у императора о мерах которые ему следует предпринять по отношению к христианам. (Плиний Траяну. ХСII.)

Религиозная политика императоров нашла свое отражение на монетах Империи и зависимых государств. На монетах изображались сами императоры или члены их семьи в виде различных божеств, встречаются изображения небесных светил – солнца, луны, звезд, созвездий. На монетах Римской империи часто встречаются мифологические сцены и герои: Ромул и Рем, Нума, Гораций и Куриаций и другие. На монетах изображались религиозные сцены с участием императора: император предстает в жреческой одежде или военном костюме у алтаря или храма в сценах жертвоприношений. Например, император Траян в 107 года выпускает серию монет с изображением всех божеств и обожествленных понятий, что должно было связать его правление с «римским мифом».25


1.5 Выводы

В Римской империи периода принципата сложилась интересная система управления, сочетавшая в себе органы управления республики и единоличного правителя, по своей сути императора. Противоречивость этой системы давала большие возможности для возникновения тирании. Вся политика императоров была направлена на пропаганду своей единоличной власти, «поддерживаемой» всем народом. Как мы видим из источников приход к власти того или иного правителя часто зависел от отношения к нему армии, что приводило правителя в некоторую зависимость от нее. Принцепсы были вынуждены устраивать различные зрелища и раздачу денег, чтобы поддерживать хорошие отношения с армией и народом. Чтобы упрочить свое положение правители старались идеологически воздействовать на население римской империи, объявляя свою власть – властью наместника бога на земле. В период принципата постепенно формируется система императорской власти, когда все решения зависят от одного человека в государстве – императора.