Смекни!
smekni.com

История Словении (стр. 3 из 4)

После реформ Иосифа II начался процесс ликвидации феодальной системы землепользования, который на словенских землях шел интенсивнее, чем у других южнославянских народов империи. Продажа земли помещиками способствовала ее концентрации в руках государства и обогащению буржуазии. Крестьяне арендовали землю у помещика и помимо оплаты ренты (денежной и натуральной) должны были еще отрабатывать определенное число дней в году барщины и выплачивать десятину церкви. В 1846 г. вышел патент, который значительно облегчал положение крестьян - все существующие повинности заменялись денежной выплатой. В связи с этими процессами и формирование национальной буржуазии у словенцев проходило гораздо быстрее, чем у других южнославянских народов. Свой первоначальный капитал она создавала благодаря откупам и скупке земли у разорившихся помещиков. Однако в промышленности и торговле царила немецкая буржуазия. Широко распространенные мануфактуры, а также горные и металлургические предприятия стали базой капиталистической промышленности.

Словенские города, находившиеся на пересечении транзитных торговых путей, довольно быстро развивались. Абсолютное большинство населения было католиками. В жизни словенцев католическая церковь играла исключительно важную роль. Она являлась одним из крупнейших землевладельцев, ей принадлежала треть земельных наделов. Священники, как правило, были этническими словенцами или хорошо знали словенский язык. Из числа духовенства вышла основная часть деятелей словенского просвещения и культуры, его представители стали ядром национальной общественности.

Словенское национальное Возрождение и революция 1848-49 гг.

В коронных землях Габсбургов, в состав которых входили словенские территории, революционные события протекали в значительно более сглаженном виде. Причиной этого были: во-первых, более лояльное отношение властей; во-вторых, слабость словенского национального движения по сравнению с сербским и хорватским. К началу революции словенцы еще не имели своей политической программы, их лидеры, являясь выходцами из крестьян, небогатых горожан, были очень ограничены в своих политических познаниях. Нe случайно поэтому в первые же дни революции наиболее активно выступили представители молодой словенской интеллигенции - студенты, учившиеся в Вене и Граце. Политическая и общественная жизнь этих городов была гораздо более развита, чем в тихих провинциальных словенских городах. Именно в Вене и Граце появились первые словенские национально-культурные общества. Сам термин "Словения" начинает использоваться словенскими интеллектуалами лишь накануне революции 1848 г. До этого словенцы называли себя: "каринтийцы", "штирийцы", "крайнцы", и их местная обособленность замедляла процесс объединения словенской нации.

Первым сформулировал национальные требования словенцев сторонник иллиризма Матия Маяр Зильский. В своих статьях он заявлял о необходимости введения в "школах и канцеляриях словенского языка", а также требовал установления особой административной области Словения со своим провинциальным собранием. Выступления Маяра подтолкнули словенскую молодежь в Вене к созданию программы под названием "Объединенная Словения", которая предусматривала объединения всех словенских земель. В 1848 г. эта программа являлась не только программой либералов, но и умеренно консервативных словенских национальных деятелей. Суть ее состояла в том, что все словенские земли должны были быть объединены в одну административно-политическую единицу - Словению со своим представительным органом (дежельный збор). Словенский язык имел бы те же права, что и немецкий в немецких землях. Словения должна входить в Австрийскую империю, а не Германию. Программа "Объединенной Словении" базировалась исключительно на этническом принципе: в Словению входили только те территории, которые были населены словенцами, она не предусматривала создания независимого государства. Все общественно-политические деятели считали, что Словения, безусловно, должна входить в состав Габсбургской монархии, переустроенной на федеративных началах. Они были убеждены, что новая Австрия станет лучшим гарантом свободного развития славянских народов, угрозу существования которым видели не только со стороны объединенной Германии, но и со стороны России.

В первые дни революции 1848 г. словенские национальные политики были полны радужных надежд на то, что они смогут добиться равноправия для своего народа при содействии и с помощью немецких либералов. Однако националистическая позиция немецких либералов, стремившихся включить словенские и чешские земли в объединенную Германию и не желавших считаться с чаяниями славян, охладила симпатии словенцев. После подавления восстания в Праге Маяр стал выступать с антинемецких и интивенгерских позиций. В августе 1848 г. Словенское общество в Любляне активно собирало средства в поддержку сербов и хорватов.

После поражения октябрьского восстания в Вене вопрос об объединенной Германии отпал: немецкие земли оставались в пределах Габсбургской монархии. Изменилась и словенская австро-славистская программа. Маяр обосновал ее следующим образом: пять народов, живущих в Австрии (славяне, немцы, венгры, румыны и итальянцы), должны образовать каждый свою административную политическую единицу с границами, строго соответствующими этническому признаку. Предполагалось, что центральное австрийское правительство занималось бы финансами, торговлей, армией, международными отношениями. Славянская автономия - Славия - имела бы свое правительство и свое представительное собрание, куда выбирались бы депутаты всех славянских земель. Прерогативой центральных органов явилась бы выработка политики по отношению к общеевропейскому правительству и к остальным народам Австрии. Сама Славия также строилась по федеративному признаку: каждое славянское племя должно было иметь представительное собрание, своего губернатора и своего военачальника.

Союз югославянских народов в границах Габсбургской монархии проповедовали словенские либералы, многие из которых накануне революции участвовали в иллирийском движении. Например известный поэт Стано Враз был хорошо знаком с Людевитом Гаем. Словенцы не имели "исторического права" на государственность, поэтому некоторые из них предлагали войти в состав хорватской автономии.

В период революции в словенских землях, в отличие от хорватских и сербских земель, национальный вопрос интересовал только небольшую прослойку национально сознательной интеллигенции. Крестьянство, составлявшее основную массу словенского народа, относилось к нему с полным безразличием.

И тем не менее революция 1848-1849 гг. имела огромное значение для социально-экономического и национально-политического развития славян вообще и словенцев в частности. В это время впервые были четко сформулированы национально-политические программы словенцев.

Идеи иллиризма, носившие чисто культурный характер, теперь воплотились в югославистские политические проекты. Вопрос о политическом объединении южных славян был поставлен на повестку дня, правда, еще в австрославистской форме.

После введения октроированной конституции часть словенских либералов отошла от югославистской и австрославистской программ, однако Маяр не отказался от политической борьбы и призвал своих единомышленников издавать газету на словенском языке, в целях пропаганды и защиты своих прав.

Словенские земли во второй половине XIX - начале XX в.

После революции 1848-1849 гг. капиталистические отношения в словенских землях получили дальнейшее развитие. Несмотря на то, что помещики продолжали владеть большей частью земли, крестьяне были освобождены от феодальной зависимости и стали собственниками обрабатываемых земель. Постепенно в деревне возникли предпосылки для формирования сельская буржуазия. Уже к концу XIX в. капиталистические формы ведения хозяйства стали преобладать в имениях словенских помещиков. Промышленный переворот и быстрое развитие капитализма в соседних австрийских и чешских землях оказали непосредственное влияние на Словению, через которую осуществлялись торговые связи Австрии с балканскими странами, Италией и другими государствами.

Во второй половине ХІХ в. внедрение австрийского и иностранного капитала в экономику Словении резко усилилось. К концу XIX в. заметное развитие получила горнодобывающая и металлообрабатывающая промышленность, а также пищевая, кожевенная, строительная, текстильная, создававшиеся главным образом с помощью австрийского капитала. По уровню промышленного развития Словения значительно превосходила другие югославянские земли: на ее небольшой территории было сосредоточено более половины всех промышленных и мануфактурных предприятий, расположенных в областях, которые позже составили Югославию, и более половины всех промышленных и мануфактурных рабочих. И в дальнейшем, в начале XX в., словенские земли по своему экономическому развитию опережали остальные югославянские земли.

Ускорившийся процесс формирования словенской буржуазии привел к активизации национальной буржуазной интеллигенции в политической и культурной областях.

Октябрьский диплом австрийского императора 1860 г., фактически имевший силу конституции, и Февральский патент 1861 г., изменивший взятый курс на федерализацию, вновь утверждали в империи жесткий централизм. Был введен общеимперский двухпалатный парламент - рейхстаг, который стал законодательным органом и куда все территории должны были направить своих представителей. В словенских землях также были проведены выборы в местные представительные органы - лантаги. Однако из-за особенностей избирательной системы в них преобладали немецкие представители.