Смекни!
smekni.com

Историческое развитие Хорватии (стр. 8 из 11)

После поражения революции на территории Австрийской империи хорватское Банское вече вынуждено было признать октроированную конституцию, хотя против нее выступили многие политические деятели Хорватии. Требование о воссоединении всех хорватских земель в одно целое выполнены не были. Единственной уступкой явилось временное выведение Хорватии и Славонии из-под венгерского управления. Из национальных задач были решены лишь некоторые (введение национального языка в общественную и политическую жизнь хорватских земель); процесс мадьяризации был остановлен.

2.3 Хорватские земли во второй половине XIX — начале XX в.

Хорватия и Славония в период 1851—1868 гг. В 1851 г. Франц-Иосиф отменил Конституцию 4 марта 1849 г. Было принято решение о проведении реформ сверху. Основная задача правительства, фактически возглавляемого в 1852—1859 гг. министром внутренних дел Александром Бахом, сводилась к жесткой централизации империи, укреплению авторитета и влиянию Вены во всех ее частях. Австрия объявлялась абсолютной монархией. Управление Хорватией было передано в руки австрийских чиновников во главе с баном, являвшимся наместником венского правительства. Вся жизнь страны контролировалась чиновниками, жандармерией и церковью. Официальным языком администрации объявлялся немецкий.

В 1853 г. был издан императорский указ о ликвидации феодальных отношений (зависимость крестьян, размеры выкупа земельных наделов и т. д.). Этот указ открывал дорогу развитию капиталистических отношений в сельском хозяйстве по так называемому прусскому пути.

В середине ХIХ в. Хорватия оставалась одной из самых отсталых провинций Австрийской империи. Развитие капиталистических отношений в ее областях протекало особенно сложно. Тяжелое экономическое положение Хорватии, централизаторская политика Габсбургов привели к росту антиавстрийских настроений в среде буржуазии и дворянства. На протяжении всего этого времени баном Хорватии оставался до самой своей смерти весной 1859 г. И. Елачич.

В конце 50—60-х гг. внешнеполитическое положение Австрии резко ухудшилось. Прежде всего это касалось отношений с Россией после Крымской войны. В это же время Пруссия оспаривала ее руководящее положение в Германии, Италия активно боролась за освобождение своих земель, входивших в состав габсбургской монархии. В войне 1859 г. против Франции Австрия потерпела поражение. Внутри государства нарастало национально-освободительное движение, в котором наиболее активным было венгерское.

Все эти причины вынудили Франца-Иосифа подписать в 1860 г. диплом о введении конституционного режима, который предусматривал восстановление провинциальных сеймов и организацию общего для всей империи рейхстага. Фактически этот диплом имел силу конституции. Венгерское Государственное собрание и Хорватский собор наделялись законодательными функциями. Венгерские лидеры пошли на прямое соглашение с Веной о реформировании империи на принципах дуализма. Уступки, сделанные венграм, были весьма существенными. Восстанавливалась территориальная целостность венгерских земель. В конце 1860 г. была упразднена автономия Воеводины, ее территория разделена между Венгрией (Бачка, Банат) и Хорватией, которая получила часть Срема.

Буржуазия славянских земель империи Габсбургов благожелательно отнеслась к введению конституционного режима, надеясь на федеративное устройство государства. Вместе с тем венские правящие круги проводили политику лавирования и стремились обострить отношения между Венгрией и Хорватией. Так, австрийское правительство вернуло некоторую часть территории, населенной хорватами, в состав Венгрии. Одновременно при правительстве в Вене был создан специальный отдел по хорватским делам, и языком администрации определен хорватский. Понятно, что этим Вена стремилась привлечь хорватов к поддержке ее централизаторской политики. Одновременно хорватская буржуазия и дворянство, учитывая трудную для Австрии внешнюю и внутреннюю обстановку, развили бурную политическую деятельность. Образовались две крупные группировки, одна из которых, национально-либеральная (народняки), выступала за объединение хорватских земель, поддерживала австро-славистские взгляды, склонялась к федерализации монархии, но вместе с тем хотела равноправного союза с Венгрией, видела в венграх союзников против австрийского централизма. Лидером народняков был Иосип Штросмайер. Народняки лавировали между Веной и Будапештом и являлись сторонниками «югославизма» — теории национального единства всех южных славян (автор теории историк Франьо Рачкий). Но уже в 60-е гг. их взгляды несколько изменились, и прежде всего в отношении Австрии. Народняки стали выступать за отделение Хорватии от Австрии и создание независимого югославянского государства. Партия, противостоявшая народнякам — национально-конституционная (унионисты, бывшие мадьяроны, их лидер барон Левин Раух), выступала за объединение с Венгрией и вхождение в ее состав, была настроена враждебно к австрийской централизации. В конце 60-х гг. оформилась партия права (праваши) во главе с Анте Старчевичем. Партия стремились показать, что она защищает государственное право, историческое право на национальную независимость. Все политические партии и течения в своих программных заявлениях руководствовались уже четко сформированным принципом суверенитета хорватской нации, что свидетельствовало о росте национального самосознания.

На заседаниях собора, который проходил в 1861 г., главным вопросами были: объединение Далмации с Хорватией и Славонией и отношение к венгерскому национальному движению. Большинство депутатов проголосовало за то, чтобы признать возможность союза с Венгрией, но только при условии государственной самостоятельности и территориальной целостности Хорватии.

Летом 1866 г. Австрия потерпела поражение от Пруссии. В 1867 г. венгерская буржуазия, воспользовавшись трудной внешнеполитической и внутриполитической ситуацией в империи Габсбургов, вновь потребовала включить Хорватию в состав Венгрии. В 1867 г. империя была превращена в двуединую (дуалистическую) монархию — Австро-Венгрию, общие дела которой (армия, внешняя политика и т. д.) решались делегациями парламентов обеих частей государства. Власть над народами восточной части империи, в том числе и над Хорватией, была передана Венгрии. Хорваты пытались сопротивляться, однако собор 1868 г. утвердил хорвато-венгерское соглашение, определявшее положение Хорватии в составе земель венгерской короны. Это соглашение сохраняло за Хорватией автономию в делах внутреннего управления, суда, церкви и школ, хорватский язык признавался официальным на всей территории Хорватии. Все вопросы экономической жизни, сбор налогов, управление транспортом и связью входили в компетенцию венгерского парламента и правительства. Глава автономного правительства — бан назначался императором по представлению венгерского премьера. Это давало возможность подчинить себе хорватскую администрацию. Фактически вся законодательная и административная деятельность в Хорватии находилась под контролем венгерского правительства. Хорвато-венгерское соглашение знаменовало собой предоставление Хорватии усеченной формы автономии в составе Венгерского королевства. Триединое королевство Хорватия, Славония и Далмация признавалось в качестве политической единицы, составляющей с Венгрией единую государственную общность. Венгрия подтверждала целостность хорватских территорий и обязывалась добиваться соединения Военной Границы и Далмации с Гражданской Хорватией.

Одним из сложных и дискуссионных был жизненно важный для хорватской экономики вопрос о статусе города Риеки. Этот крупнейший хорватский порт перешел под управление Венгрии и был объявлен венгерским административным округом. Таким образом, выхода к морю Хорватия так и не получила. Соглашение 1868 г. стало важнейшим государственно-правовым документом, которое поставило Хорватию в подчиненное положение, из которого она не могла выйти почти 50 лет. Степень зависимости от Венгрии оставалась значительной, особенно в финансово-экономической сфере. Все ключевые министерства — финансов, торговли, путей сообщения, военное - были венгерскими, и основные направления развития Хорватии полностью зависели от венгерского правительства. Хорвато-венгерское соглашение не решило задач национального объединения и государственной самостоятельности Хорватии. И все же из всех южнославянских территорий Австро-Венгрии только Хорватия добилась предоставления ей автономных прав, что знаменовало собой определенный этап в борьбе за государственность.

Во второй половине ХІХ в. экономическое развитие хорватских земель было связано, с одной стороны, с развитием капиталистических отношений в венгерских землях, с другой экономика хорватских земель испытывала влияние мощного австрийского капитала. Особенно заметные изменения произошли в сельском хозяйстве, где развитие товарности сельскохозяйственной продукции расширяло внутренний рынок, что в свою очередь приводило к накоплению первоначального капитала. Постепенно развивалось промышленное производство, формировался класс буржуазии и рабочих, росли города, из отсталой окраины Хорватия превращалась в довольно развитую капиталистическую область.

Национально-зависимое положение Хорватии продолжало накладывать отпечаток на ее политическое развитие. В общественно-политической жизни Хорватии представители разных политических партий продолжали борьбу за проведение своих программ преобразований в стране. Народняки по-прежнему оставались наиболее многочисленной и влиятельной силой в обществе, резко критиковали хорвато-венгерское соглашение, предлагали преобразовать империю, активно вели поиски союзников, широко используя идею единения южных славян. В декабре 1870 г. они провели в Любляне Югославянский съезд, в котором приняли участие около 100 хорватских, словенских и сербских представителей, обсуждавших программу единой югославянской политики. Лидеры народняков вели тайные переговоры и с правительством княжества Сербии, обсуждая возможные совместные действия в Боснии и Герцеговине. В 1870 г. при их активном содействии бан Л. Раух вынужден был уйти в отставку, на выборах 1871 г. народняки одержали абсолютную победу. Партия права также выступала против хорвато-венгерского соглашения, но при этом они не поддерживали идею народняков о югославизме, считая ее предательством интересов хорватского народа. Лидер правашей А. Старчевич, будучи депутатом сабора, активно пропагандировал идеи своей партии. Были предприняты попытки сопротивления режиму вооруженным путем, в 1871 г. на Военной Границе произошло восстание, однако большинство граничар не поддержали восставших, и оно было подавлено.