Смекни!
smekni.com

Октябрьский переворот в Петрограде. Первые шаги новой власти (стр. 1 из 3)

Федеральное государственное

образовательное учреждение

высшего профессионального образования

РЕФЕРАТ

Октябрьский переворот в Петрограде. Первые шаги новой власти


Содержание

Введение

Подготовка революции

Вооруженное восстание

II съезд Советов

Деятельность нового правительства

Заключение

Список литературы


Введение

Объектами исследования являются октябрьская революция 1917 г. и первые мероприятия, проведенные новым правительством. Целью данной работы является исследование событий октября 1917 г., выявление особенностей подготовки и проведения революции. Рассмотрение мероприятий, предпринятых большевиками в 1917-1918 г., и оценка их значения для истории Российского государства.

Россия октября 1917 г. – полуразрушенное государство, с правительством, проводящим сомнительную, ни к чему не приводящую, политику, и народом, который уже давно потерял доверие к руководящим органам, и пытался вершить свою судьбу самостоятельно.

В стране царила анархия, беспорядки, погромы, самосуды. В деревнях крестьяне не имели ни земли, ни скота. Догорали помещичьи усадьбы, дорезали племенной скот, доламывали инвентарь. Шло массовое закрытие промышленных заведений, выбрасывая на улицы сотни тысяч голодных, озлобленных людей.

Февральская революция показала, что простой люд может участвовать в политической жизни страны. Но как бы то ни было, революция должна состоять из двух актов: разрушение старого порядка в стране и создание нового. Революция февраля завершила первый акт, но второй так и не был осуществлен [2]. В августе на политической арене появился генерал Корнилов, который был готов взять ситуацию в стране под свой контроль и привести ее к светлому будущему, но, несмотря на его положительные намерения, названный Временным правительством «мятеж» генерала Корнилова, был подавлен.

К этому времени мир был уверен в том, что революция закончена, но как сказал А.Ф. Керенский в середине октября 1917г: «Весь мир думает, что русская революция кончилась. Остерегайтесь ошибки. Русская революция еще только начинается» [2].

Ситуацию усугубляла еще и затянувшаяся война. Измученная, близкая к развалу Красная армия из последних сил вела сражения против германских войск. Повсюду проводились митинги недовольства, на одном из таких митингов говорил солдат от какой-то 548-й дивизии: «Товарищи! — кричал он, и в его истощённом лице и жестах отчаяния чувствовалась самая настоящая мука, — люди, стоящие наверху, всё время призывают нас к новым и новым жертвам, а между тем тех, у кого есть всё, не трогают!» [7]

Власть падала из рук Временного правительства, во всей стране не было силы, кроме большевиков, которая могла бы предъявить свои права на тяжкое наследие во всеоружии реальной силы. Этим фактом в октябре 1917 года был произнесен приговор стране, народу, революции.

12-14 сентября Ленин обращается в ЦК партии, настаивает на захвате власти путем вооружённого восстания, на передаче власти советам. 10 октября на заседании ЦК принято решение о вооружённом восстании. Процесс захвата власти происходил явно и открыто. Съезды Советов и большевистская печать призывали к восстанию. Когда 25 октября в столице началось вооруженное столкновение, на стороне правительства не оказалось никакой вооруженной силы.


Подготовка революции

В.И. Ленин: «Пути реформ, выводящего из кризиса, из войны, из разрухи, - нет… Выхода нет, объективно нет, не может быть, кроме диктатуры корниловцев или диктатуры пролетариата» [4]. Очевидно, политика Временного правительства исчерпала себя. Из всех возможных вариантов деятельности оно выбрало наихудший: пытаясь вывести страну из кризиса, Временное правительство проводило ту же политику, которая кризис и породила. В.И. Ленин, понимая, что это время наиболее подходящее для восстания отправляет письмо «Большевики должны взять власть» в Центральный комитет партии, в котором писал: «Надо… признать правду, что у нас в ЦК и в верхах партии есть течение или мнение за ожидание съезда Советов, против немедленного взятия власти, против немедленного восстания. Надо побороть это течение или мнение» [5, С. 280]. И, несмотря на то, что ленинскую установку на необходимость взятие власти большевиками как «злобу дня» поддерживали многие члены партии, все же они были уверены в том, что вооруженное восстание не своевременно и рискованно.

Дискуссии внутри большевистского руководства, в частности между Лениным, Троцким, Каменевым и Зиновьевым, не имели решающего негативного значения при общем организационном единстве большевистского руководства. Как правило, все они подчинялись воле Ленина и его угрозам отлучить их от партии. В критические же моменты Ленин мог угрожать собственным выходом из партии, чего его соратники представить не могли, следуя за своим вождем.

Вопрос о вооруженном восстании решался на конспиративном заседании партии в Петрограде вечером 10 октября. В заседании участвовали Ленин, Свердлов, Зиновьев, Каменев, Сталин, Троцкий, Урицкий, Дзержинский, Коллонтай, Бубнов, Сокольников, Ломов (Оппоков). Доклад Ленина длился два часа, вывод Ленина – момент для восстания назрел, существует даже угроза упустить его. В итоге десятью голосами против двух (Каменев и Зиновьев) ЦК принял историческую ленинскую резолюцию о вооруженном восстании.

В середине октября при Петросовете создан Военно-революционный комитет (ВРК), который занялся технической подготовкой восстания. Неофициальным руководителем ВРК стал Троцкий. Гарнизон признал ВРК и Совет единственной властью.

18 октября левоменьшевистская газета «Новая жизнь» опубликовала интервью Каменева, в котором он от своего имени и имени Зиновьева, заявлял о своем несогласии по поводу решения партии организовать вооруженное выступление [4]. Таким образом, Временное правительство получило возможность предотвратить грядущую революцию. Впрочем, Керенский был уверен в этом. Однажды, он сказал английскому послу Бьюкенену: «Я желаю только то, чтобы они вышли на улицу, и тогда я их раздавлю». Но последний буржуазный премьер переоценивал свои возможности.

Накануне революции на стороне большевиков было не менее 200 тыс. солдат, 80 тыс. матросов, до 40 тыс. рабочих-красногвардейцев; в любой момент мог оказать помощь 150 тыс. гарнизон Финляндии. Правительство же имело на свое стороне опытные командно-штабные кадры, аппарат военного управления, Ставка. Оно могло рассчитывать в столице на офицеров гарнизона и флота (7-8 тыс.). В активе контрреволюции имелись ударные батальоны (около 6-7 тыс.). Керенский рассчитывал на казачьи полки в столице (3-4 тыс.), но они колебались. Наиболее прочной опорой контрреволюции были юнкера военных училищ и школ прапорщиков (9-10 тыс.) [6].

Центром подготовки восстания стал Смольный, где размещался штаб большевистской партии. В Смольном у главного входа и у внешних ворот стояла суровые часовые, требовавшие от всех приходящих пропуск. Комитетские комнаты круглые сутки гудели, как улей, сотни солдат и рабочих спали тут же на полу, занимая все свободные места. А наверху тысячи людей сгрудились в огромном зале на бурных заседаниях Петроградского Совета [7].

Непосредственно руководил восстанием и захватом власти в столице 24-26 октября 1917 г. председатель Петроградского совета Лев Давыдович Троцкий.

Вооруженное восстание

Утром 24 октября состоялось экстренное заседание ЦК партии большевиков. Было решено привести революционные силы в боевую готовность, немедленно открыть типографию «Рабочий путь», установить контроль над почтой и телеграфом, организовать продовольственное дело, создать запасной штаб в Петропавловской крепости, информировать москвичей. Членам ЦК поручили ответственные участки восстания.

В городе распространяется воззвание ВРК. Оно гласило: «Солдаты! Рабочие! Граждане! Враги народа ночью перешли в наступление. Всем завоеваниям и надеждам солдат, рабочих, крестьян грозит великая опасность… Но силы революции неизмеримо превышают силы ее врагов. Дело народа в твердых руках. Заговорщики будут сокрушены. Никаких колебаний и сомнений! Твердость, стойкость, выдержка, решительность. Да здравствует революция!» [1] Революция началась. В 5 вечера без единого выстрела был занят Центральный телеграф, взяты под контроль и охрану продовольственные склады. Сорвалась попытка правительственных войск развести мосты через Неву. К вечеру 24 октября восставшие заняли все мосты, кроме Николаевского и Дворцового. Революционные отряды занимали важнейшие пункты города, блокировали военные училища, лишив Временное правительство главной военной силы. 25 октября в 10 часов утра появляется написанное Лениным знаменитое обращение ВРК «К гражданам России!»: «Временное правительство низложено. Государственная власть перешла в руки органа Петроградского Совета – Военно-революционного комитета, стоящего во главе Петроградского пролетариата и гарнизона. Дело, за которое боролся народ: немедленное предложение демократического мира, отмена помещичьей собственности на землю, рабочий контроль над производством, создание Советского правительства, - это дело обеспечено. Да здравствует революция рабочих, солдат, крестьян!» [4]

Фактически восставшие победили, т.к. к утру 25 октября столица находилась в руках большевиков. Д. Рид в своей книге «10 дней, которые потрясли мир» писал: «В среду 7 ноября (25 октября) я встал очень поздно. Когда я вышел на Невский, в Петропавловской крепости грянула полуденная пушка. День был сырой и холодный. Напротив запертых дверей Государственного банка стояло несколько солдат с винтовками с примкнутыми штыками. «Вы чьи? — спросил я. — Вы за правительство?» «Нет больше правительства! — с улыбкой ответил солдат. — Слава богу!» [7] На самом же деле еще предстояло взять Зимний дворец и арестовать Временное правительство.