Смекни!
smekni.com

Распространение ислама в России: исторический аспект вопроса (стр. 1 из 3)

Прахт Д. В.

Начало распространения ислама на территории России и знакомство с исламским вероучением относится к VII-X вв. Оно связано с формированием после распада Западно-Тюркского каганата двух новых тюркских государств в Поволжье и Причерноморье: Хазарского каганата и Волжско-Камской Булгарии.

Хазарский каганат — могущественное государство тюрок-уйгуров, находившееся в зените расцвета в VII-IX вв. и исчезнувшее с исторической арены в конце X в. Территория государства хазар первоначально охватывала предгорные районы Северного Кавказа и обширную степную равнину между берегом Каспийского моря, Нижней Волгой на востоке и линией Дона на западе, но постепенно в сферу влияния каганата подпало все Среднее и Нижнее Поволжье, на севере граница влияния хазар простиралась до Оки, на западе она в годы наибольшего могущества проходила по Днепру. Каганату долгое время принадлежали Приазовье, часть Крымского полуострова. В даннической зависимости от хазар, помимо аланов, черкесов и других немногочисленных племен Северного Кавказа, находились Волжская Булгария, Киевская Русь.

Хазарское государство с самого начала своего существования утвердило контроль над важнейшими торговыми путями из Восточной Европы в страны Передней Азии. Это показывает, какую роль для Хазарии играла транзитная торговля. В IX-X вв. в районах Хазарии, где имелись удобные условия для развития земледелия (в том числе и на основе орошения), значительная часть ранее кочевого населения перешла к оседлой жизни и занятию земледелием. Так коренное население Хазарии разводило виноград, например, в Самандаре было до четырех тысяч виноградных лоз.

В условиях возросшего международного значения Хазарии вопрос о ее государственной религии приобрел в VIII в. большую политическую остроту. Хазарская держава была желанным союзником, как для Византийской империи, так и для Арабского халифата. Оба эти государства не однократно пытались обеспечить прочные дружеские отношения с хазарами родственными связями с каганом, и та и другая сторона с еще большей настойчивостью старались навязать свою религию.

Хазарский каганат на протяжении всего своего существования находился в постоянном контакте с халифатом: с середины VII в. до середины VIII в. — период военных действий, когда между халифатом и каганатом шла длившаяся почти сто лет (642-739) война за преобладание на Кавказе; вторая половина VIII-IX вв. — период мирных отношений, когда между ними установились активные торговые контакты. Сведения о событиях арабо-хазарских войн зафиксированы в хрониках арабских историков (IX-X). А о событиях периода мирных отношений — в сочинениях арабских географов (X-XIII).

Проникновение ислама в страну хазар началось уже в VII в. благодаря арабским купцам. Однако длительное время ислам оставался здесь религией социальных низов, арабских и хорезмийских торговцев. В результате нескольких арабо-хазарских войн второй половины VII — начала VIII вв. и успешного похода арабского полководца Мервана ибн Мухаммеда 737 г., каган принял ислам, что ускорило распространение религии победителей в хазарском обществе. Для утверждения новой религии из халифата были присланы два факиха-законоучителя. Уже в конце VIII в. в столице Хазарии городе Итиле действовали большая соборная мечеть (Джума-мечеть) и тридцать квартальных мечетей.

Связанное с Византией христианство издавна и широко было распространено в подвластных Хазарии областях Крыма и Кавказа, и давление на хазар с этой стороны было, без сомнения, если не столь грубым и прямолинейным, как со стороны арабов-мусульман, но зато более постоянным.

Следует отметить, что вынужденное обращение не было прочным, и в качестве государственной религии ислам в Хазарии не утвердился. Хазарские правители рассматривали ислам как религию своих врагов арабов.

Хазары, как известно, выбрали религию, которая обеспечивает им вхождение в круг средневековых цивилизаций и вместе с тем самостоятельное положение между борющимися сторонами, то есть Византией и Халифатом, а именно иудаизм. Время принятия хазарами иудейской религии, по одним данным, относится к первой четверти VIII в., а по другим — к началу IX в.

Вслед за этим в каганате начинаются антиисламские выступления, так в 913-914 гг. хазарский правитель в отместку за разрушение синагоги в арабском городе Дар-ал-Бабундже приказал разрушить минарет соборной мечети города Итиля и казнить муэдзинов.

В современной литературе, по мнению А.П. Новосельцева, есть определенная тенденция преувеличивать роль иудаизма в Хазарии и даже на Руси [1]. Между тем источники для X в. дают совершенно ясный ответ. В Хазарии жили евреи (этнические) и часть хазар, принявших иудаизм. И те и другие источники, пусть не совсем четко, но различаются. Одновременно известно, что сами хазары исповедали и ислам, и христианство, и иудаизм, и языческие культы, причем показательно, что при перечислении этих религий в источниках иудаизм стоит на последнем месте. Источники говорят, что иудаизм исповедовал царь, окружение царя и его род. Таким образом, о широком распространении иудейской религии среди населения Хазарии даже в X в. говорить не приходится.

Новая религия, по мнению С.А. Плетневой, не объединяла, а наоборот, разъединяла и без того непрочное государственное образование, возглавленное хазарами. Происходило отдаление царя от своих подданных, слабела связь провинций с центром [2].

Хазарские христиане, мусульмане, язычники оказались в оппозиции правительству и подчинялись только силе. Положение оказалось безвыходным еще и потому, что свойственная иудаизму исключительность не допускала обращения в государственную религию широких народных масс и обрекала их на беспросветное пребывание в качестве налогоплательщиков своих господ. Естественно, что иудейское правительство, которое не могло опереться на свой народ, вынужденно было постоянно искать союзников за пределами своей страны.

В середине X в. хазары утратили контроль над даннически зависимой Киевской Русью, потеряли побережье Керченского пролива, во второй половине X в. утратили контроль над Волжской Булгарией. Противостояние воинственным печенегам, пришедшим из глубины Азии и Киевской Руси, окончательно истощило силы стремительно распадавшейся империи. Ее процветание, возможное до тех пор, пока большинство контролируемых каганом народов оставались в язычестве, должно было закончиться после обретения ислама Волжской Булгарией, христианства — Киевской Русью. В Восточной Европе начиналась эра конфессионально определившихся государств, избиравших в качестве доминирующей ту или иную мировую религию.

Самым опасным врагом Хазарии стала Киевская Русь, на пути экономического и политического развития которого она оказалась. Ослабленная внутренними междоусобицами, походом русского князя Святослава (?-972) в 964-965 гг., и Владимира Святого (980-1015), вторжениями печенегов в конце X в. Восточная Хазария перестала существовать, и мало-помалу была поглощена хорезмийцами, гузами, половцами. На западе (в Крыму и Тмутаракани) хазары сохранились, но постепенно подпали под власть либо Руси, либо Византии. При этом они вынуждены были принимать православие, хотя не исключено, что часть хазар в Крыму стала мусульманами. Немногие остались иудаистами, дав начало новой народности — караимам.

После 1083 г., когда вернувшийся в Тмутаракань Олег Святославович (?-1115) истребил местных хазар, ранее способствовавших его изгнанию, имя этого народа исчезает из исторических источников. Очевидно, так завершился процесс смешения хазар с православными русичами и византийцами, а так же мусульманами (главным образом родственными им тюрками).

Для киевских русичей, по мнению Р.Г. Ланды и М.Ф. Муртазина, как раз хазары и стали первыми мусульманами, с которыми они могли познакомиться и узнать об их культуре [3]. С этими утверждениями согласны не все исследователи, так Т.С. Саидбаев распространение и знакомство с исламом на территории нашей страны связывает с нашествием войск арабского халифата и считает это неоспоримым фактом [4]. Обширные районы Азербайджана были завоеваны халифатом уже в 18 год хиджры (639 г.). Затем арабы выступили на Дагестан и в 642/43 г. захватили Дербент. В начале VIII в. начинается новый этап арабских завоеваний, продолжавшийся почти сто лет. Первые военные набеги арабов на Мавераннахр (араб. «по ту сторону реки») — земли Средней Азии относятся к VII в. Окончательно Мавераннахр был покорен в начале VIII в. Для утверждения ислама на захваченных территориях арабы освобождали обращенных в ислам от уплаты подушного налога (джизьи). В захваченные города переселяли арабов.

Итак, ислам на нашу территорию был принесен извне, в результате арабской экспансии. Так же основанием полагать, что восточные славяне уже в начале VIII в. знали арабов служит тот факт, что в районе Днепра находят многочисленные клады арабских серебряных монет. Археолог Ф.А. Асадуллин свидетельствует, что находки на территории современной Москвы и вокруг нее в виде кладов арабских дирхемов относятся к VIII-IX вв.[5] Мусульманский географ перс Ибн Хардадбеха (современник Рюрика и Аскольда) сообщает о славянских купцах «ар-рус», которые возили свои товары к Черному и Каспийскому морям.

Волжско-Камская Булгария в X-XIII вв. занимала территорию от Волжско-Камского междуречья на севере до Самарской луки на юге (сейчас — территория Татарстана, Чувашии, Ульяновской, Самарской областей). Фактически, значительная часть территории бывшего Хазарского каганата вошла в состав Булгарии. В то же время, известно, что Булгария раннего периода находилась под протекторатом Хазарии и ее политического влияния.

Булгария в Поволжье проводила активную международную политику. Она имела связи с другими государствами, в том числе и торговые. Булгария пользовалась широким признанием со стороны мусульманских государств. В Х в. в Булгарии чеканили свою монету, рассчитываясь ею с иноземными купцами. Торговля развивалась очень бурно. Этому способствовало положение Булгарии на торговых путях между Азией и Европой. Поэтому Волжская Булгария уже в IХ в. становится торговым центром Восточной Европы. Шла активная торговля не только с русскими княжествами, но и со Скандинавскими странами, куда продавали меха и металлы. Булгария торговала со Средней Азией, Кавказом, Ираном, Прибалтикой. Торговые караваны не прерывно ходили в Хорезм, Хорасан.