Смекни!
smekni.com

Украинская держава во времена гетмана П. Скоропадского (стр. 1 из 3)

Министерство образования и науки Украины

Севастопольский национальный технический университет

Кафедра Экономики и маркетинга

Факультет Философских и социальных наук

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

на тему: Украинская держава во времена гетмана П. Скоропадского

по дисциплине: «История Украины»

Севастополь 2008


СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Государственный переворот 29 апреля 1918 г. Внутренние и внешние силы переворота

2. Внутренняя политика гетмана П. Скоропадского

3. Внешняя политика гетмана П. Скоропадского

4. Деятельность оппозиционных сил в период правления Скоропадского. Падение гетманского режима

Заключение

Список использованных источников

Приложение


Введение

В данной контрольной работе рассматривается один из тяжелейших периодов истории Украинской державы. Действительно, в новейшей европейской истории нет страны, пережившей такую безграничную анархию, жесточайшую гражданскую войну и безвластие, как Украина в это время.

После большевистского переворота революция переросла в гражданскую войну. Ушли в прошлое эйфория, чувство единства, отшумели массовые демонстрации, бурные собрания и горячие дискуссии 1917 года. В течение трех последующих лет, втянувшись в жесточайшую, беспощадную войну, сопровождавшуюся широкомасштабным террором и зверствами, многочисленные претенденты на власть в Украине и во всей бывшей империи решали, кто и каким образом будет править страной.

Приход к власти большевиков в России не только ознаменовал для многих украинцев наступление новой, полной насилия фазы послереволюционного периода, но и радикально изменил их политическое мышление. Неприятие диктаторской природы большевистского режима на севере неминуемо вызвало отказ многих украинских лидеров от их традиционного тяготения к автономно-федеральным связям с Россией. Поэтому их главной целью стала независимость. Тем не менее среди украинцев, как и у других народов бывшей империи, нарастали противоречия по поводу путей и методов достижения тех или иных целей. Вдобавок ко всему почти каждая сторона, участвовавшая в гражданской войне, стремилась установить контроль над Украиной с ее выгодным стратегическим положением и богатейшими природными ресурсами. После паузы относительного спокойствия, вызванной немецкой оккупацией, Украина стала ареной наиболее запутанных, хаотических событий гражданской войны.

Целью данной работы являются: изучение политических событий революционного периода в истории нашего государства, рассмотрение факторов повлиявших на формирование такой ситуации, ознакомление с политической деятельностью последнего гетмана Украины – Павла Петровича Скоропадского и с причинами падения гетманского режима.


1. Государственный переворот 29 апреля 1918 г. Внутренние и внешние

силы переворота

9 февраля 1918 г. за час до того, как известия о занятии большевиками Киева и бегстве Центральной Рады достигли Брест-Литовска представители Центральной Рады поставили свои подписи под мирным договором с Центральными державами. Основная суть Брест-Литовского договора сводилась к тому, что Центральные державы признают независимость Украины и обязуются в обмен на массовые поставки продовольствия оказать военную помощь Центральной Раде. Через несколько дней после подписания договора немцы и австрийцы ввели свою мощную армию из 450 тыс. человек на территорию Украины, предварительно распределив здесь сферы влияния. Всего через три недели большевики, хвастливо заявлявшие, что они «принесли советскую власть с севера на кончиках своих штыков»[4 c.447], и установившие за короткий срок своего пребывания в Киеве настоящее царство террора, вынуждены были поспешно бежать. Это, впрочем, не означало, что Центральная Рада, вернувшаяся 2 марта вместе с немцами, встретила радостный прием. Почти все слои населения Украины были разочарованы ее политикой. Неукраинцы пребывали в смятении по поводу полного разрыва связей с Россией; бедное крестьянство так и не получило желанной земли; богатые крестьяне и землевладельцы были раздражены национализацией крупных владений; и, конечно, все порицали Центральную Раду за то, что она привела в страну немцев, которые явно не чувствовали себя гостями. Немцы со своей стороны также теряли всякое терпение, общаясь с молодыми, не способными на практические действия идеалистами-романтиками, преобладавшими в Центральной Раде. Они очень скоро убедились, что Центральная Рада просто не имеет необходимого управленческого аппарата для сбора тех самых миллионов тонн продуктов, в которых отчаянно нуждались голодающие города Германии и Австро-Венгрии. Именно поэтому представители данных групп между 24 и 26 апреля тайно договорились заменить Центральную Раду консервативным украинским правительством во главе с гетманом Павлом Скоропадским (этот титул должен был символизировать обращение к монархическим традициям казацких гетманов).

Павел Петрович Скоропадский, один из крупнейших украинских землевладельцев, потомок древнего рода казацкой старшины, в царское время занимал одно из высших мест в общественной иерархии, принадлежа к высшему генералитету и будучи флигель-адъютантом Николая II. Тем не менее во время революции он поставил свою дивизию на службу украинскому делу, когда Центральная Рада отказалась от его услуг, был избран почетным командующим крестьянским ополчением «вільного козацтва». Приход к власти этого русифицированного «малороссийского» аристократа, неожиданно обратившегося к своим украинским корням, означал начало новой фазы революции в Украине, характерной особенностью которой были попытки восстановить законность и порядок и ликвидировать последствия некоторых «социалистических экспериментов» Центральной Рады.

Именно такие предпосылки привели к тому, что 28 апреля, когда Центральная Рада приступила к выработке конституции украинского государства, в зал заседаний вошел немецкий отряд и распустил собрание. На следующий день, даже не пробуя защищаться, Центральная Рада пала.

29 апреля, на съезде, созванном Союзом землевладельцев и собравшем около 6500 делегатов со всей Украины, Скоропадского восторженно провозгласили гетманом, призвав его спасти страну от хаоса и беззакония. В тот же день он и его сторонники провозгласили создание Украинской Державы (в противоположность Украинской Народной Республике Центральной Рады). В основу нового государства было положено необычное сочетание монархических, республиканских, и, что особенно примечательно, диктаторских принципов. Населению гарантировались общепринятые гражданские права, особенно подчеркивалась священность принципа частной собственности.

2. Внутренняя политика гетмана П. Скоропадского

На съезде, созванном Союзом землевладельцев, гетман Павел Петрович Скоропадский огласил манифест – «Грамоту до всього Українського Народу» и «Закони про тимчасовий державний устрій України», подписанные самим гетманом и атаманом, исполняющим обязанности председателя Совета Министров Николаем Николаевичем Сахно-Устимовичем.

В грамоте гетман заявлял, что он «відкликнувся на поклик трудових мас Українського Народу і взяв на себе тимчасово всю повноту влади»[1 c.405]. Этой грамотой он огласил себя гетманом всей Украины. Центральная Рада и все земельные комитеты были распущены, министры их служащие уволены, хотя региональные работники Центральной Рады продолжали работу. В грамоте предполагалось издание закона про выборы в Украинский Сенат; возобновлено право частной собственности; разработаны меры получения больших землевладений за плату и наделения землёй малоземельных крестьян; обеспечивались права рабочих.

В «Законах про тимчасовий державний устрій України», подчёркивалось, что законы эти действуют до созыва Сената. В «Законах» были прописаны главные направления нового правительства в области гетманской власти, прав населения, законов, организации управления; вместо названия «Українська Народна Республіка» предписывалось употреблять название «Українська Держава».

Ликвидировав такие новшества Центральной Рады, как инициализация крупных поместий и национально-культурных автономий, Скоропадский одновременно ввел отдельную категорию граждан — казаков (фактически это были зажиточные крестьяне). При этом он рассчитывал, что данная категория станет социальной основой его режима. Хотя широкие полномочия самого гетмана впечатляли: ему одному принадлежало право издавать все законы, назначать правительство, управлять внешней политикой, ведать военными делами и быть верховным судьей в государстве, всё же охрана законности в Украине возлагалась на генеральный суд. Впрочем, притязания на почти неограниченную власть не могли скрыть того факта, что власть-то эта в Украине реально принадлежала оккупационной австро-немецкой армии.

Вполне естественно, что отношение к гетманату украинских деятелей, в большинстве своем социалистов и членов Центральной Рады, было резко отрицательным. Поэтому, когда некоторые из них были приглашены к участию в правительстве гетмана, почти все ответили отказом. В результате у гетмана просто не было выбора, и он обратился с приглашением сформировать кабинет к лицам, не связанным с украинским движением, чем навлек на себя обвинения в том, что его правительство осталось без «настоящих» украинцев. Впрочем, не смотря на то, что новый кабинет, возглавляемый премьер-министром Федором Лизогубом (богатым землевладельцем), был отмечен присутствием лишь одного известного украинского деятеля — Дмитра Дорошенко (министр иностранных дел) и, таким образом, был беден национал-патриотами, всё же кабинет министров был богат весьма искусными администраторами.

Всего лишь за несколько месяцев в Украине был восстановлен дееспособный управленческий аппарат. Назначенцы Центральной Рады в губерниях были заменены опытными руководителями, получившими название старост и набираемыми из числа местных землевладельцев и земских служащих. Должности в центральном правительстве заняли профессионалы, главным образом русские или русифицированные украинцы. Некоторые трудности возникли, правда, при создании боеспособной армии, поскольку немцы явно не были сторонниками возникновения крупных вооруженных сил, могущих нарушить их полное господство. Довольно быстро начала действовать в полную силу и полиция (где лучше, где хуже), в которую, как и в армию, пришло немало царских офицеров.