Смекни!
smekni.com

Взыскатель и должник в исполнительном производстве (стр. 1 из 3)

Ни одно государство, независимо от политического режима и формы государственного правления, не может обойтись без аппарата принуждения. Принуждение является одним из методов управления гражданским обществом и обеспечивает поддержание в нем организованности и порядка.

О силе государственной власти свидетельствуют эффективность и действенность аппарата принудительного исполнения судебных и иных актов, способного с помощью специальных органов быстро и без лишних затрат претворять в жизнь решения судов и других уполномоченных органов.

Сфера принудительного исполнения судебных решений и иных актов уполномоченных органов в настоящее время в основном регулируется Законом об исполнительном производстве*(1). Новеллой указанного закона является глава 2, определяющая правовое положение всех участников исполнительного производства.

Стороны (взыскатель и должник) являются основными субъектами правоотношений, возникающих в исполнительном производстве, поскольку без указанных субъектов эти правоотношения потеряли бы смысл. Не случайно в Законе об исполнительном производстве среди лиц, участвующих в названном производстве, взыскатель и должник названы первыми.

В том же акте дано определение упомянутых сторон процесса. Взыскателем является гражданин или организация, в пользу или в интересах которых выдан исполнительный документ, а должником - гражданин или организация, обязанные по исполнительному документу совершить определенные действия (передать денежные средства и иное имущество, исполнить иные обязанности или запреты, предусмотренные исполнительным документом) или воздержаться от их совершения. В исполнительном производстве может быть несколько взыскателей или должников (ст.29). Оговорено участие несовершеннолетних граждан в качестве сторон, или правопреемников в случае выбытия одной из сторон, или представителей сторон (ст.30, 32, 33 данного закона).

В Законе об исполнительном производстве закреплены общие права и обязанности сторон в исполнительном производстве. Так, при совершении исполнительных действий они имеют право знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии, представлять дополнительные материалы, заявлять ходатайства, участвовать в совершении исполнительных действий, давать устные и письменные объяснения в процессе исполнительных действий, высказывать свои доводы и соображения по всем вопросам, возникающим в ходе исполнительного производства, возражать против ходатайств, доводов и соображений других лиц, участвующих в исполнительном производстве, заявлять отводы, обжаловать действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя (ст.31). Стороны могут заключить между собой мировое соглашение (ст.23). При совершении исполнительных действий они обязаны соблюдать требования законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве.

У сторон есть не только общие, но и специфические права и обязанности, которые закреплены в Законе об исполнительном производстве. Так, взыскатель имеет право знать, где находится исполнительный документ в данный момент, поскольку на судебном приставе-исполнителе лежит обязанность извещать взыскателя обо всех перемещениях исполнительного документа (ст.11); обращаться с заявлением о восстановлении пропущенного срока предъявления исполнительного листа или судебного приказа к исполнению (ст.16); получать информацию от налоговых органов о наличии у должника счетов и вкладов в банках и иных кредитных организациях (ст.46); требовать от должника возмещения расходов по его розыску и других авансированных сумм (ст.28, 83); предъявить организации иск о взыскании подлежащей удержанию с должника суммы, не удержанной по вине этой организации (ст.91); отказаться от взыскания, от получения предметов, изъятых у должника при исполнении соответствующего исполнительного документа (ст.23, 56); оставить за собой не реализованное в двухмесячный срок арестованное имущество должника (ст.54).

Однако правовое положение взыскателя в исполнительном производстве таково, что прав, предоставленных ему Законом об исполнительном производстве, для соблюдения его интересов явно недостаточно. Фактическое исполнение выносимых судебными органами решений во многом предопределяется действиями по обеспечению исполнения, которые предпринимались в ходе всего рассмотрения гражданского дела, начиная с момента его возбуждения и подготовки к судебному разбирательству. Поэтому в ГПК РФ закреплено право истца как предполагаемого взыскателя обращаться в суд с заявлением о принятии мер по обеспечению иска, а также с заявлением о замене одних мер по обеспечению иска другими (ст.139, 143 ГПК РФ).

Обеспечение иска является одной из важных гарантий защиты прав граждан и юридических лиц, предусмотренных гражданским процессуальным и арбитражным процессуальным законодательством (глава 8 АПК РФ). Обеспечение иска представляет собой "институт, предусматривающий принятие судом мер, которые гарантируют возможность реализации исковых требований в случае удовлетворения иска"*(2). Правильное использование этого института обеспечивает надлежащее исполнение судебных постановлений в порядке исполнительного производства и при рассмотрении гражданского иска в уголовном судопроизводстве. Он позволяет защитить законные интересы истца в случае, когда ответчик действует недобросовестно или когда непринятие мер может сделать исполнение судебного постановления невозможным.

Именно в связи с обеспечением иска исковое и исполнительное производства переплетаются особенно тесно, проявляются их взаимосвязь и взаимозависимость. Самые незначительные ошибки и упущения, допускаемые судом в исковом производстве, в том числе при обеспечении иска, нередко отрицательно сказываются на самой возможности исполнения судебных решений и определений. Поэтому все процедуры должны выполняться очень четко. А.А. Добровольский справедливо отмечал, что "все судебные процессуальные действия, начиная от предъявления иска и кончая исполнением решения, происходят именно по поводу того требования, которое заявлено истцом к ответчику через суд или иной орган"*(3), поэтому очень важно, чтобы требование истца не только было признано справедливым в судебном решении, но и было осуществлено на практике.

Правовое положение должника и взыскателя в исполнительном производстве различно: первая сторона является обязанной, а вторая имеет к ней бесспорные материальные права требования, которые подлежат принудительной реализации. Ее суть заключается в том, что в случае отказа должника добровольно исполнить свою обязанность, определенную в исполнительном документе, судебный пристав-исполнитель применяет к нему меры принудительного исполнения, которые позволяют восстановить нарушенные права взыскателя помимо воли должника и вопреки ей. Судебный пристав-исполнитель совершает те действия, которые обязан был бы совершить должник, если бы на то была его добрая воля.

Определяя специфические права должника в исполнительном производстве, следует, прежде всего, отметить право должника в пятидневный срок после возбуждения исполнительного производства добровольно исполнить возложенную на него обязанность по исполнительному документу (ст.9 Закона об исполнительном производстве). Только по истечении указанного срока судебный пристав-исполнитель может приступить к принудительному исполнению и взыскать с должника на основании ст.81 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор.

На наш взгляд, для недобросовестного должника этого срока вполне достаточно, чтобы принять меры к сокрытию имущества, денежных средств и т.д. и тем самым воспрепятствовать исполнению исполнительного документа. Поэтому положение о добровольном исполнении следует заменить другим, согласно которому суды общей юрисдикции, арбитражные суды, иные органы при вынесении решений будут определять сроки для их добровольного исполнения либо требовать немедленного исполнения, разъясняя должникам, что принудительное исполнение сопряжено для них со значительными материальными затратами. Тем более что возможность определить срок исполнения решения суда в настоящее время установлена в ст.204, 206 ГПК РФ, на основании которых в резолютивной части решения указывается срок исполнения решения суда при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм.

В статье 9 Закона об исполнительном производстве установлено, что судебный пристав-исполнитель по заявлению взыскателя одновременно с вынесением постановления о возбуждении исполнительного производства вправе произвести опись имущества должника и наложить на него арест в целях обеспечения исполнения исполнительного документа по имущественным взысканиям. По мнению П.А. Скобликова, с которым трудно не согласиться, законодатель необдуманно "оставляет на усмотрение судебного пристава-исполнителя вопрос о том, налагать ли арест на имущество должника, тем самым он, возможно, ставит это должностное лицо перед искусом взятки со стороны должника"*(4).

Исправить сложившееся положение можно, изменив редакцию ст.9 Закона об исполнительном производстве следующим образом: обязать судебного пристава-исполнителя одновременно с вынесением постановления о возбуждении исполнительного производства по заявлению взыскателя в целях обеспечения исполнения исполнительного документа по имущественным взысканиям производить опись имущества должника и налагать на это имущество арест.

К числу специфических прав должника в исполнительном производстве относится и право указать судебному приставу-исполнителю на те виды имущества или предметы, на которые следует обратить взыскание в первую очередь, хотя окончательная очередность обращения взыскания определяется все-таки судебным приставом-исполнителем (ст.46 Закона об исполнительном производстве).