Смекни!
smekni.com

Малайзия, Сингапур, Бруней в Новое время (стр. 1 из 3)

Малайзия, Сингапур, Бруней в Новое время


План

1. Малайзия в раннее Новое время

2. Малайзия в середине XVII — середине XIX вв.

3. Сингапур

4. Бруней


1. Малайзия в раннее Новое время

малайзия сингапур бруней

До начала XVI в. в истории Малайи был период успешного развития, связанного с подъемом в области торговли и больших культурных достижений. Господствовавшей религией являлся ислам.

С начала XVI в. Малайя подверглась колониальной экспансии со стороны европейских держав. В 1511 г. португальцами была захвачена Малакка, являвшаяся крупным портом на пересечении важнейших торговых путей из Индии к островам Индонезийского архипелага. Малаккский султанат возник в начале X в. Его жители занимались в основном сельским хозяйством и добычей олова. Это была небольшая территория с населением около 2 тысяч человек. Ситуация коренным образом изменилась после того, как данная территория попала в сферу интересов Китая в начале XV в. Ислам проник туда еще в XIII в., однако вплоть до середины XVв. он конкурировал с индуизмом. С 1445 г. верховный правитель, в соответствии с исламской традицией, стал называться султан вместо прежнего раджа. Переход населения к исламу окончательно завершился лишь к концу XVII в. К началу XVI в. Малакка стала одним из влиятельных государств в регионе ЮВА, распространявшим свою власть на Восток Суматры. Основу бюджета страны составляли доходы от торговли с Индией и Китаем, Сиамом, Бирмой и рядом других государств. К началу XVI в. здесь проживало порядка 40 тысяч человек, и оно представляло из себя город-государство. Султан выступал в качестве верховного собственника земли, передавая во владение элите участки и собирая с крестьян поземельный налог. Существовал и рабовладельческий уклад, в основном в сфере домашнего хозяйства. Элита была разделена на несколько групп. Самым влиятельным человеком после султана был бендахара, выступавший в роли главного министра, судьи и командующего войсками. Наместники султана контролировали ряд поселений к югу и северу от Малакки, а часть других прилегающих территорий находилась в вассальной зависимости от малаккского правителя.

После захвата португальцами Малакки эта территория стала их опорной базой в регионе Юго-Восточной Азии. Город был превращен в военную крепость. Во главе Малакки был поставлен комендант, с 1571 г. получивший титул губернатора, утверждавшегося королем Португалии. Повседневную жизнь города определял совет, часть членов которого назначалась, другие избирались населением, а третьи входили туда по должности. Военными силами руководил генерал-капитан, которого назначал вице-король Гоа. Некоторые должности сохранились с доколониальных времен, например, бен-данхара, отвечавший за поведение местного населения.

Во главе каждой из трех этнических общин Малакки — китайской, тамильской и яванской — находился руководитель, через которого осуществляли свои функции колониальные власти. Португальцы контролировали морские пути, проходившие через Малакку, получая с торговцев значительные суммы в виде пошлин. Они проводили репрессивную политику в отсоединении мусульманского населения, насильственно насаждая христианство.

Окружавшие Малакку княжества сохраняли свою самостоятельность, а их правители были настроены враждебно к португальцам, некоторые даже пытались с ними безуспешно воевать.

После свержения правителя Малакки тот бежал на юг полуострова и образовал там новый султанат — Джохар. Свою зависимость от него вскоре признали многие другие государства полуострова. Джохор постоянно воевал с португальцами с целью возврата Малакки, а вместе с ней и потерянных доходов от транзитной торговли. В 1526 г. португальцы нанесли поражение войскам Джохора. В 1551 г. джохорцы попытались взять реванш, осадив Малакку, но успеха им добиться снова не удалось.

После падения Малакки усилился султанат Аче, находившийся на севере полуострова. Он стал конкурировать с португальцами и Джохором за контроль над Малаккский проливом.

В 30-80 гг. XVI в. происходили постоянные их стычки друг с другом. В итоге португальцам удалось одержать верх и установить торговую монополию в этом регионе.

В конце XVI в. в район Малакки устремились англичане и голландцы, составившие здесь конкуренцию португальцам и испанцам (с 1580 по 1640 гг. Испания подчиняла своей власти Португалию). В 1602 г. была образована Голландская Ост-Индская компания, начавшая торговые отношения с малайскими княжествами. В 1606 г. голландцы заключили союз с Джохором, взяли в осаду Малакку и нанесли поражение португальскому флоту. Ожидание быстрой победы привело к разрыву союзнических отношений между Джохором и голландцами.

В этот момент о своих правах на Малакку вновь заявил правитель Аче, который предпринял ряд военных экспедиций туда. Однако проводившаяся им на завоеванных территориях жестокая политика в отношении местного населения вызвала волну недовольства, вылившегося в движение сопротивления завоевателям. К 40-м гг. XVII в. за Аче сохранилась лишь территория Перака.

2. Малайзия в середине XVII — середине XIX вв.

В 1637 г. был заключен новый союз Голландии и Джохора, в результате которого была захвачена Малакка. Теперь она превратилась в хорошо укрепленную голландскую крепость с постоянно там находившимся военным гарнизоном. Был введен пост голландского губернатора Малакки, находившегося в административном подчинении Нидерландской Индии. При губернаторе был создан Совет из числа высших чиновников колонии и представителей торгово-купеческих кругов. В попытке установления своей власти в других малайских княжествах голландцы хотели им навязать соглашение о продаже по низким ценам олова и пряностей, для чего создавались специальные государственные морские патрули в проливе, наблюдавшие за прохождением здесь торговых малайских судов.

Малайские княжества, особенно Перак и Кедах, пытались оказывать сопротивление захватчикам. Так, в 1651 г. ими была разгромлена голландская торговая фактория в Пераке, в 1690 г. — форт на о. Пангкор и т.д.

Джохор в середине XVII — начале XVIII вв. вновь усилился. Под его сюзеренитет вернулся Паханг и ряд других территорий. Были восстановлены союзнические отношения с Аче. Это государство стало крупным центром торговли, главным конкурентом Малакки. Однако в результате соперничества за влияние внутри местной элиты, возник конфликт Джохора с другим государством — Джамби. Итогом конфликта стал разгром в 1673 г. Джохора и отделение от него ряда территорий. В 1689 г. голландцы подписали с Джохором соглашение о торговой монополии, по которому они получали права беспошлинной торговли и ограничивались права индийских торговцев на коммерческую деятельность. В стране вновь начались междоусобные столкновения.

В XVIII в. важным фактором в жизни Малайи стали так называемые буги, являвшиеся торговцами и мореплавателями. Они основали свои поселения на западе Малаккского полуострова и начали борьбу за контроль над Джохором. В 1722 г. им удалось возвести там на престол своего ставленника и повести борьбу за контроль над соседними Кедахом, Селангром и Пераком, где они также добились успеха.

Голландцы видели в бугах опасность для укрепления собственного влияния и повели с ними борьбу, взяв в союзники свергнутого султана Джохора. В 1755 г. был подписан соответствующий договор, по которому Голландская Ост-Индская компания получала, после победы над бугами и восстановления власти султана, право монопольной торговли с Джохором. Однако бугам тогда все же удалось удержать контроль над Джохором.

В 1783 г. между Голландией и Джохором вновь вспыхнул военный конфликт, в ходе которого буги осадили Малакку, однако подоспевшая на помощь голландцам военно-морская эскадра из Нидерландской Индии помогла им одержать победу. Голландцы захватили Селангор и вынудили малайцев капитулировать. Джохорцы признали свою зависимость от Голландской Ост-Индской компании и обязывались изгнать бугов с полуострова. Тем не менее буги продолжали сопротивление голландцам. В 1801 г. было подписано соглашение между бугами и малайцами, по которому они разделяли власть на территории архипелага Риау-Линга.

На севере Малайского полуострова часть территорий принадлежала Сиаму, а другие находились под его формальной вассальной зависимостью. Южнее располагались княжества Перак и Селангор, враждовавшие друг с другом. Далее располагался Негри-Сембилан, представлявший из себя аморфное объединение семи мелких образований во главе с верховным правителем (ям-туанот). Далее находился Нанинг, правитель которого признавал свою вассальную зависимость от Малакки, затем Джохор, в подчинении которого были прибрежные острова, включая Сингапур, и Малакка.

Во главе каждого из названных государственных образований находился правитель, полный титул которого звучал как янг-ди-пертуан бесар («тот, кто является господином», в литературе чаще всего их называют султанами). Особа правителя обожествлялась, он имел право на ношение определенного типа одежды и украшений. При вступлении на престол нового правителя представители местной элиты приносили ему клятву верности. К концу XVIII в. их реальная власть была минимальной, а главные рычаги руководства сосредотачивались в руках правителей отдельных областей того или иного султаната. Они взимали на своих территориях налоги, исполняли судебные функции, организовывали общественные работы и т.д.

Происходили постоянные междоусобные столкновения как на уровне султанатов, так и внутри каждого из них. Деление высшей элиты на категории в целом соответствовало аналогичному делению, существовавшему в Малаккском султанате.

Крестьяне (раяты) составляли большую часть общества, они имели передаваемые по наследству участки земли, которые можно было продать или купить, а также отдать под залог. Правом распоряжения необрабатываемыми земельными участками обладал султан. Основной формой ренты являлась натуральная, чаще всего составлявшая десятую часть собранного урожая. Наряду с натуральной, имелась и отработочная рента, в основном выражавшаяся в участии населения в общественных работах. Денежная форма ренты стала распространяться лишь к началу XIX в. Налоги собирал староста деревни, который затем их передавал местному правителю. Главными отраслями сельскохозяйственного производства являлись рисоводство и рыболовство. Использовалась тягловая сила волов и буйволов, а также примитивные орудия труда.