Смекни!
smekni.com

Джузеппе Гарибальди - человек-легенда (стр. 1 из 3)

Введение

Джузеппе Гарибальди - национальный герой Италии, человек-легенда, одна из главных фигур итальянского Рисорджименто, движения за объединение Италии. Его имя стало символом борьбы за свободу и демократию. Его популярность и славу, пришедшую еще при жизни, не раз пытались использовать в своих целях другие политические деятели. То же происходило и после смерти прославленного героя. Фашисты, коммунисты и либералы объявляли его предвозвестником своих идей. Его тепло принимали во Франции и Англии, чтили в демократических кругах дореволюционной России, любили и в Советском Союзе.

Всплеск популярности Гарибальди в мире связан с приходом Муссолини к власти в Италии. Хотя надо отметить, что в последние десятилетия блеск славы Джузеппе Гарибальди несколько потускнел. Возможно, это объясняется тем, что его имя у нас в России сегодня связывают с коммунистическими идеями, а в Италии - отчасти с фашизмом.

О Гарибальди написано множество книг, брошюр, очерков, статей, как в нашей стране, так и за рубежом. Отечественную историографию, посвященную его жизни и деятельности, можно разделить на дореволюционную[1] и советскую[2], опиравшиеся в основном на оценку Гарибальди, данную Марксом и Энгельсом, и видели в нем выразителя социалистических воззрений, а также единственного объединителя Италии. Также приходится констатировать, что за последние 17 лет в России не было выпущено ни одной крупной публикации, посвященной Джузеппе Гарибальди.Необходимо, также сказать, что о Гарибальди выпущена огромная зарубежная историография почти на всех европейских языках.


Жизнь и деятельность Джузеппе Гарибальди

Джузеппе Мария Гарибальди родился 4 июля 1807 г. в Ницце, которая с 1792 г. находилась в составе Франции, а в 1814 г. после отречения Наполеона вернулась под власть Пьемонт-Сардинской монархии и оставалась итальянской до 1860 г. В 1815 г. решением Венского конгресса Италия была разделена на восемь государств, в большинство из которых вернулись прежние династии, правившие до установления французского господства. Венеция и Ломбардия были объединены в Ломбардо-Венецианскую область, а Генуя отошла к Сардинскому королевству, ставшему впоследствии центром объединения итальянских земель. Почти все образовавшиеся итальянские государства прямо или косвенно попали в сферу влияния Австрии. Именно австрийское господство наряду с папством стало основным препятствием объединения Италии, которое предстояло еще преодолеть деятелям итальянского Рисорджименто.[3]

Джузеппе появился на свет в семье потомственных моряков. Отец его, Доменико Гарибальди, был владельцем и капитаном небольшого парусника- тартаны «Санта Репарата» и занимался в основном каботажными морскими перевозками на небольшие расстояния. Дед по отцовской линии, Анджело, в 1780 г. переселился с семьей в Ниццу из Кьявари, портового городка, расположенного на побережье Лигурийского моря, к югу от Генуи. Первыми учителями Пеппино (так его ласково именовали с детства родные и соседи) стали два священника, выбранные донной Розой Раймонди, матерью будущего героя, женщиной более образованной, чем отец, надеявшейся постепенно подготовить его к поступлению в духовную семинарию. Но уже довольно скоро выяснилось, что ее мечтам не суждено сбыться. Гарибальди магнитом притягивало к себе море, мальчик мечтал о дальних странствиях и вовсе не думал стать священником.[4]

Впоследствии Гарибальди отрицательно отзывался о распространенном во времена его детства в Италии обычае доверять начальное образование детей духовенству. Намного больше по душе ему пришелся третий учитель, синьор Арена, который преподавал ему итальянский, письмо и математику. Некоторое время Гарибальди посещал школу, где ему не слишком нравилось, но в общем можно сказать, что он не получил систематического образования, хотя за счет природного таланта, постоянного расширения умственного кругозора и самостоятельных занятий он сумел достичь много. Его «Мемуары»[5] свидетельствуют о знакомстве автора с творчеством Данте, Петрарки, произведениями Макиавелли, знании им истории Италии, битв и военных кампаний Ганнибала, Сципиона, Наполеона. В зрелые годы он зачитывался романами Вальтера Скотта, увлекался стихами Байрона, декламировал наизусть целые главы из «Божественной комедии» Данте, «Илиады» Гомера и др. Помимо родного итальянского и столь же доступного с детства французского, знал английский и испанский языки, в молодости пытался даже изучать греческий и латынь, пробовал писать стихи.

Вышедший из семьи моряков, Гарибальди всегда имел тягу к морю и с 15 лет плавал на торговых судах сначала в качестве юнги, затем как помощник капитана. Уже во время первого дальнего плавания на бригантине «Констанца» юноша побывал в далекой России и смог посетить Одессу. Он избороздил Средиземное море во всех направлениях, и нет средиземноморского берега, который бы он не увидел в годы своей бурной молодости, решающие для формирования его личности. В то время Средиземноморье было как раз зоной политических бурь, центром великого национального движения, охватившего всю Европу. В 1821 г. началось освободительное восстание греческих патриотов против турецкого ига, которое впоследствии привело к достижению Грецией независимости. В 1828 г. происходили волнения в Чиленто, горном массиве на юге Италии, за которыми последовали репрессии и казни. Полиция и австрийская армия контролировали различные итальянские королевства. В самой Ницце, когда Гарибальди возвращался из плавания в свой родной город, он чувствовал тяжелую атмосферу слежки и торопился покинуть ее и отправиться к новым далеким берегам. В морском реестре Ниццы 27 февраля 1832 г. он уже записан как капитан торгового флота, под его командой уверенно бороздит моря парусник «Клоринда».

Находясь в плавании, он узнал о восстании в Модене, Парме, Болонье, о казни заговорщиков и вдохновителей этого движения, о репрессиях и усилении власти папы Грегуара XVI, карательных действиях австрийских войск. Гарибальди приходит к мысли, что папство и Австрия - две силы, мешающие Рисорджименто и объединению Италии. Он чувствовал необходимость сделать что-то для своей родины, принять участие в разгоравшемся движении. Поворотной вехой для него стал 1833 г., когда в Таганроге Гарибальди познакомился с одним из членов организации «Молодая Италия» - тайного общества, созданного Мадзини, и вступил в него. В этот период большое влияние на него оказали сенсимонисты, познакомившие его с идеями равенства, братства и равноправия. В том же году в Марселе Гарибальди участвовал в подготовке восстания в Пьемонте, но из-за провала бежал и был заочно приговорен к смертной казни.[6] С 1834 по 1848 год находился в изгнании. С 1836 по 1847 год принимал активное участие в национально-освободительных войнах в Латинской Америке (Рио-Грандской республики с Бразилией и Уругвая с Аргентиной). Был взят в плен и находился в тюрьме в Аргентине.

В 1842 Гарибальди женился на бразилианке Анне Марии (Аните) Рибейро да Сильва, от которой имел троих детей. Семья их нередко бедствовала: не хватало еды и одежды, не было денег даже на свечи. При этом бессребреник Гарибальди отказывался от богатых земельных пожалований республиканских властей.[7]

В Латинской Америке Гарибальди стал франкмасоном, что сделало его радикальным противником римско-католической церкви. В XIX в. стать масоном с точки зрения католиков значило вступить в союз с дьяволом, что тут же влекло за собой отлучение от церкви. Это в какой-то степени повлияло на его жизнь в Южной Америке, во всяком случае, способствовало сближению с президентом республики Риу-Гранде Бенто Гонсальвесом, также членом масонской ложи.

Американский период - решающий для становления личности Гарибальди. Здесь он обрел военный опыт и закалку, участвуя в не прекращавшихся войнах между южноамериканскими государствами. Здесь же укрепились его демократические идеалы и республиканские взгляды, а также проявился интернационализм. [8]

В 1848 Гарибальди решил вернуться на родину. Италия в это время была охвачена революционным движением. Революции совершились в Милане, Венеции (где образовалась Венецианская республика), позднее в Риме и Тоскане. Сардинское королевство стало конституционной монархией. Одновременно Пьемонт объявил войну Австрии. Накануне отъезда в Италию он написал своему другу и сподвижнику Джакомо Медичи, что основная цель его приезда на родину – «не идти против новых течений в политике правительства, а поддержать его во всех хороших начинаниях и действовать вместе с ним в войне против австрийцев».

Гарибальди созвал отряд волонтеров и вел военные действия в Альпах; после победы австрийцев перебрался в Тоскану, а затем в Рим, где был избран депутатом Учредительного собрания.

Тогда же произошел очередной поворот в мировоззрении Гарибальди. Он отошел от официального политического курса правительства, отказался от своей поддержки политики короля: «Я теперь буду воевать не за Карла Альберта, но за Итальянскую республику, за итальянскую нацию»[9]. В это же время появились первые противоречия и разногласия Гарибальди с Мадзини, одним из триумвиров, управляющих Римской республикой. Джузеппе Мадзини придерживался осторожной, умеренной политики, Гарибальди же выступал за установление диктатуры, полагая, что только она могла спасти тяжелое положение Римской республики, помочь разбить наступающих французов, которые пришли защитить владения папы.

После подавления революций 1848-1849 годов Гарибальди со своим корпусом двинулся в Венецию, но в горах был окружен, взят в плен и заключен в крепость в Генуе (во время этого похода погибла его жена Анита). Арест Гарибальди вызвал такую бурю возмущения, что правительству пришлось освободить его и выслать из Пьемонта. 16 сентября 1849 Гарибальди отплыл из Ниццы сначала в Северную Африку, а затем в Америку.