Смекни!
smekni.com

Церковь в Англии X-XVI вв. (стр. 1 из 6)

Введение

Церковные преобразования в Англии и при самом их начале и в их последующем течении имели важные особенности. Обособленность островной жизни сказалась сильно и здесь, как и на политическом развитии страны. Реформация в Англии, как и везде, стремилась к свержению гнета средневекового католицизма. Этот гнет проявлялся не только в религиозной жизни, но и в других областях. Давление церкви испытывала и государственная жизнь вообще, и хозяйственная и культурная в частности. Английская корона начала ссориться с папством очень рано. Достаточно припомнить столкновения Генриха I с Ансельмом, Генриха II с Фомой Бекетом, Иоанна Безземельного с Иннокентием III, чтобы понять всю остроту отношений между вождями католицизма и государями Англии уже в 12 в. Усилия королевской власти сначала не имели успеха, в этой борьбе она в 12 в. была почти одинока. Процесс слияния побежденных англосаксов и победителей норманнов еще не закончился, и это лишало корону поддержки нации. Но уже 13 в. дает иные результаты. Вместо англосаксонцев и норманнов выступает на сцену единая английская нация. Уже при Генрихе III (1216-72) эта нация успевает бросить несколько грозных предостережений по адресу Рима. В первых рядах протестующих в это время ведет духовенство: оно заявляет, что владетели английских бенефиций иностранцы, присылаемые папой, получают дохода больше, чем корона. Наибольшей силы противодействие достигает в полувековое правление Эдуарда III (1327-77), в период Столетней войны. Папы живут в Авиньоне, в сфере влияния смертельного врага Англии, и радеют о его интересах. Они высасывают из страны массу денег, распоряжаются английскими церковными должностями и зовут к своему суду англичан. Страна единодушно выражает свое возмущение в массе замечательных статутов. Могучую поддержку королю дает теперь парламент. С 15 в. энергия слабеет; раздражение становится слабее. Но все проклятые статуты уцелели несмотря на старания пап добиться их отмены и дают готовые хартии для оправдания последнего удара папству. С этой стороны Реформация в Англии была подготовлена превосходно и только в ничтожной степени довершила процесс разрыва с Римом.

Христианизация Британии

Южная часть острова Великобритании, населенная бриттами, была завоевана римлянами еще в середине 1 в. до Р. Хр.; при Веспасиане и особенно Траяне и Адриане Римское господство здесь было очень сильно. Поэтому, еще в 3 веке, вместе с Римским господством, из южной Галлии, или даже из Малой Азии, проникло сюда и христианство, с обрядами и образованием церквей восточных, и имело значительное число последователей среди туземцев. Обитатели же северной части Великобритании, пикты и скотты, и другого британского острова, Ирландии, ирландцы, не имели никакого понятия о христианстве. Своим обращением в христианство они обязаны св. Патрикию и его ученикам. (6)

Патрикий, родом британец, происходил из христианского семейства (род. между 370 и 380 гг.). Приняв епископский сан от британских епископов, Патрикий пошел (около 432 г.) с проповедью Евангелия к ирландцам. Зная их язык и обычаи, он имел здесь необыкновенный успех, - многие из них вследствие его проповеди обратились в христианство. Чтобы упрочить в Ирландии христианство, Патрикий основал там несколько монастырей, которые были школами для народа, монахам же дал все средства к религиозному просвещению, - изобрел ирландскую азбуку, завязал сношения с британской и галльскими церквами, выписывал оттуда книги и т.п. Патрикий умер около 460 года, после продолжительной апостольской деятельности, прочно устроив ирландскую церковь с митрополией в городе Армахе. Монахи основанных им монастырей довершили просвещение Ирландии; в первой половине 6 в. она уже вся была христианской страной.

Выходившие из ирландских монастырей миссионеры распространяли христианство и в соседней Шотландии. Среди них особенно замечателен монах Колумба, пришедший с проповедью Евангелия в 563 г. в северную Шотландию к скоттам. Крестив одного из шотландских князей со всем его народом, Колумба основал на одном острове монастырь, из которого христианское просвещение потом стало распространяться по всей Шотландии.

Между тем в политическом быту Великобритании произошли перемены, имевшие большое влияние на распространение в ней христианства.

В начале 5 в. римляне почти совсем оставили свои британские владения; на смену им с европейского материка пришли (449 г.) воинственные англосаксы, которые завладели южной частью Bеликобритании и основали здесь семь королевств. Англосаксы были язычники, и распространение христианства в Великобритании на некоторое время было ими задержано, бриттов христиан они сильно притесняли. Только спустя более чем столетие англосаксы стали принимать христианство. В конце 6 в. король Кента, одного из англосаксонских королевств, Этельберт, женился на христианской принцессе из франкского дома, Берте. Папа Григорий Великий (Двоеслов) воспользовался этим обстоятельством и отправил в Британию целую миссию под начальством аббата Августина. При содействии Берты миссионерам удалось обратить самого Этельберта, а за ним стали обращаться и его подданные. После этого Августин отправился во Франкское королевство, где его рукоположение в епископа и, после возвращения в Британию, основал свою кафедру в Кенте. Из Кента христианство проникло и в другие англо-саксонские королевства, в которых также были учреждены епископские кафедры.

До обращения англосаксов среди древних обитателей Великобритании распространялось христианство с обрядами и учреждениями восточных церквей; с обращением же их проникло сюда христианство с обрядами и учреждениями Римской церкви. Таким образом, в Великобритании образовалось две церкви - древнебританская и новоанглийская, долгое время не имевшие общения одна с другой. Представители новоанглийской церкви, начиная с Августина (ум. в 605 г.), стремились всеми мерами, даже насильственными, подчинить древнебританскую церковь Римскому престолу; но последняя, получившая свое начало непосредственно или посредственно с востока, не хотела считать Римскую церковь своей митрополией и поставить себя в зависимость от нее. Обрядовые разности, например, во времена празднования Пасхи, а также национальная ненависть бриттов к пришельцам-завоевателям, англосаксам, еще более отделяли древнебританскую церковь от новоанглийской. Соборные совещания англо-саксонских епископов с древнебританскими, вследствие притязательности первых, не приводили к согласию. Только к концу 7 столетия между обеими церквами установились более мирные отношения, но окончательное объединение их последовало вместе с объединением древних обитателей Великобритании с англосаксами.

Бенедиктинский устав

Бенедиктинцы - старейший католический монашеский орден, основанный святым Бенедиктом Нурсийским в VI веке и следующий «Уставу св. Бенедикта Нурсийского». После смерти св. Бенедикта в 547 г. основанный им монастырь Монте-Кассино просуществовал недолго и был разрушен лангобардами около 577 г (позднее он был восстановлен). Монахи при поддержке Папы Григория I Великого разошлись по разным странам, способствуя распространению устава и идей св. Бенедикта. В конце VI века бенедиктинские монахи появились в Англии, и глава бенедиктинских миссионеров носил имя Августин (соименник блаженного Августина). Во главе небольшой миссии он отправился в Англию, стал главой миссионеров в Англии и основал монастырь святого Петра в Кентербери. До сих пор главой Церкви Англии является архиепископ Кентерберийский, и это неслучайно. Первые христианские храмы и монастырь были основаны именно в Кентербери, а не в Лондоне, поэтому это самая древняя кафедра. Близ Кентербери до сих пор имеются развалины этого монастыря.

Устав прп. Бенедикта постепенно вытеснил все другие уставы, которые существовали в Европе до его появления. Он делится на 73 главы, которые можно сгруппировать по определенным темам.

О монашеских обязанностях – 9 глав (разбросаны в разных местах устава);

о богослужении – 13 глав;

о дисциплинарных мерах – 29 глав;

о административных принципах – 10 глав;

о частных проблемах – 12 глав.

Каждый из этих разделов представляет собой свой собственны маленький устав.

Начальные слова устава несколько необычны. Преподобный Бенедикт писал устав, как бы мысленно обращаясь к своим духовным чадам, поэтому начальные слова устава звучат: "Слушай, сын" в смысле "слушай наставления своего духовного отца". По-латыни: "auscu,lto, ofili". Эти начальные слова стали атрибутом прп. Бенедикта, и когда в западной иконографии изображается прп. Бенедикт, то в руке у него раскрытая книга, где написаны на латыни эти слова.

В уставе учитывалось то, что монахи постоянно должны жить в одном и том же монастыре. Раньше монахи свободно могли менять место своего проживания, а был введен обет постоянства: "stabilitas locu" или "stabilitas loci", и без серьезных причин нельзя было покидать один монастырь и переходить в другой монастырь.

Также нельзя было нарушать правила больше 3-х раз. Сначала были устные предупреждения нарушителю правил, потом его отлучали от общей трапезы, затем, если он не исправлялся, его сажали в особую келью (без замков, правда), и к нему с увещеванием приходили братья. Если он не исправлялся, то он должен был оставить монастырь, но если раскается, он может снова вернуться – и так до 3-х раз, и только на 3 й раз он изгонялся окончательно.

В уставе не было длительных послушаний одного и того же характера, не было длительных богослужений и длительных периодов тяжелой работы. Всё это постоянно перемежалось по принципу: перемена рода деятельности – своего рода отдых.

Бенедиктинцы, помимо хозяйственной деятельности, вели ещё и научную деятельность.

Было запрещено иметь собственность, запрещено было употреблять слова "мой", "твой", можно было говорить только "наше".

Когда кто либо поступал в монастырь, он должен был всё своё имущество передать монастырю, но он всегда мог выйти из монастыря, и даже его мирская одежда всегда хранилась где то на складе в "каптерке". Если у него были родители, тем более состоятельные, они не имели права завещать своего имущества своему сыну, который находился в монастыре: либо кому то другому, либо монастырю в целом как юридическому лицу, чтобы у насельника не было метания, что он здесь в монастыре, а там у него где то роскошная вилла осталась. (11)