Смекни!
smekni.com

Развитие вооруженных сил Франции во второй половине XV века (стр. 1 из 10)

Курсовая работа

Развитие вооруженных сил Франции во второй половине XV века


Содержание

Введение

Глава 1. Краткий обзор военной истории I-ой пол. XV в.

1.1 Основные этапы Столетней войны

1.2 Тактика и военная организация французской армии

Глава 2. Крупнейшие военные конфликты Франции во второй половине XVв. в отражении «Мемуаров» Филиппа де Коммина

2.1 Война «Общественного блага»

2.2 Кампания против города Льежа

2.3 Итальянский поход Карла VIII

Глава 3. Вооруженные силы Франции во II - ой пол. XVв.

3.1. Организация армии

3.2. Отдельные рода войск

Глава 4. Французский рыцарь II - ой пол. XV в.

Заключение

Список источников и литературы


Введение

15 век был переходом от Средневековья к Новому Времени, и этот переход происходил мучительно и крайне болезненно[1]. Историческую роль этого столетия определило множество важных событий произошедших в нем. От окончания Столетней войны и до открытий Да Гамы и Колумба, Европа жила в состоянии движения от феодального прошлого к новым горизонтам развития. Особую роль играли войны. В 15 веке только во Франции произошли такие крупные военные конфликты как Столетняя война, восстание «живодеров», война за Бретонское наследство, Бургундские войны, захват Людовиком XI Руссильона, аннексия Бретани Карлом VIII, Итальянский поход 1494 – 1495 гг. В данном контексте проблема изучения генезиса вооруженных сил европейских держав кажется особенно важной. Вопрос, к которому я обратился в своей работе, достаточно сложный и противоречивый. Дело в том, что не существует четких границ, позволивших выделить военный переворот второй половины 15 века. Не все исследователи признают его очевидность. Но мне же кажется, что именно данный период стал во многом наиболее ключевым в развитии европейской военной истории. Именно тогда на историческую арену окончательно выдвинулась пехота, и именно тогда же произошел закат рыцарства. Кроме этого с середины 15 века артиллерия начала постепенно выдвигаться на передний план. Хотя здесь можно возразить, вспомнив, что впервые европейцы применили огнестрельное оружие в битве при Кресси (1346 г.), где англичане выставили шесть пушек[2]. На самом же деле именно во второй половине 15 века разрозненные «наряды» выделились в отдельные подразделения, заложив тем самым основу нового рода войск. Как следствие этого изменилось отношения к постройке оборонительных сооружений. Исчезли могучие и неприступные цитадели, уступив место более непритязательным, но зато хорошо эффективным фортам и блокгаузам. И наконец результатом всех изменений стал отказ от старой системы комплектования, подхода к организации и управлению войсками. Армия становится постоянной составной государства, верной опорой правителя, надежным инструментом для осуществления их политики. В своей работе я попытался разобрать крупнейшие военные конфликты с участием Французского королевства во 2ой половине 15 века на основе «Мемуаров» Филиппа де Коммина, крупнейшего источника по истории Франции второй половины 15 столетия, а также проанализировать основные моменты, связанные с «угасанием» классического рыцарства, которым де Коммин уделил внимание.

Прежде чем переходить к анализу нашего источника рассмотрим его место в историографии 2ой половины 15 в. Условно все письменные источники этого периода можно подразделить на несколько категории:

1) Универсальные исторические источники являлись во многом ключевыми для 15 века. Их переписывали и читали больше всех других исторических произведений. В качестве примера можно привести «Большие французские хроники».

2) В то же время были широко распространены произведения посвященные конкретным историческим деятелям. Так, история правления Карла VII была изложена монахом из Сен – Дени Жаном Шартье.[3] Так одной из наиболее ценных хроник, рисующих историю правления Людовика XI является т. н. «Скандальная Хроника» (Chroniquescandaleuse)[4].

3) Другие произведения были призваны противопоставить деятельность какого – нибудь короля враждебной исторической литературе, которая в этот период достигла также значительного развития. В качестве примера можно привести латинскую хронику нормандского епископа Т. Базена (1412 – 1491 гг.) «История деяний Карла VII и Людовика XI» (DerebusgestisCaroliVIIetLudovicihistoriarumlibriXII). Хотя в этой работе автор скорее пытался всячески развенчать и очернить «тирана» Людовика XI и его централизаторскую политику, искажая реальные события[5].

4) Развивались также анонимные хроники местных феодальных домов, вроде «Гиеньской хроники», «Арльской хроники».

5) Данный период изобилует огромным количеством самых разнообразных, часто мелких, но очень ценных документов: приказы военачальников, вызовы на военную службу (lettersdeconvocation), переписка королевского совета и чиновников финансового ведомства с командирами отрядов и комендантами крепостей, заказы на вооружение и артиллерию, списки гарнизонов, денежные расписки, счета на ремонт укреплений, списки пленных и убитых[6]. Очень содержательна и военная корреспонденция, например сохранившаяся переписка между Карлом VIII, Луи де Ла Тремуйем и разными капитанами во время бретонской кампании 1488 г[7]. А переписка между Людовиком XI и Карлом Смелым является чуть ли не главным источником по истории второй половины 15 века[8].

5) Кроме того, в начале 15 века во Франции появился новый вид исторических источников, который впоследствии получил широкое распространение – дневники горожан[9]. Таким образом исследователи отмечают, что начиная с последних лет XIII в. и до конца XV в. и далее, специалист по истории войн и армий имеет в своем распоряжении значительную и разнообразную документацию, по сравнению с предшествующими периодами.

Однако перейдем к анализу нашего исторического источника, на базе которого и была произведена попытка изучения проблематики, указанной в начале данной работы. Бурный водоворот политических событий и интриг, присущий 15 веку подвинул многих современников к более критическому и менее тенденциозному осмыслению действительности. Само собой полагается, что такой подход к проблеме заставил авторов обратится к особой разработке аналитической части своих работ и результатом этого стало появление совершенно нового для того времени жанра экспертной историографии, в котором работали такие крупнейшие историографы своего времени, как Оливье де Ламарш (1427 – 1502 гг.), официальный историограф Бургундского герцогства, описавший в своих мемуарах парадную жизнь бургундского двора; Жорж Шатиен (ум. 1475 г.), дипломат и советник, составивший огромную по размерам историю Европы за 1431 – 1451 гг., в которой представил свои размышления на политические темы как человека, довольно независимого в своих оценках; и, наконец, апогеем исторического анализа является труд Филиппа де Коммина.

«Мемуары» Филиппа де Коммина – определенно крупнейшее из произведений, написанных в 15 веке во Франции, а может быть и во всей Европе[10]. Написанные в конце XV века и вышедшие в свет в 1524 году, оно выдержало более 120 изданий и привлекает интерес людей в наши дни, что, согласитесь, говорит о ее большой популярности. Притом это чуть ли не единственное историческое произведение 15 века, переведенное почти на все европейские языки. Но прежде чем погрузиться в анализ содержания этой интересной книги, я позволю себе сказать несколько слов об авторе. Филипп де Коммин является одной из наиболее знаковых личностей во французской историографии XIV – XV вв. родившийся около 1447 года, он происходил из знатного фламандского семейства Ван ден Клитов. Рано потеряв родителей, Коммин вырос в доме своего двоюродного брата, который дал ему подобающее дворянину воспитание: его научили владеть оружием и конем, читать по – французски, но латынью не утруждали. В 1464 году Коммин прибыл на службу к Карлу Смелому. В 1465 году он принимает участие в войне Лиги Общественного блага, целью которой, бесспорно, был подрыв централизаторской политики Людовика XI. В 1466- 1467 гг. он участвовал в карательных экспедициях против горожан Динана и Льежа, получив вскоре должность камергера. В новом качестве он стал принимать деятельное участие в судьбе Бургундского герцогства. К сожалению, в силу сложившихся позднее обстоятельств, Коммин не слишком подробно о данном этапе своей жизни и, в частности, о своих обязанностях и полномочиях. Лишь по отрывочным намекам, сквозящим в его произведении, можно попытаться предположить, что он оказывал немалое влияние на герцога[11].

Безусловно, что во время частых бесед с Коммином Людовик XI произвел на него сильное впечатление своим умом и трезвой расчетливостью. Поэтому неудивительно, что после этого он начал оказывать кое – какие услуги королю, хотя еще в течение четырех лет Коминн находился на службе у герцога Бургундского. В 1470 году он совершил поездку в Кале, где вел тайные переговоры с представителями английской династии Ланкастеров, а в 1471 году во время мисси в Испанию произошла очередная встреча с Людовиком XI. Через год в 1472 году он бежал в лагерь французского короля. В этот период карьера Коминна достигла вершины. Однако влияние сохранялось лишь до 1477 года и после гибели Карла Смелого пошло на убыль. После смерти Людовика XI его положение стало и вовсе критическим. Регентша Анна Боже исключила его из совета, а некоторое время спустя приказала арестовать. В железной клетке в Лошском замке Коммин просидел пять месяцев, после чего его отпустили в одно из своих поместий. Только в 1490 году ему дали свободу и разрешили вернуться ко двору. Новая перемена в судьбе Коммина объясняется переориентацией французской политики на Италию и подготовкой похода в Неаполитанское королевство. Здесь он выступает в роли посла, сделав неудачную попытку укрепить отношения с Венецией. После смерти Карла VIII в 1498 году на престол взошел Людовик Орлеанский которому Коммин был близок в период борьбы с правительством Анны Боже. Однако нового сближения не произошло. После 1507 года сведенья о его политической карьере исчезают. Филипп де Коммин умер 1511 году в замке Аржантон.