Смекни!
smekni.com

Английское чаепитие (стр. 1 из 3)

Содержание

Введение. 3

1. Исторические традиции английского чаепития. 4

2. "Чайные" традиции в Англии в XIX веке. 9

3. "Чайные" традиции в Англии на современном этапе. 13

Заключение. 16

Список литературы.. 18


Введение

Английская литература свидетельствует о той огромной роли, которую чаепитие имело в жизни страны. Трудно найти хотя бы один английский роман XIX века или современный фильм, в котором не присутствовала бы сцена чаепития.

Именно Англии суждено было на несколько веков стать законода­тельницей чайной моды и хранительницей чайной традиции, именно здесь чай стал частью не только быта, но и культуры в самом широком значении, повлиял на традиции, искусство, нравы, а возможно, и на ха­рактер народа.

Почему именно в XVII веке сложились благоприятные условия для появления и распространения чая в английском обществе, остается только гадать. Проникновение чая в английское общество было поздним, но стреми­тельным. В начале 1650-х годов впервые появляются записи о закупках чая магазинами в Лондоне.

Уже в самом начале, сразу после появления чая в Англии складыва­ются многие традиции и особенности английского чаепития. Чай стано­вится напитком общения, в значительной мере отнимая эту привилегию у алкогольных напитков. В час видели благородную альтернативу алко­голю, своеобразное средство борьбы с пьянством. Согласно новому английско­му обычаю, сохранявшемуся и в последующие столетия, после обеда мужчинам приносили «трубки и бутылки», и уже после них, иногда из­рядно разогревшись, они присоединялись к дамам для чаепития.

Целью работы является анализ английского чаепития.

Задачами работы является анализ следующих вопросов:

1. Изучить исторические традиции английского чаепития;

2. Рассмотреть "чайные" традиции в Англии в XIX веке;

3. Определить "чайные" традиции в Англии на современном этапе.

1. Исторические традиции английского чаепития

Говоря о национальном этикете, выделяют наи­более устойчивые, проверенные многолетним опытом, тради­ционные этикетные знаки, сложившиеся в процессе историче­ского развития народа. Душа народа в этикете находит внеш­нее проявление, приобретает "зримые" образы его характера и поведения. Национальный этикет способствует утверждению народа в жизни, его благополучию.

Каждый народ вносит в исторический процесс свою осо­бую лепту, пишет историю своим неповторимым почерком. Этикет - правила поведения людей, "знаковая" система их жизнедеятельности. Эти "знаки" могут охватывать различные события. Их диапазон очень широк: от международных дипломатических отношений до бытовых, по­вседневных явлений в жизни отдельного человека.

Англия является основной частью Великобритании, её социально-политическим ядром. Характер англичан отличается привержен­ностью к многовековым традициям. Традиционны формы ор­ганизации политической жизни: пожизненное царствование короля (или королевы), тронная речь при открытии парламен­та, почётные звания пэров, баронов и рыцарей, красочное одеяние королевской гвардии, кареты для выезда королевской семьи и т.п[1].

Восемнадцатый век развил и закрепил традиции чаепития в Англии, начало которым было положено в XVII веке, и которые в последующем времени приняли форму устойчивого и неизменного ритуала. Наш соотечественник Н.М. Карамзин, посетивший страну в 1790 году, писал об английском чаепитии как о чем-то само собой разумеющем­ся и сложившемся, хорошо известном и в далекой России.

В конце XVIII века некоторые ари­стократические дома, а также сам король Георг III с семейством начали пропаганду чая. Существовали и свои, впоследствии ушедшие, знаки и символы. Так, большую роль играли чайные ложечки - на некоторых из них стояли номера, чтобы хозяйка не перепутала, кому она наливает добавку. Положенная поперек чашки ложка означала конец чаепития. Ходило множество анекдотов, прежде всего о приезжих французах, которые, будучи незнакомыми с английской традицией, вынуждены были выпивать по 13 чашек чая, не догадываясь о том, что остановить угощение можно, положив нужным образом ложку[2].

Чайный ритуал требовал и специального оборудования для хранения, приготовления и приема напитка Чайные комнаты в больших поме­стьях, чайные домики в парках, чайная мебель, чайные сервизы, чайные дамские туалеты — чайная атрибутика заполонила страну.

Англичане к этому моменту уже давно приобрели вкус к предметам обихода из далеких стран. По мере расширения и укрепления англий­ского влияния в мире в английском обществе все прочнее приживалась различная, прежде всего восточная, экзотика. Коллекции восточных редкостей становились модными среди аристократии. Устраивались восточные комнаты, уголки, кабинеты, основу которых составляли привезенные с Востока мебель, украшения, ткани и посуда.

Изначально чайная посуда прибывала вместе с чаем из Китая. Спрос на нее был огромен. Чай пили из крошечных китайских чашек и таких же блюдечек, наливая из маленького китайского чайника. По мере развития торговли китайцы стали изготавливать специальную посу­ду для европейцев, прежде всего англичан, - большего размера и с ручками. Можно было даже заказать рисунок, например, фа­мильный герб.

Английские «умельцы» очень рано научились подделывать керамиче­ские изделия под китайский стиль. В стране открывались фабрики, вы­пускавшие чайную посуду. Одновременно с этим в Европе не прекра­щались попытки открыть секрет китайского фарфора. В 1708 году в этом преуспел немецкий алхимик Иоганн Фридрих Бегтгер, тщетно пытавшийся изготовить золото, но оказавшийся более лов­ким в вопросе фарфора. С этого момента фарфоровые фабрики рас­пространились по Европе - Мейсенская мануфактура под Дрезденом в 1710 году. Севрская - во Франции в 1738-м и многие другие.

Изначально европейские художники копировали китайские и япон­ские сюжеты на своих фарфоровых изделиях, воспроизводя тради­ционные рисунки и цветовые сочетания. Изделия китайцев были одно-или двухцветные. Особой популярностью в Европе пользовалась си­не-белая посуда. Интересно, что до сих пор некоторые традиционные и очень распространенные английские сервизы сохраняют и первона­чальный цвет, и рисунок. Много позже входит в моду европейский рисунок, пришедший в Ан­глию с континента и распространившийся здесь[3].

Так чай стал мощным фактором развития предпринимательства в от­дельных сферах экономики страны, например в развитии гончарного дела.

Чай повлиял не только на развитие английской промышленности, но и на уклад, порядок и ритм жизни. Теперь на завтрак всегда пили чай, который полностью вытеснил традиционный до этого времени эль (на­до отметить, что эль в то время был значительно слабее и чище совре­менного пива, но все равно его утреннее потребление вызывало озабо­ченность у медиков и различных общественных деятелей). Его пили по­сле обеда, а в бедных семьях он нередко являлся теперь основой глав­ной вечерней пищи. Людям состоятельным «чайный» полдник позволял перенести обед на более позднее время.

В этот же период окончательно сложился порядок званых приемов: совместный обед, после которого дамы удаляются пить чай, а мужчи­ны остаются за чистым столом, уставленным бутылками. Заключи­тельным аккордом все собираются вместе за чашкой чая. Этот поря­док, остававшийся неизменным в английском обществе на протяже­нии нескольких эпох, не слишком нравился приезжим иностранцам, находившим его скучным и однообразным. Разнообразные карикату­ры, прежде всего, французского происхождения, изображают развяз­ных пьяных англичан за бутылкой и их дам, чинно и уныло попиваю­щих чай в соседней комнате.

Чай пили в самых различных ситуациях: не только традиционно по­сле обеда, на завтрак и во время приемов, но и в перерыве между работой, во время лечения на водах, в дороге во вре­мя путешествия, перед сном, сразу после сна, в детс-

кой, и т.д.

В XVIII веке все большее распространение в обществе получают чай­ные, вытесняющие постепенно кофейни с английских улиц. Атмосфера в них совершенно другая, прежде всего благодаря тому, что здесь цар­ствуют женщины. В то время было не так много мест, куда женщина из приличного общества могла пойти, чтобы посидеть, перекусить, пооб­щаться со знакомыми. К тому же в чайные можно было зайти всей се­мьей, во время путешествий или поездок в Лондон по магазинам.

Еще большей в разных слоях общества популярностью поль­зовались появившиеся в начале XVIII века «чайные са­ды», так как они объединяли две все нараставшие националь­ные страсти. В таких садах прогуливались, дышали свежим воздухом, любовались цветами и аккуратно рассаженными растениями, пили чай с булочками и сэндвичами. Здесь устраивали концерты, слушали музы­ку, проводили литературные вечера. Это были общественные места, ку­да могла выйти вся семья: женщины, мужчины, дети, — что было очень важно для такой страны, как Англия, в которой женщины играли боль­шую роль в жизни общества и важное место занимала семья.

Чаепития стали важной частью входивших все больше в моду англий­ских водных курортов. Главной целью подобного рода сборищ было «себя показать и людей посмотреть», подобрать хорошего жениха доче­ри, завести нужные связи в обществе, просто развлечься после деревен­ской скуки. Помимо приема вод, в которых нуждались далеко не все, и знаменитых балов, ради которых и съезжались в подобные места, чае­питие было очень правильным и благопристойным времяпрепровожде­нием. Оно требовало большого количества свободного времени, кото­рого у посетителей вод было в избытке, что позволяло находиться в об­щественном месте довольно длительное время.