Смекни!
smekni.com

Сефи ад-Дин



План
Введение
1 Происхождение
2 Молодость
3 Учение у шейха Захиди
4 Глава ордена
5 Гробница
6 Преемники
Список литературы

Введение

Шейх Сефи ад-Дин Исхак Ардебили (Ардебиль, 1252—1334) (перс. شیخ صفیالدین اردبیلی‎) — основатель известного на Востоке суфийско-дервишского ордена Сефевие и родоначальник династии Сефевидов. В Иране[1](преимущественно в Азербайджане) деятельность этого ордена привела к выделению в суфизме особого направления, которое принято называть Кызылбашским (красноголовым), по цвету головных уборов членов ордена.

1. Происхождение

Сефи ад-Дин родился в 1252 году в городе Ардебиле в зажиточной религиозной семье. Происхождение рода Сефи ад-Дина покрыто тайной, высказывались мнения что они были курдами, тюрками и арабами (подробнее см. Сефевиды). От шейха Сефи ад Дина дошло 12 четверостиший (рубаи) на местном (район Ардебиля) иранском наречии, близком современному талышскому языку и которое большинство ученых отождествляет с языком азери[2]. Эти четверостишия иранисты считают важным материалом для изучения языка азери (иранский), в целом остававшегося бесписьменным[3][4][5][6][7][8][9][10].

В кругах суфиев считалось, что Сефи ад-Дин произошел в 21 поколении от седьмого шиитского имама Мусы Кязима и, таким образом, является потомком пророка Мухаммеда и Али ибн Абу Талиба; однако, это считается легендой, выдуманной для легитимизации духовной власти Севевидов.[11]

2. Молодость

Потеряв отца в малолетнем возрасте Сефи получает начальное образование в окружении его религиозных последователей. Он овладевает богословскими науками и изучает, кроме азери и литературного персидского, арабский и монгольский языки.

Продолжает свое образование Сефи в Ширазе, куда отправляется в 20-летнем возрасте, у известных богословов Рукн ад-Дина Бейзави, Амира Абдуллаха и других. Там он наконец решается выбрать себе наставника. По совету Амира Абдуллаха Сефи останавливается на кандидатуре известного шейха из Гиляна (собственно из Талыша)[3] Гаджи ад-Дина Захиди, который был странствующим дервишем, связанным с суфийским орденом Сухравардийа.

3. Учение у шейха Захиди

Сефи пришлось потратить много времени на его поиски. Только через четыре года он находит шейха Захиди в горах Гиляна. Вскоре Сефи женится на дочери своего наставника — Биби Фатьме (их сын Садр ад-Дин впоследствии наследует шейху Сефи) и еще больше с ним сближается. Вместе они 25 лет проповедуют свои идеи и только в 1294 году, после смерти Захиди Гиляни, Сефи ад-Дин занимает его место главы ордена, названного впоследствии в честь Сефи Сафавийа.

Авторитет шейха Гиляни настолько высок, что многие исследователи склонны считать его действительным основателем ордена Сафавийа. Другие исследователи полагают, что известное идейно-философское направление ордена сложилось уже после смерти Гиляни.

4. Глава ордена

В учениках Сефи ад-Дина находились такие выдающиеся личности, как визир Ильхан Рашид-ад-Дин, сын его Гийас-ад-Дин Мухаммед Рашиди и даже сам Ильхан Абу Саид. К концу жизни шейха большинство жителей Ардебиля были его учениками. У него были мюриды и в Западном Иране (Исфагане, Ширазе и др.). Особенно сильное религиозное влияние ордена Сафавийа, как могущественного тюркского ордена, было в Малой Азии, тоже заселенной тюрками. Население этих районов, например, активно содействовало шаху Исмаилу в начальный период его продвижения к власти.

Шейха Сефи ад-Дина, так же как его учителя Захиди, считали святым, приписывали им множество чудес и материально всячески поддерживали. Если в начале организации ордена у шейха Сефиаддина был небольшой участок земли, то к концу жизни в его собственности уже находилось свыше 20 селений, подаренных ему разными феодалами. Сам Сефи ад-Дин и его орден получали огромное количество подарков. Сохранилось письмо визира Рашид ад-Дина, в котором он извещает шейха, что посылает ему подарки к одному из мусульманских праздников — пшеницы свыше 40 тонн, риса белого около 80 тонн, масла коровьего больше тонны, меду около двух тонн, гатыга пол тонны, сахара рафинада больше 300 кг, быков 30 голов, баранов 130 голов, гусей 190 штук, кур 600 штук, розовой воды 30 бутылей, деньгами 10 тысяч динаров и т. д.

5. Гробница

Умер и похоронен шейх Сефи ад-Дин в Ардебиле в 1334 году. Над его могилой возводится мавзолей, вокруг которого начинается строительство мечетей, караван-сараев, медресе и жилых домов, создается большой культовый центр. Здесь же погребено большинство сефевидских шейхов, включая шаха Исмаила. Реконструкция и строительство этого центра идет непрерывно, окончательный вид он приобретает в XVI веке, в период правления шаха Тахмасиба I (1524—1576 гг.).

Мавзолей шейха Сафи ад-Дина и поминальная мечеть при нем являются шедевром архитектуры Северо-Западного Ирана. Очень эффектны украшающие их глазурованные плитки разных цветов. Развитие Ардебиля во многом определялось большой популярностью у огромного числа паломников культового комплекса Сефи ад-Дина. В 2010 году комплекс был объявлен памятником Всемирного наследия ЮНЕСКО.

6. Преемники

Первыми преемниками шейха Сефи ад-Дина в качестве шейхов ордена Сафавийа в Ардебиле были его потомки Садр ад-Дин Муса (1334—1392/3), шейх Ходжа Али (1392/3—1429). Начиная с правнука Сафи ад-Дина Ибрагима Шейхшаха (1429—1447) Ардебильские шейхи приобретают светскую власть. Шейх Ибрагим Шейхшах становится правителем Ардебиля, а шейх Исмаил (1486—1524) основателем шахской династии Сефевидов нового Кызылбашского государства в Иране.

Список литературы:

1. Всемирная история, т.4, М., 1959, стр. 558. Раздел «Иран к началу XVI в.»

2. Азербайджанский ученый Ю. Б. Юсифов выступает против такого отождествления, ссылаясь на работу Б. В. Хеннинга (1954): Ю. Б. Юсифов. ОБ АКТУАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМАХ ЭТНИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ АЗЕРБАЙДЖАНА. Хеннинг считал, что материал Ардебиля демонстрирует лишь говор северо-восточной окраины Азербайджана и не дает оснований для суждений о говорах основной части провинции, в иранском характере которых он при этом не сомневался [1]. Вышедшая уже после смерти Хеннинга „Энциклопедия Ираника“ отождествляет говор Ардебиля с азери безусловно[2]

3. профессор Б. В. Миллер. Талышский язык и языки азери

4. А.Мамедов, к.ф.н. Талыши как носители древнего языка Азербайджана

5. Barry D. Wood, The Tarikh-i Jahanara in the Chester Beatty Library: an illustrated manuscript of the „Anonymous Histories of Shah Isma’il“, Islamic Gallery Project, Asian Department Victoria & Albert Museum London, Routledge, Volume 37, Number 1 / March 2004, Pp: 89 — 107.

6. Payvand News. Здесь употреблено выражение Old Tati (Тати — современные остатки языка азери, сохранившиеся в некоторых селениях Иранского Азербайджана.)

7. „Samples of the Azeri Persian language include poems written by Sheikh Safi al-Din Ardebili“ — David Menashri Central Asia Meets the Middle East. Routledge, 1998 ISBN 0-7146-4600-8, 9780714646008 p.123

8. Habibollah Ayatollahi, Ḥabīb Allāh Āyat Allāhī, Shermin Haghshenās, Sāzmān-i Farhang va Irtibāṭāt-i Islāmī (Iran). Markaz-i Muṭālaʻāt-i Farhangī-Bayn al-Milalī Shermin Haghshenās Alhoda UK, 2003 ISBN 964-94491-4-0, 9789649449142 p.180

9. E. Yarshater, Encyclopedia Iranica. Book 1, p. 240:

10. Адари утрачивал позиции более быстрыми темпами, чем раньше, так что даже Сефевиды, первоначально ираноязычный клан (как свидетельствует четверостишия шейха Саафи-эль-Дина, их эпонимного предка, и его биография), тюркизировались и приняли в качестве родного языка тюркский язык. (AÚdòari lost ground at a faster pace than before, so that even the Safavids, originally an Iranian-speaking clan (as evidenced by the quatrains of Shaikh Sáafi-al-din, their eponymous ancestor, and by his biography), became Turkified and adopted Turkish as their vernacular).Encyclopaedia Iranica. E. Yarshater, The Iranian Language of Azerbaijan

11. И.В. Пигулевская, А.Ю. Якубовский А.Ю., И.П. Петрушевский, Л.В. Строева, А.М. Беленицкий. «История Ирана с древнейших времен до конца XVIII века». 1958

Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Сефи_ад-Дин