Смекни!
smekni.com

Присоединение Сибири (стр. 1 из 3)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………….. .. 3

ГЛАВА I.

1. НАРОДЫ СИБИРИ ………………………………….. ………... 6

2. СИБИРСКОЕ ХАНСТВО …………………………………………… 8

3. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БРАТЬЕВ СТРОГАНОВЫХ……. ……. …….. 10

ГЛАВА II.

1. КАЗАЧЬИ ОТРЯДЫ ПОД ПРЕДВАДИТЕЛЬСТВОМ ЕРМАКА… 12

2. ЗАХВАТ КАШЛЫКА…………………………………………………. 13

3. ПРИСОЕДИНЕНИЕ СИБИРИ ……………………………………….. 15

4. ГИБЕЛЬ ЕРМАКА…………………………………………………… 16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………….. 17

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………

ВВЕДЕНИЕ

Цель данной курсовой работы: углубленно изучить завоевание и присоединение Западной Сибири к Российскому государствуво второй половине XVI века.

Задачами же этой работы ставлю изучение Сибирского ханства во второй половине XVI века, в том числе его народов, деятельность братьев Строгановых и казачьих отрядов под предводительством Ермака.

Актуальность темы: Завоевание и присоединение новых территорий усиливают государство притоком новой массы налогов, полезных ископаемых, а так же притоком новых знаний, полученных от захваченных народов. Новые земли дают новые перспективы развития страны, в частности: новые выходы к морям и океанам, границы с новыми государствами, дающие возможность увеличения объема торговли.

Для написания данной курсовой работы был использован учебник Зуева М. Н. по истории России, в котором в сжатой форме излагаются основные этапы развития российской государственности с древнейших времен до наших дней, освещаются проблемы как государственно-политического, социально-экономического и внешнеполитического развития нашего Отечества, так и ключевые вопросы истории российской культуры. Важным дополнением служат приведенные в тексте схемы, а также хронология событий.

Немало важных фактов было использовано из книги Орлова А. С. «история России», в которой также изложена история России с древнейших времен до наших дней с учетом новейших данных, накопленных исторической наукой.

Много исторических сведений для выполнения данной работы мной было найдено и книге крупнейшего историка русского зарубежья , основателя Русского исторического общества в Праге, Шмурло Е. Ф. «История России 862-1917». Эта работа автора-итог его 40-летней научной деятельности, она предназначена для русских эмигрантов. Она была первой в серии учебников по истории для российского юношества и пользовалась большой популярностью среди западноевропейских коллег и неоднократно переиздавалась.

Долгое время в нашей исторической науке господствовал подход, при котором советские историки, отвергая на словах, на деле руководствовались принципом известного марксистского историка М. Н. Покровского: «история — это политика, обращенная в прошлое». Такой подход накладывал существенный отпечаток на оценку и характеристику почти всех исторических событий и явлений, зачастую сильно искажая их. Не миновал он и историю Сибири.

Сибирь привлекала внимание московитов давно. Уже в ХV веке она была провозглашена сферой интересов Московского государства. Эта территория была населена народами, которые вели кочевой или полукочевой образ жизни.[1]

На судьбу народов Сибири большое влияние оказали монгольские завоевания, там продолжали существовать слабые осколки монгольской державы. Некоторые племена, вовлеченные в мощный процесс цивилизационной экспансии кочевников, стремились перейти на развивающийся тип жизнедеятельности, проявились зачатки государственности.

К концу ХVIвека внимание России к территориям за Каменным поясом

усилилось. Казачья дружина Ермака Тимофеевича в 1581 году начала движение в Сибирь. Дата похода легендарного атамана является спорной. Источники называют самые разные годы: 1579 по 1582 и даже 1584 г., 1585 г. Но все же большинство историков склонятся к дате 1581 год.

За казаками в Сибирь устремились торговые люди, беглые крестьяне,

ремесленники, авантюристы и искатели счастья. За этой пестрой волной двигались царские войска, чиновники, которые превращали сибирские территории в часть российского государства. Появились города: в 1586 г. – Тюмень, в 1587 г. – Тобольск, на долгое время ставший главным городом Сибири, и др. Присоединение этих огромных территорий заняло столетие и завершилось в конце ХVII в. Пространства, заселенные кочевниками и полукочевниками, продолжали существовать в своей традиции, но возникали очаги другого типа: города, фактории, которые становились источниками разрушительного влияния для природных сообществ. Новые русские земли с их неисчерпаемыми богатствами, плодородными почвами и лесами вошли неотъемлемой частью в состав русского государства. Мощь государства заметно увеличилась. «Изумленная Европа, в начале княжения Ивана Третьего, едва ли даже подозревавшая о существовании Московии, зажатой между Литвой и татарами, была ошеломлена появлением огромной империи на восточных своих окраинах».[2]

Лишь в 19 веке, когда Россия вступила в эпоху капиталистического развития, началось интенсивное освоение огромных пространств.

ГЛАВА I.

1. НАРОДЫ СИБИРИ

К концу ХVI века на обширных просторах сибирской тундры, тайги, лесостепи на черноземных просторах обитало население, едва ли превышавшие 200 тысяч человек. В регионах Приамурья и Приморья к середине 15 века жило около 30 тысяч человек.

Этнос и языковый состав народов Сибири был весьма разнообразен. По

обе стороны Оби жили остяки (ханты). Главным их занятием была рыбная ловля. Рыбу употребляли в пищу, из рыбной кожи выделывали одежду. На лесистых склонах Урала жили вогулы, которые занимались преимущественно охотой. У остяков и вогулов существовали княжества, возглавлявшиеся родовой знатью. Княжества владели рыбными ловлями, местами охоты, и сверх того, им приносили «подарки» их соплеменники. Между княжествами нередко вспыхивали воины. Захваченных пленных обращали в рабов.

В северной тундре жили ненцы (самоеды), кочевавшие со стадами оленей по северу Сибири. Олени давали ненцам пищу, из оленьих шкур шили одежду и устраивали жилища. Распространенным занятием была рыбная ловля и охота на морского зверя, песца, диких оленей и гнездившихся

на океанских утесах птиц. Жили ненцы родами во главе с княжествами. К востоку от Енисея лежали земли эвенков (тунгусов), которые также, как и ненцы вели кочевой образ жизни, занимались оленеводством, охотой на лосей, медведей, рыболовством.[3] Летом эвенки жили в чумах, покрытых оленьими и лосиными шкурами, а зимой в бревенчатых полуземлянках, которые пришедшие в эти края русские казаки стали называть «балаганами». Железо и железные изделия эвенки выменивали у соседей на собольи меха. У

них также господствовал родовой строй. на юге Сибири, в верхнем течении Енисея жили предки хакасов, находившиеся в ясачной зависимости от своих соседей-киргизов. Ко времени появления в их краях отрядов русских казаков основными их занятиями были полукочевое скотоводство и охота. Но в отличие от ненцов и эвенков хакасы освоили примитивное земледелие. Позднее, под влиянием русских переселенцев, они окончательно пришли к оседлому образу жизни. У реки Ангары и озера Байкал обитали буряты. Их главным занятием было скотоводство. Буряты находились уже на пути становления классового обществ. В Приамурье жили племена дауров и дючеров, более развитые в хозяйственном отношении.

Территорию, образуемую реками Леной, Алдан и Амга, заняли якуты. Отдельные группы размещались на реке Яне, в устье Вилюя и района Жиганска. Всего по русским документам якутов в это время насчитывалось примерно 25-26 тысяч человек. Якуты ко времени появления русских были единым народом с единым языком, общей территорией и общей культурой. Они находились на стадии разложения первобытнообщинного строя. Основными крупными общественными группами были племена и роды. В хозяйстве якутов широкое развитие получила обработка железа, из которого выделывались оружие, кузнечные принадлежности и другие орудия труда. Кузнец пользовался у якутов большим почетом. Основное богатство якутов составлял скот. Якуты вели полуоседлую жизнь. Летом они выезжали на зимники, имели также летние, весенние и осенние пастбища. Большую роль в

хозяйстве якутов играли охота и рыболовство. Якуты жили в юртах- балаганах, утепленных дерном и землей в зимнее время, а летом – в берестяных жилищах и легких шалашах. Большая власть принадлежала родоначальнику – тойону. Он имел от 300 до 900 голов скота. Тойонов окружала челядь – чахардар из рабов и домашних слуг. Но рабов у якутов было немного, и способа производства они не определяли. Бедные родовичи не были еще объектом феодальной эксплуатации. Частной собственности на промысловые и охотничьи угодья также не было, но сенокосные угодья распределялись между отдельными семьями.

2. СИБИРСКОЕ ХАНСТВО

В начале ХV века в процесе распада Золотой Орды возникло Сибирское ханство, центром которого первоначально была Чимга-Тура (Тюмень). Ханство объединило многие тюркоязычные народы, образовавшие в его рамках народность сибирских татар. В конце ХV века после длительных междуусобиц власть захватил Мамед, который объединил татарские улусы по Тоболу и среднему Иртышу и расположил свою ставку в старинном укреплении на берегу Иртыша – «Сибирь» или «Кашлык».

Сибирское ханство состояло из мелких улусов, которые возглавляли беки и мурзы, представлявшие господствующий класс. Они и превращали в частную собственность лучшие пастбища и источники воды. Среди знати распространялся ислам, ставший официальной религией в Сибирском ханстве. Основное трудовое население состояло из черных улусных людей, они платили мурзе или беку, ежегодные «дары» из продуктов своего хозяйства и дань-ясак хану. В ханстве эсплуатировался труд рабов-«ясырей» и бедных, зависимых общинников.