Смекни!
smekni.com

Виды права собственности граждан (стр. 8 из 17)

Суд вправе отступить от равенства долей супругов в их общем имуществе, исходя из интересов несовершеннолетних детей и из заслуживающего внимания интереса одного из супругов (стойкая нетрудоспособность, недостойное поведение одного из супругов).

Участие супругов в капитальном ремонте и улучшении недвижимого имущества, принадлежащего третьему лицу, не создает для них права собственности на часть этого имущества. Они вправе лишь требовать возмещения понесенных затрат.

Смерть одного из супругов влечет прекращение общей совместной собственности. К наследникам по закону или завещанию переходит как принадлежащее умершему раздельное имущество, так и его доля в общей совместной собственности.

На производство товарной продукции, реализуемой на рынке, рассчитано крестьянское (фермерское) хозяйство, и именно этим в первую очередь определяется его субъектный состав и круг объектов, которые находятся в общей собственности участников такого хозяйства.

Членами крестьянского (фермерского) хозяйства считаются трудоспособные члены семьи и другие граждане, совместно ведущие хозяйство. Из этого следует, что лица, не достигшие трудового совершеннолетия, членами хозяйства быть не могут. Главой хозяйства является один из его дееспособных членов, который представляет интересы хозяйства в отношениях с юридическими лицами, государством, гражданами.

Если в составе крестьянского (фермерского) хозяйства находятся супруги, то их право на общее имущество определяется правилами, относящимися к совместной собственности на имущество такого хозяйства, а не к совместной собственности супругов (п.2 ст.33 СК). Нормы семейного законодательства уступают нормам законодательства об имуществе крестьянского (фермерского) хозяйства (ст.257, 258 ГК). В силу этого правовой режим всего имущества крестьянского (фермерского) хозяйства регламентируется именно этими правовыми нормами.

Объектом совместной собственности является имущество крестьянского (фермерского) хозяйства. В отличие от ранее действующего Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве, п.1 ст.257 ГК устанавливает презумпцию именно совместной, а не долевой собственности на его имущество. Думается, что это в большей степени соответствует сути этого хозяйства, как семейно-трудовой общности граждан, находящихся в лично-доверительных отношениях друг с другом. Но договор участников хозяйства может установить и иную, т.е. долевую, собственность этого хозяйства.

В соответствии со ст.257 ГК РФ, в совместной собственности членов хозяйства находятся предоставленный в собственность или приобретенный земельный участок, насаждения, транспортные средства, хозяйственные и иные постройки, птица, скот, инвентарь и другое имущество, приобретенное для хозяйства на общие средства его членов.

Плоды, продукция и доходы, полученные в результате деятельности хозяйства, являются общим имуществом его членов и используются по соглашению между ними.

Соглашение должно быть составлено в письменной форме. Это связано с тем, что сделки по распоряжению общим имуществом хозяйства совершает его глава либо иные доверенные лица. Кроме того, многие из сделок должны иметь письменную форму, удостоверяться нотариусом, а в этих случаях необходимы соответствующие письменные полномочия (ст.159-163 ГК РФ).

Распоряжение, пользование, владение имуществом крестьянского (фермерского) хозяйства осуществляется с согласия всех лиц, совместно ведущих хозяйство.

Анализ законодательства показывает, что существует особенность выдела из имущества, составляющего объект совместной собственности крестьянского (фермерского) хозяйства. С целью сохранения рассматриваемых хозяйств закон не предусматривает возможности выдела имущества при выходе из хозяйства одного из участников, в том числе супруга, претендующего на долю в общем имуществе. Выделяющийся участник вправе претендовать только на получение от оставшихся участников денежной компенсации, соразмерной его доле (п.2 ст.258 ГК).

Раздел имущества крестьянского (фермерского) хозяйства, влекущий его прекращение производится по общим правилам о разделе имущества, находящегося соответственно в совместной или в долевой собственности (ст.252 и 254 ГК). При этом доли участников такого хозяйства как субъектов права совместной собственности согласно п.3 ст.258 признаются равными, если иное не установлено их соглашением.

При разделе такого хозяйства образуется два или более самостоятельных хозяйства. Раздел общего имущества, в том числе земельного участка и средств производства, осуществляется так, чтобы не ухудшить экономические возможности ни одного из хозяйств. Порядок раздела имущества и выплаты компенсации устанавливается по соглашению всех членов хозяйства, а при его недостижении – судом.

Согласно ГК РФ образование общей совместной собственности может иметь место в случаях, предусмотренных законом. В самом ГК РФ закреплены лишь виды общей совместной собственности, рассмотренные выше. По нашему мнению, правы авторы, например, Сергеев А.П. и Толстой Ю.К., утверждающие, что образование общей совместной собственности возможно и в иных случаях. Поскольку в самом ГК образование общей совместной собственности допускается в случаях, предусмотренных законом, это не означает, что основания образования предусмотрены только лишь ГК РФ.

В результате изложенного выше можно определить виды совместной собственности, основания её возникновения, круг сособственников определяются законом. Участники общей совместной собственности, если иное не предусмотрено соглашением между ними, владеют и пользуются имуществом сообща. Сделки по распоряжению имуществом могут совершаться любым участником совместной собственности, при этом предполагается, что он действует с согласия других сособственников. Соглашением может быть предусмотрено, кто именно совершает сделки в общих интересах, а также могут быть предусмотрены случаи, требующие дополнительного согласования.

Общая совместная собственность является бездолевой, поэтому раздел общего имущества, выдел доли из него производятся после предварительного определения доли в праве на общее имущество. Если иное не установлено законом или соглашением сособственников, их доли признаются равными.

Основания и порядок раздела совместной собственности и выдел из неё определяются по тем же правилам, что и для долевой собственности, если иное не установлено законом или не вытекает из существа отношений сособственников.

ГЛАВА 3. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ

3.1 Приобретение права собственности

Правоотношения всегда находятся в непрерывном движении и взаимодействии между собой. Не являются исключением в этом смысле и правоотношения гражданские. Динамика гражданских правоотношений определяется порядком и способом возникновения, изменения и прекращения субъективных прав и обязанностей лица, являющихся содержанием соответствующего правоотношения. В юридической литературе неоднократно отмечалось, что любое правоотношение есть результат взаимодействия нормы права, правосубъектности и юридических фактов.

Традиционной в современной цивилистической науке является классификация способов возникновения права собственности на первоначальные и производные.

При этом едва ли можно согласиться с суждением М.М. Попович в том, что смысл такого деления заключается в установлении объема прав и обязанностей нового собственника. Автор пишет, что "при первоначальных способах объем правомочий приобретателя определяется законом, а при производных - объемом правомочий предшествующего собственника". Абсурдность такой позиции очевидна: право собственности по господствующему мнению представляет собой триаду правомочий по владению, пользованию и распоряжению вещью. И при любом способе возникновения права собственности у приобретателя возникает именно триада таких полномочий, составляющих в совокупности объем правомочий собственника - как нового, так и предшествующего. Полагаем, что различие в объеме полномочий лиц по отношению к вещи является основанием для различения вещных и обязательственных отношений. Так, и арендатору, и собственнику принадлежит право пользования и владения имуществом. Однако объем этих полномочий, а точнее, пределы осуществления правомочий пользования и владения в отношении одной и той же вещи, у этих лиц отличаются.

Учитывая, что независимо от способа возникновения у конкретного лица право собственности представляет собой наиболее полную власть, которую лицо имеет в отношении вещи, общепринятая классификация направлена не на установление объема прав и обязанностей нового собственника, а на определение непосредственного основания самого возникновения права собственности в зависимости от права предшествующего собственника либо от его воли. Установление таких оснований, безусловно, имеет не только теоретическое значение, но и практическую значимость.

В основании общепринятой современной доктриной классификации способов возникновения права собственности лежит критерий согласованности воли предшествующего собственника и приобретателя, т.е. возникновение права собственности у приобретателя ставится в зависимость от воли предшествующего собственника. "Первоначальные способы характеризуются тем общим для них моментом, что они не связаны с волей предшествующего собственника, поскольку имущество не имеет собственника либо его воля не принимается во внимание. Поэтому порядок приобретения права собственности первоначальным способом определяется самим законом, а не соглашением между новым и предшествующим собственником". Этой же позиции придерживается большинство исследователей.

Однако субъективное право, по господствующему мнению, не может возникнуть непосредственно из закона. Правовые последствия без юридических фактов не возникают. Именно юридические факты, а не закон определяют саму возможность возникновения права собственности. Здесь уместно сказать, что придание законом определенному факту юридического значения является частью фактического состава, в результате которого только создаются предпосылки для возникновения права собственности. Более того, в сфере частного права ни одно лицо не может помимо своей воли ни приобрести для себя каких-либо прав, ни лишиться их. Случаи принудительного прекращения права собственности на вещь, помимо воли собственника, и, как следствие, возникновение права собственности на принудительно изъятую вещь у приобретателя, таким образом, лежат за пределами частного права. Включение соответствующих норм в гражданское законодательство оправдано исключительно удобством, которое предоставляет применение такой юридической техники.