Смекни!
smekni.com

Варианты национальной идеи в интеллектуальной жизни России (стр. 1 из 4)

Оглавление

Введение. 2

1. Исторические условия, определившие смену парадигмы национальной идеи3

1.1 Образование и просвещение. 3

1.2 Успехи научной мысли. 3

1.3 Общественно-политическая мысль. 3

1.4. Художественная культура. 3

2. Концепция национальной идеи в рамках учений славянофилов и консерваторов3

Заключение. 3

Список используемой литературы.. 3


Введение

Среди множества проблем, волнующих современный мир, проблемы жизни и сохранения наций, развития межнациональных отношений, разрешения конфликтов, имеющих национальную окраску, занимают особое место. Национальный вопрос для России - вопрос первостепенной важности, поскольку от его решения или нерешения зависит быть или не быть России. Одной из главных причин осложнения межнациональных отношений является отсутствие во внешней и внутренней политике четкой системы социальных институтов и программных документов, формулирующих цель, стратегию и тактику национальной политики на всех уровнях власти и во всех территориальных образованиях России. Так, в гл. 1 ст. 13 Конституции Российской Федерации, принятой в 1993 году, написано: «Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». В настоящее время этот пункт Конституции вызывает много споров. На протяжении XIX и XX веков в России существовали четыре устойчивые парадигмы русской национальной идеи: политическая, идентификационная, культурологическая и цивилизационная.

Особенностью политической парадигмы национальной идеи, которая господствовала в России в первой четверти XIX века, было отражение в ней необходимости решить национальный вопрос, то есть сохранить Россию в качестве самостоятельного политического субъекта мирового исторического развития через трансформацию сферы власти, государства. Проекты реформирования власти, предложенные двумя основными социальными субъектами - декабристами и государством, - были нацелены на освобождение России. Политические споры о природе свободы и рабства, их соотношении в государстве и российском национальном бытии составляют содержание этой парадигмы национальной идеи. Главной антиномией политической парадигмы является противоречие между необходимостью единства в государстве и проблемой свободы, порождающей многоликое разнообразие. В центре политической парадигмы лежат идеалы политических реформ, нацеленных на разрешение антиномии и совмещение во власти двух начал - свободы и единства.

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что в период общественно-политической борьбы 30-50-х годов XIX века в России сложилась идентификационная парадигма национальной идеи, которая представляла собой противопоставление России Западу. Содержание парадигмы национальной идеи разворачивалось на основе решения вопросов: что есть Россия, в чем специфика ее национального бытия? Три субъекта общественной жизни - славянофилы, западники и представители теории официальной народности - сформулировали три варианта идентификационной парадигмы национальной идеи, оперируя единым комплексом категорий: народность, народ, целостность, свобода, личность, община, государство, Запад, Россия. В период 60-х годов и до конца XIX века в общественном сознании господствовала культурологическая парадигма национальной идеи. Пытаясь выявить национальную специфику как таковую (не только по отношению к Западу), русские мыслители создали целостные системы понятий и принципов, описывая русскую идею. Сформировались религиозная, народническая, естественнонаучная, правовая концепции национальной идеи. Авторы каждой из них стремились по-своему разрешить антитезу «Россия-Запад», обосновывая ту или иную модель само идентификации. В монографии показано, что смена парадигм национальной идеи осуществляется под воздействием толчка - исторического вызова. Толчок может идти извне (активное влияние Запада) или изнутри (Чаадаев, шестидесятники). Ответ на вызов формируется на основе накопленных ранее устойчивых элементов общественного сознания, базовых культурных ценностей, которые получают новую интерпретацию. Неотъемлемым конструктом парадигмы национальной идеи является идеал - образ совершенства, трансформируемый в цель развития различными субъектами общественной жизни, которые формируют национальное самосознание общества. Идеал всегда опирается на ту или иную мифологему общественного сознания.

В основе формирования современной парадигмы русской национальной идеи лежат принципы, которые, с одной стороны, соответствуют историческим традициям России, а с другой, - открывают перспективы ее будущего развития. На мой взгляд, это, во-первых, принцип суперэтнического универсализма, который опирается на идею единства общечеловеческого содержания отдельных национальных культур. Во-вторых, это принцип народного капитализма, базирующийся на глубоких исторических корнях народного предпринимательства. В-третьих, это принцип духовности, включающий идеи всеединства и гуманизма, восходящий к христианским традициям русской культуры, утверждающей такие ценности человеческой жизни, как любовь, свобода, сострадание, солидарность, цельность духовной жизни, космизм, универсализм, патриотизм и служение. Современную парадигму русской национальной идеи можно назвать цивилизационной. Она формируется в процессе переплетения и усложнения структур трех предшествующих парадигм - политической, идентификационной и культурологической - на основе поиска места и роли российской цивилизации в общем мировом процессе развития.


1. Исторические условия, определившие смену парадигмы национальной идеи

1.1 Образование и просвещение

В 20-50-е годы изменилось отношение правительства к задачам, которые должна была решать школа в системе просвещения. Если в начале XIX в. приоритетным было общее образование, то теперь школа прежде всего способствовала восприятию нравственности, основанной на религиозных чувствах. В утвержденном в 1828 г. Уставе учебных заведений целью обучения считалось "при нравственном образовании доставлять юношеству средства к приобретению нужнейших по состоянию каждого познаний".

В этот период усиливается сословность в системе образования, нарушается преемственность обучения в общеобразовательной школе, что прежде декларировать в правительственных постановлениях.

Типы школ сохранялись, но каждый из них становился сословно-обособленным. Приходские одноклассные училища предназначались для детей "самых низших сословий", в них обучали закону божьему, грамоте и арифметике. Уездные трехклассные училища создавались для детей "купцов, ремесленников и других городских обывателей", в их программе были русский язык, арифметика, начала геометрии, история и география. В гимназиях, которые имели семь классов, получали образование главным образом дети дворян, чиновников, богатых купцов. Рескрипт правительства 19 августа 1827 г. еще раз подтверждал, что крепостные крестьяне не должны допускаться в гимназии и университеты, они могут обучаться только в школах, где "предметы не выше тех, кои преподаются в училищах уездных". Все эти меры правительства были направленны на укрепление сословных различий. В одном из циркуляров попечителям учебных округов министр народного просвещения С. С. Уваров подчеркивал, что "при возрастающем повсюду стремлении к образованию наступило время пещись о том, чтобы чрезмерным стремлением к высшим предметам учения не поколебать некоторым образом порядок гражданских сословий". Однако помимо идеологической направленности, в деятельности Министерства народного просвещения было немало сделано для улучшения системы образования: увеличилась численность училищ и гимназий, проведена университетская реформа (1835).

Жизнь вносила коррективы в принципы сословности образования. С развитием экономики, увеличением сфер жизни, требующих грамотных, образованных людей, возрастал авторитет знания и необходимость их приобретения. В 30-е годы появилось много ведомственных школ (Министерства финансов, Государственных имуществ, Военного, Духовного ведомств и др.). В 40-50-е годы было создано около 3 тыс. волостных училищ Министерства государственных имуществ. Это была наиболее многочисленная сельская школа в дореформенной России.

К первой половине XIX в. относятся попытки участия общественности в распространении образования. В 1819 г. было создано "Общество учреждения училищ по методу взаимного обучения", которое стремилось организовать систему ланкастерских школ. Первоначально правительство поддерживало эту инициативу общественности. Но после того, как ланкастерские школы стали использоваться декабристами (М.Ф.Орлов, Н.Н.Раевский) для целей революционной пропаганды, они были закрыты.

Общественной организацией был Комитет грамотности, созданный в 1845 г. при Московском обществе сельского хозяйства. Задачей его было всестороннее распространение грамотности на религиозно-православной основе среди сельского населения.

В целом следует отметить известный рост начальной школы. Так, если в начале XIX в. в стране существовало 158 училищ (32 гимназии и 126 уездных училищ), то к середине 50-х годов в каждой губернии было в среднем около 130 начальных школ. Однако подавляющее большинство училищ было сосредоточено в городах. Дореформенная школа была явлением городской культуры.

К середине XIX в. в начальных училищах обучалось примерно 0,7 %; в столицах, в некоторых губернских городах - 3-5 % всех жителей. Правда, эта общая картина состояния грамотности может быть несколько скорректирована с учетом различных общественных форм обучения (школы, содержавшиеся на общественные капиталы, частные пансионы, школы грамотности, в том числе среди крестьян-старообрядцев). Однако принципиально изменить средний показатель грамотности в дореформенной России эти данные не могут.