Смекни!
smekni.com

Роль личности в истории России Суворов А.В. (стр. 1 из 2)

Контрольная работа по теме: «Роль личности в истории России».

Суворов Александр Васильевич.

1. Исторические условия, при которых протекала деятельность личности (1-2 стр.)

2. Задачи, которые вставали перед историческим деятелем и способы их решения (5-6 стр.)

3. Личные качества исторического деятеля в истории России (1-2 стр.)

4. Выводы и роли и месте исторического деятеля в истории России, статьи историков, свое мнение, согласие или несогласие (3 стр.)

А.В. Суворов сам о себе:

«Хотите меня знать? Я сам себя раскрою… Друзья мне удивлялись, ненавистники меня поносили… Я бывал Эзопом, Лафонтеном: шутками и звериным языком говорил правду. Подобно шуту Балакиреву, который благодетельствовал России, кривлялся и корчился. Я пел петухом, пробуждая сонливых…

У меня много старых друзей: Цезарь, Аннибал, Вобан, Кегорн, Фолард, Тюренн, Монтекукули, Роллен... и всех не вспомню. Старым друзьям грешно изменять на новых..»

Выбирая историческую личность, про которую хотелось бы рассказать, остановила свой выбор на очень известном человеке, великом полководце, непобедимом гении военного искусства – Суворове Александре Васильевиче.

Родился Александр Суворов в 1729 году в семье обедневших дворян. Отец его, генерал-аншеф Василий Иванович, был очень образованным, что сыграло немаловажную роль в дальнейшей судьбе сына. Александр был болезненным ребенком и отец планировал определить его на гражданскую службу, но тяга сына с малолетства к военному делу, пользуясь богатейшей библиотекой отца, изучая артиллерию, фортификацию и военную историю предопределила его жизнь. Он стал заниматься закаливанием и физкультурой. Видя его рвение, и тягу к военному делу, и не без влияния друга семьи генерала Ганнибала, в 1742 году Василий Иванович записал Александра мушкетером в лейб-гвардию Семёновского полка, в котором в 1748 году он начал действительную военную службу, которую стал нести весьма ретиво, закалил свое здоровье, отлично переносил усталость и всякие лишения. Солдаты любили Суворова, но уже тогда считали его чудаком. С этого и началась его военная карьера.

Формирование и становление Александра Суворова как полководца происходило во время двух Русско-турецких войн в победный век императрицы Екатерины II. Начало боевой деятельности Суворова относится к Семилетней войне 1756-1763 г.г., где он познакомился с принципами организации тыловых подразделений и снабжения действующей армии, участвовал в сражении при Кунерсдорфе и в набеге Чернышева на Берлин; в 1761 г. командовал отдельными отрядами и отличился как отважный партизан и лихой кавалерист. В 1762 г. он был послан с депешами к императрице и был назначен командиром Астраханского пехотного полка, на который возлагалась задача содержания городских караулов в Петербурге во время коронации в Москве Екатерины II. По прибытии в Москву Суворов был принят императрицей, подарившей ему свой портрет. Позже Суворов напишет на портрете: «Это первое свидание проложило мне путь к славе…». Командуя с 1763 г. Суздальским пехотным полком, Суворов выработал свою знаменитую систему воспитания и обучении войск, на основании боевых опытов, вынесенных им из войны против такого полководца, каким был Фридрих Великий.

В 1769 году Суворов назначается командиром бригады из Смоленского, Суздальского и Нижегородского мушкетёрских полков и направляется в Польшу для участия в военных действиях против войск шляхетской Барской. Поход в Польшу продемонстрировал результаты обучения солдат по-суворовски: за 30 дней бригада прошла 850 вёрст, причём в дороге было только 6 заболевших. Первая польская кампания также стала первым боевым применением опыта, полученного в Семилетней войне, и разработанной Суворовым тактики и системы подготовки войск, полностью себя оправдавшей.

Победы, одержанные им под Ландскроной и Столовичами, равно как овладение Краковом (1772 г.), сильно повлияли на исход войны, результатом которой был первый раздел Польши. Возвратясь в Петербург, Александр Суворов произведенный в генерал-майоры, был командирован для осмотра в военном отношении границы со Швецией, а потом, в апреле 1773 года он добился назначения на Балканский театр русско-турецкой войны 1768—1774 в армию Румянцова, стоявшую на Дунае. Вскоре он прибыл в Негоешти и получил приказ произвести разведку боем крепости Туртукай. После успешного отражения турецкой атаки Суворов решает немедленно провести разведку и без согласования захватить укреплённый туртукайский гарнизон (первый поиск на Туртукай). Турецкие войска не ожидали скорого реванша, поэтому Туртукай был взят значительно меньшими, чем у турок, силами и с минимальными потерями (около 800—900 русских против порядка 4000 турок, в ходе боя русских погибло и ранено порядка 200 человек, турок, по разным оценкам от 1000 до 1500 убитых). Город был разрушен и все христиане были выведены из Туртукая для переселения на наш берег Дуная. Суворов в бою был сильно ранен в ногу разорвавшейся турецкой пушкой. По одной из версий он получил строгий выговор за данный захват, который изначально планировался как разведка. По другой, менее правдоподобной версии, за самовольные действия Суворов был предан суду и военная Коллегия приговорила его к смертной казни. Екатерина IIне утвердила направленные против Суворова взысканий, написав: «Победителей не судят». Однако, командование не воспользовалось победой Суворова, и турецкие войска вновь вошли и принялись укреплять Туртукай. Поэтому в июне Суворов осуществил второй поиск на Туртукай и опять захватил его, несмотря на готовность турецких войск к штурму и численное превосходство (турок снова было порядка 4000, русских около 2000). За победы в Туртукае Суворов был награждён орденом Св. Георгия II степени.

В 1774 году Суворов был назначен командующим 6-й московской дивизии и в августе того же года был направлен для участия в подавлении Крестьянской войны под предводительством Е. И. Пугачёва. Однако к моменту прибытия Суворова к Волге основные силы повстанцев были разгромлены подполковником И. И. Михельсоном. Суворов с войском отправляется в Царицын, где в начале сентября соединяется с Михельсоном и начинает преследование убегающего Пугачёва. У реки Большой Узень он почти настиг его, но в это время казачий сотник Харчев уже пленил Пугачёва. Суворов отвёз пленного в Симбирск и некоторое время занимается ликвидацией отрядов мятежников и умиротворением населения, оказавшегося в зоне влияния восстания.

До 1779 г. Александр Суворов командовал войсками на Кубани и в Крыму и превосходно организовал оборону берегов Таврического полуострова, на случай десанта со стороны турок. За это же время он устроил выселение из Крыма христианских обывателей; греки были водворены по Азовскому побережью, армяне — на Дону, близ Ростова. В 1779 г. С. получил в командование малороссийскую дивизию, а в 1782 г. принял начальство над кубанским корпусом. После присоединения Крыма к России (1783), Суворов должен был привести в покорность ногайских татар, что и было им исполнено, не смотря на значительные затруднения. В 1786 г. он произведен в генерал-аншефы и назначен начальником кременчугской дивизии. С началом 2-ой турецкой войны 1787-1791 г.г., Александр Васильевич был назначен начальником кинбурнского корпуса, на который возложена была оборона Черноморского побережья, от устья Буга до Перекопа. Первым объектом нападения турецких войск в войне стала Кинбурнская крепость. Защищая её, 4-тысячный гарнизон под командованием генерал-аншефа Суворова одержал первую крупную победу русских войск в этой войне, фактически завершив кампанию 1787 года.

Одним из главных сражений войны стало Сражение при Рымнике. Сковав главные силы русской армии под Измаилом, турецкие отряды численностью в 100 тысяч человек под предводительством Юсуфа-паши начали переправляться через реку Бузэу у Браилова. Австрийский командующий послал сообщение Суворову с просьбой о помощи. Русские войска, пройдя около 100 км за два дня, утром соединились с австрийцами. Принц Кобургский предлагал Суворову, учитывая четырёхкратное превосходство турецких войск, сосредоточиться на обороне, однако Суворов требовал немедленно наступать, угрожая, что если принц откажется, то русские пойдут в наступление только силами своего отряда. Принц Кобургский уступил. Используя внезапность нападения, недостроенность укреплений и особенности местности, Суворов провёл успешные атаки на укрепления и лагерь турецких войск. При отступлении турецкие войска понесли бо́льшие потери, чем во время боя. Значительная часть войск рассеялась, преследуемая русскими отрядами. После боя Юсуф-паша смог собрать только 15 тысяч человек.

Победа при Рымнике стала одной из наиболее блистательных побед Александра Суворова. За победу в ней он был возведён Екатериной II в графское достоинство с наименованием «Рымникский».

Суворов, командуя дивизией в армии Репнина, разбил турок при Фокшанах и Рымнике, за что получил орден св. Георгия I степени, а от австрийского императора— титул графа Священной Римской империи. В декабре 1790 г. он взял штурмом Измаил. Подвиг этот, вследствие последовавшего затем столкновения с Потемкиным, не дал Суворову фельдмаршальского жезла: он награжден был лишь званием подполковника лейб-гвардии Преображенского полка.

В 1791 г. Александру Суворову поручено обозрение финляндской границы и составление проекта ее укрепления, поручением этим он очень тяготился. В конце 1792 г. на него было возложено подобное же поручение на юго-западе России, в виду возможности возобновления войны с Турцией. В августе 1794 г. он был вызван на театр польской инсурекционной войны. Ряд сдержанных им побед, завершившийся взятием Праги, награжден был чином генерал-фельдмаршала. В 1796 г. Суворов назначен начальником наших военных сил в южной и юго-западной губерниях и здесь развил свою систему обучения и воспитания войск. Здесь же он дал окончательную редакцию своему военному катехизису «Наука побуждать», «Деятельное военное искусство». Когда, по восшествии на престол императора Павла, в войсках начались разные нововведения, Суворов открыто выразил свое к ним несочувствие, за что подвергся опале: в феврале 1797 г. он был отставлен от службы и сослан в его имение, под присмотр полиции. Ссылка эта продолжалась около двух лет, пока, в феврале 1799 года, по настоятельным ходатайствам венского двора, не последовал Высочайший рескрипт, которым Суворову поручалось начальство над австро-русской армией в войне с Францией. Эта война увенчала его новою славой. Император Павел пожаловал ему титул князя Италийского и звание генералиссимуса и приказал поставить ему памятник в Петербурге. Последняя война надломила силы престарелого полководца; совершенно больным возвратился он в апреле 1800 года, где 6 мая скончался. Прах его покоится в Александро-Невской лавре.