Смекни!
smekni.com

Салгейру Майя, Фернанду Жозе (стр. 1 из 2)



План
Введение
1 Биография
1.1 Военная служба
1.2 Герой «Революции гвоздик»
1.3 После революции

2 Награды
3 Частная жизнь
4 Память
5 Приложение
Список литературы

Введение

Фернанду Жозе Салгейру Майя (порт. Fernando José Salgueiro Maia , 1 июля 1944(19440701) , Каштелу-де-Виде, Португалия — 4 апреля 1992, Сантарен, Португалия) — португальский военный и политический деятель, один из ведущих участников «Революции гвоздик».

1. Биография

Фернанду Жозе Салгейру Майя родился 1 июля 1944 года в Каштелу-де-Виде, на первом этаже дома № 15 на улице Санту-Амару[1], провинция Алту-Алентежу в центральной части Португалии (ныне центр муниципалитета Каштелу-де-Виде округа Порталегре, экономико-статистический регион Алентежу, субрегион Алту-Алентежу) в семье железнодорожника Франсишку да Луз Майи (порт. Francisco da Luz Maia) и Франсишки Сильверии Салгейру (порт. Francisca Silvéria Salgueiro). В 1948 году его мать умерла, а в 1950 году отец Салгейру Майя женился на Марии Августе[1]. Так как отца по службе постоянно переводили с места на место, Фернанду окончил начальную школу в Сан-Торкату [2], школу в Коруше (близ Сантарена), колледж «NUN'ALVARES» в Томаре и Национальную школу в Лейрии [3].

1.1. Военная служба

После того, как Португалия вступила в колониальную войну в Африке, Салгейру Майя в октябре 1964 года поступил в Военную академию в Лиссабоне. В феврале 1967 года он был направлен на обучение в Кавалерийскую тренировочную школу (EPC, Escola Prática de Cavalaria) в Сантарене. После завершения обучения Салгейру Майя был направлен в 9-ю роту коммандос «Os Fantasmas» в Муеда (Mueda), провинция Кабу-Делгаду, которая вела боевые действия на севере Мозамбика и 1 декабря 1967 года прибыл в Лоренсу-Маркиш [1]. Через год он был откомандирован назад в Сантарен. В 1970 году получил звание капитана. 4 июля 1971 года Салгейру Майя был направлен на службу в Португальскую Гвинею, в Була, где велись боевые действия против повстанческой организации ПАИГК[1]. В 1973 году, после 27 месяцев службы в Гвинее, он был возвращен в континентальную Португалию и направлен в Кавалерийскую тренировочную школу (EPC, Escola Prática de Cavalaria) в Сантарене. Примкнул к оппозиционному «Движению капитанов», стал его активным участником, был делегирован от бронекавалерийских частей в Центральную комиссию движения[2].

1.2. Герой «Революции гвоздик»

На рассвете 25 апреля 1974 года Салгейру Майя построил личный состав своего бронедивизиона и произнес краткую речь, в которой призвал положить конец режиму и предложил не желающим участвовать в походе на Лиссабон остаться в расположении части[1].

В 03.30 капитан Салгейру Майя вывел из Сантарена на Лиссабон 10 бронемашин и 240 человек[4]. Как он позже рассказывал журналистам, были опасения, что изношенные бронемашины могут заглохнуть по пути, но в дороге лопнула только одна шина[5]. Салгейру Майя сыграл едва ли не ключевую роль в «Революции гвоздик», окружив казармы Карму, в которых укрылось свергнутое руководство Португалии во главе с Марселу Каэтану. Капитан вел переговоры о капитуляции казарм, добился этого и передачи власти Совету национального спасения. Салгейру Майя сопровождал Марселу Каэтану в самолете, когда тот отправлялся в изгнание[4]. Салгейру Майя отказался поддержать генерала Антониу ди Спинолу во время событий 11 марта 1975 года и не подчинился его приказам идти на столицу[6]. В августе 1975 года Салгейру Майя поддержал «Группу девяти» и подписал «письмо 25-ти», возражая против политики правительства Вашку Гонсалвиша и выступая за «португальский социализм» [7].

1.3. После революции

В 1979 году Салгейру Майя вернулся с Азорских островов и был назначен начальником военной тюрьмы «Санта-Маргарида» в Сантарене. В 1981 году он был произведен в майоры. В 1984 году он вернулся на службу в Кавалерийскую школу. В 1988 году Салгейру Майя ходатайствовал перед властями о пенсии, которая полагалась ему за такие заслуги перед страной, как участие в боевых действиях и деятельность в эпоху революции. Однако премьер-министр Португалии социал-демократ Анибал Каваку Силва отказал капитану. Салгейру Майя не стал придавать этот факт огласке и скандал разгорелся только в 1991 году, когда тот же Каваку Силва дал пенсии двум бывшим инспекторам распущенной политической полиции ДЖС, стрелявшим в народ 25 апреля 1974 года[8]. В 1989 году у Салгейру Майя обнаружили рак. В 1990 и 1991 годах он перенес операции, но они оказались безуспешными[2].

Фернанду Жозе Салгейру Майя скончался 4 апреля 1992 года в Сантарене[2]. Его торжественно похоронили на кладбище в Каштелу-де-Виде в присутствии четырех президентов Португалии - Антониу ди Спинолы, Кошты Гомеша, Рамалью Эаниша и Мариу Соариша под звуки песни «Грандула, вила морена».

2. Награды

В 1983 году Салгейру Майя был награжден Большим крестом ордена Свободы (Grã-Cruz da Ordem da Liberdade), в 1992 году, посмертно, ему была присвоена степень Кавалера ордена Башни и Меча (Ordem da Torre e Espada), в 2007 году - золотая медаль Сантарена (Medalha de Ouro de Santarém).

3. Частная жизнь

В 1969 году, во время службы в Сантарене, Салгейру Майя познакомился с будущей женой, Натерсией и женился на ней 22 августа 1970 года[1].

4. Память

Образ Салгейру Майя очень популярен в Португалии, где он стал одним из национальных героев.

«Романтический герой», «почти поэтический образ» («É uma imagem quase poética»), «чистейшей символ мужества и доблести капитанов Апреля», «лучший капитан Апреля» («é o melhor dos capitães de Abril») . Ему приписывают легендарную фразу «Мы все капитаны» («Somos todos capitães»). Говорили, что если Отелу Сарайва ди Карвалью был мозгом военной операции 25 апреля, то Салгейру Майя был ее главной рукой. Сам ди Карвалью в своей книге «Рассвет в апреле» высоко оценивал роль капитана в событиях 25 апреля, указывая, что тот больше всех из командиров Движения был подвержен опасности тем днем. В самом деле, «его крайняя молодость и искренность, с которыми он способствовал замене старой власти на новую, спокойствие и мужество, которые он проявил в тот момент, как бы символизировали все Движение», писала Инеш Педроша

Алиса Виейра писала — «Это был человек действия, который шел впереди бронемашин. Он стал героем для всех людей»[4].

“Eu tinha 4 anos no 25 de Abril quando vi o Salgueiro Maia. Vi, da varanda da casa dos meus pais, aqueles tanques a passarem no Largo do Carmo, Rua D. Pedro V por aí acima. São das poucas imagens que retenho da minha infância. É exactamente da euforia das pessoas de que me lembro. Foi inesquecível”. [4].

3 апреля 2004 года в Сантарене в рамках празднования 30-й годовщины «Революции гвоздик» был торжественно открыт памятник Салгейру Майя на Ларгу Кандиду-душ-Рейш. Он представляет собой статую Салгейру Майя, стоящую возле бронемашины «Chaimite», участвовавшей в событиях апреля 1974 года. Председатель муниципального совета Сантарена социалист Руй Баррейру на церемонии назвал Салгейру Майя символом города, который признает капитана своим родным сыном, хотя тот родился и не в нем. [9].

В эти же дни автор биографии капитана историк Антониу Суозу Дуарте вновь обвинил президента Португалии Анибала Каваку Силва в политически предвзятом отношении к Салгейру Майя, хотя тот уже приносил извинения за свое решение[8]. Однако подробное рассмотрение вопроса говорило о том, что Салгейру Майя подавал ходатайство, указывая свои заслуги в день 25 апреля 1974 года, в то время как просимая им пенсия давалась за участие в военных действиях. Бюрократические противоречия и привели к отказу. В 1995 году при правительстве Антониу Гутьерриша вдова капитана пенсию все же получила[10]. Полемика разгорелась вновь после того, как президент Каваку Силва 14 апреля 2009 года присвоил звание генерал-майора полковнику в отставку Жайме Невишу, в период революции выступавшему против левых сил в армии и активному участнику событий 25 ноября 1975 года. Бывший сослуживец Салгейру Майя по Сантарену полковник Кошта Феррейру посчитал это оскорблением памяти капитана, который, несмотря на свои заслуги, только один раз повышался в звании[11].

5. Приложение

Интервью Салгейру Майя

· Журналистка Клуба журналистов: — Что заставило вас присоединиться к Движению вооружённых сил?

· Салгейру Майя — Мы жили при диктатуре, и наши люди были отправлены на войну, пришлось изменить эту ситуацию.

· Ж. — Движение установило какие-то контакты с Национальным радио. Каким был его вклад в успех этих планов?

· С. М. — Оно служило сигналом для всех тех, кто участвует в этом движении. В 22:55 по радио пришла песня «После прощания», что послужило сигналом для нападения на Португальский Радиоклуб. В полночь и через двадцать минут после первого прослушивание — песня Жозе Афонсу «Грандула, вила морена». Это был второй знак, в Движение вооруженных сил пошло полным ходом …

· Ж. — После радио, которое следующее место было взято под контроль?

· С. М. — Это был аэропорт Лиссабона, который был до наших руках в 4:20 утра

· Ж. — В это время капитан был еще в Сантарене, или уже уехал?

· С. М. — Я вышел из Кавалерийской школы Сантарена в 3:30 утра, чтобы занять центральную площадь города.

· Ж. — Когда вы пришли на Дворцовую площадь?

· С. М. — Я приехал около шести часов утра.

· Ж. — С этого времени ваша деятельность тесно связана с историей 25 апреля. Согласны ли вы с этим утверждением?

· С. М. — Моя задача была важной, поскольку она была военной, что подвергало большой опасности.

· Ж. — Однако ПИДЕ знало о движении. Каким было отношение полиции в этой ситуации?

· С. М. — Они сообщили Марселу Каэтану и посоветовали ему укрыться в штаб-квартире на площади Карму.

· Ж. — Вместе с тем, были ли проблемы с другими военными частями, лояльными к режиму?

· С. М. — Да, у нас было несколько боев, но большинство из этих частей в конечном итоге присоединиться к вооруженным силам.

· Ж. — Когда капитан двигался к штаб-квартире Карму, улицы уже были заполнены революционным народом. Как описать его?

· С. М. — Это была неописуемая атмосфера, красные гвоздики были вставлены людьми в стволы G3 победивших солдат. Когда я прибыл к штаб-квартире Карму, то оказался окружен толпой, которая охрипшими голосами пела национальный гимн. Это был самый замечательный день моей жизни.