Смекни!
smekni.com

История Кузбасса в годы Великой Отечественной войны (стр. 2 из 4)

Таким образом, если промышленность страны уже к середине 1942 перестроилась на военный лад, то угольная промышленность Кузбасса строилась только к концу 1942 года. Перестройка означала создание условий для всемерного и преимущественного увеличения добычи коксующихся углей в бассейне при обеспечении роста добычи угля. Перестройка угольной промышленности Кузбасса способствовала в значительной мере созданию слаженного военного хозяйства в стране.

Главной задачей тыла в условиях Великой Отечественной войны являлось всемерное наращивание производства вооружения, боевой техники и боеприпасов, чтобы усилить оснащение действующей армии материальными средствами ведения войны, лишить армию противника первоначального превосходства и превзойти ее по количеству и качеству оружия. Только так можно было обеспечить условия для завоевания решающих успехов на фронте. Выполнение этой задачи осуществлялось с помощью всех оборонных заводов с привлечением к выпуску военной продукции многих предприятий гражданских отраслей промышленности, в том числе и в Кузбассе.

Для восполнения больших боевых потерь на фронте ГКО уже 20 августа 1941 года постановил организовать в сентябре-декабре выпуск около 25 тысяч минометов, в том числе преимущественно 50-мм ротных, а также 82-мм батальонных и 107-мм горно-вьючных. Свердловскому, Челябинскому, Сталинградскому и Новосибирскому обкомам партии было поручено к 1 ноября выявить возможные предприятия всех ведомств, на которых можно было наладить выпуск минометов и представить правительству на утверждение свои предложения.

Как и в Новокузнецке, их производство организовывалось на основе кооперирования ряда предприятий в левобережную и отдельно правобережную группы, в которые включались все заводы, ГРЭС, шахты и даже соседние МТС и совхозы. За выполнением заданий был установлен строгий контроль. Так, за несвоевременное изготовление пяти треног к минометам бюро Рудничного райкома ВКП/б/ решило наказать в партийном порядке руководителей шахты "Центральная".

К производству мин и минометов привлекли строившийся в Юрге завод "Т", а также многие предприятия, включая небольшие мастерские в Новокузнецке, Кемерово, Белово, Гурьевске, Яшкино. Гранаты стали изготовлять даже мастерские горно-спасательной станции в Ленинске-Кузнецком. В выпуске запалов для гранат участвовали коксохимический и азотно-туковый заводы г. Кемерово.

Задание наладить выпуск авиабомб получил строившийся завод металлоконструкций в Новокузнецке. Листовой металл ему обязан был поставлять Кузнецкий металлургический комбинат. А сам комбинат, на основании постановления СНК СССР от 5 сентября 1941 года, создавал новые цеха и налаживал выпуск гильз для снарядов калибра 76,122 и 152 миллиметра. При развертывании в Новосибирской области производства автоматов ППШ получили задания и предприятия г. Белово.

Важные изменения произошли в обеспечении комбината сырьем. Поступление дальнепривозной магнитогорской железной руды сократилось с 1256 тысяч тонн в 1940 году до 1081 тысячи тонн за 1941 год. Поэтому усиливалась добыча на местных рудниках. Но план привлечения местной железной руды был выполнен только на 47 процентов и ее использование возросло с 65000 тонн лишь до 144000 тонн. Для расширения местной рудной базы усиленно строился Таштагольский рудник.

Большого внимания требовало дальнейшее строительство комбината и ввод в эксплуатацию прибывшего эвакуированного оборудования. Ведь в результате фашистской оккупации выбыло из строя 37 металлургических заводов страны. На них было разрушено 62 доменных и 213 мартеновских печей, 248 прокатных станов. Страна лишилась 68 процентов довоенного производства чугуна и 58 процентов выпуска стали. Поэтому ГКО в ноябре 1941 года, в феврале и апреле 1942 года специальными постановлениями наметил меры по быстрейшему вводу в эксплуатацию оборудования эвакуированных металлургических заводов и оказанию помощи предприятиям черной металлургии.

Преодолевая трудности, обусловленные текучестью и нехваткой рабочей силы, недостатком сырья и высокой аварийностью изношенного оборудования, увеличивал производство своей продукции Беловско-Салаирский цинковый комбинат. Росла добыча свинцово-цинковой руды, производство цинка, а также золота и серебра.

Несмотря на тяжелые условия труда, Берикульское и Салаирское приисковые управления, Христиновский и другие прииски треста "Запсибзолото" активно привлекали на работу женщин, особенно из семей приисковых рабочих. В тресте работало более 5 тысяч трудящихся, в том числе свыше 2600 приисковых рабочих и членов старательских артелей. Валовой объем производимый ими продукции нарастал.

Кузбассовцы работали напряженно. Каждый чувствовал свою ответственность за судьбу Родины. Да и дисциплина была жесткая, военная. Но предпочтение отдавалось трудовому энтузиазму, патриотическому подъему, сочетавшимися с самопожертвованием. Ведь питались люди более чем скудно. Даже обермастер КМК Л.Д. Лаушкин в разговоре с директором комбината жаловался: "Сынок, я два раза ем: когда на работу иду и когда домой прихожу. Мяса маловато, все больше картошку варим, но потерпим как-нибудь".

Кузбасс - фронту

Вместе с действовавшими в Кузбассе предприятиями на нужды фронта начинали работать прибывавшие сюда эвакуированные заводы. Всего в стране было эвакуировано 2593 предприятия. Эвакуация являлась только одной стороной эпопеи перемещения промышленных предприятий в восточные районы страны. Второй ее стороной становилось размещение, восстановление и пуск эвакуированного оборудования.

Эвакуация предприятий и размещение их (либо части их цехов) в восточных районах проводились на основе директив ГКО, Совета Народных Комиссаров СССР и Совета по эвакуации. Решение о выделении необходимых зданий и помещений для прибывшего оборудования в Новосибирской области, в том числе в Кузбассе, принимались Исполнительным комитетом областного Совета депутатов трудящихся на его суженном заседании, а чаще - хранившимися под грифом "особая папка" постановлениями бюро Новосибирского обкома ВКП/б/, осуществлявшего и административно-распорядительные функции. Обком и горкомы партии следили за вводом в эксплуатацию оборудования, принимали меры по оказанию помощи эвакуированным предприятиям рабочей силой, в ее жилищном устройстве, в выделении местных строительных материалов.

Одним из первых прибыл в Кузбасс эвакуированный из Таллинна завод Наркомата угольной промышленности "Красный Круль", который решили разместить в Киселевске.

Всего в Кузбассе полностью либо частично было размещено оборудование 82 эвакуированных предприятий. Из них 5 заводов вскоре реэвакуировали. На базе оставшегося и восстановленного оборудования 77 предприятий было создано 33 новых завода. В том числе возникли в Кемерово 11 новых заводов, в Новокузнецке - 6, в Прокопьевске - 3 (два завода и одна фабрика), в Ленинске-Кузнецком и Анжеро-Судженске - по 3 завода, в Киселевске и Белово - по 2, в Юрге, Топках и Промышленной - но одному заводу.

То был невиданный рост промышленного потенциала Кузбасса. Здесь возник мощный оборонный комплекс, насчитывавший 11 заводов. Кузбасс стал крупным подразделением создававшегося в стране слаженного военного хозяйства.

С развернувшимся в ноябре 1942 года контрнаступлением под Сталинградом начался перелом в войне. В создание материальной базы для контрнаступления внес весомый вклад и Кузбасс. Именно в это время встал вопрос о выделении его в самостоятельную область.

О размещении эвакуированных предприятий и возникновении новых заводов на базе их оборудования свидетельствует следующая таблица.


В условиях возросшей роли Кузбасса, превратившегося в первую угольную и вторую металлургическую базу военной экономики страны, он не полностью справлялся со стоящими перед ним задачами. Объективная обусловленность и неизбежность разукрупнения Новосибирской области, отделения Кузбасса от остальных ее районов и превращение его в самостоятельное административно-территориальное формирование настолько назрела, что высшие органы власти Российской Федерации и СССР, разумеется, по указанию ЦК ВКП/б/ решили этот вопрос за один день.

26 января 1943 гола Президиум Верховного Совета РСФСР методом опроса принял решение о выделении районов Кузбасса из Новосибирской области, об образовании Кемеровской области, с центром в г. Кемерово и внес это постановление на утверждение Верховного Совета СССР. В тот же день Президиум Верховного Совета СССР издал Указ "Об образовании Кемеровской области в составе РСФСР".

Выделение Кузбасса в самостоятельную Кемеровскую область способствовало активизации работы по развитию угледобычи. Незамедлительно пришлось организовать выполнение постановлений ГКО от 7 февраля 1943 года "О мерах неотложной помощи черной металлургии" и от 14 февраля 1943 года "О мероприятиях по обеспечению бесперебойной работы коксохимической промышленности, наращиванию мощностей по производству кокса и толуола и по увеличению добычи коксующихся углей в 1943 году".

Постановления были направлены на решение главной задачи военной экономики - увеличить поставки фронту оружия и боеприпасов. Для этого необходимо было наращивать темпы производства металла и взрывчатых веществ, что в свою очередь требовало бесперебойной работы коксохимических заводов и цехов. В связи с этим повышение добычи коксующихся углей являлось ключевой проблемой военной экономики.

Трудности военного времени, особенно высокая текучесть и нехватка рабочей силы, перебои с обеспечением крепежным лесом и взрывчаткой, слабая база по пополнению и ремонту горно-шахтного оборудования и инструмента, тяжелые условия жизни и быта горняков привели в начале войны к снижению общей угледобычи в бассейне. Но с помощью центральных партийных и советских органов шахтеры полностью перестроили свою работу, а в условиях военного времени сумели преодолеть трудности и с 1943 года начали увеличивать добычу угля. Самый высокий ее прирост был достигнут в 1941 и в 1943 годах, когда он составлял по 4 миллиона тонн за год.