Смекни!
smekni.com

Социально-экономическая основа гомеровского эпоса (стр. 1 из 2)

2. Социально-историческая основа. Гомеровский эпос содер-

жит явные указания на общинно-родовую организацию общества.

Однако тот социально-исторический период, который изображен в

гомеровских поэмах, далек от наивного и примитивного общинно-

родового коллективизма, он отличается всеми признаками весьма

развитой частной собственности и частной инициативы в рамках

родовых организаций.

Мы читаем, например, «Один человек получает удовлетворение

в одних делах, а другой - в других» (Од., XIV, 228). В эпосе есть

сведения о существовании умелых мастеров, о гадалках, врачах,

плотниках и певцах (Од., XVII, 382-385). По этим текстам уже

можно судить о значительном разделении труда.

а) С о с л о в и я. Гомеровское общество разделено на сословия,

поскольку сословие есть не что иное, как общность людей, объеди-

неных по тому или иному общественному, профессиональному при-

знаку на основе либо юридических узаконений, либо обычного

права.

У Гомера мы находим постоянно генеалогию героев, происхож-

дящих от Зевса, и взывание к родовой чести (например, обращение

Одиссея к Телемаху в Од., XXIV, 504-526). Вождь окружается у

Гомера обычно своей дружиной, которая относится к нему с бла-

гоговением. Власть вождя связана с крупным землевладением (на-

пример, рассказ Одиссея под видом странника о его богатствах на

Крите, Од., XIV, 208 и след.). Частые войны и всякого рода пред-

принимательства тоже вели к обогащению наиболее имущей части

родовой общины. У Гомера мы находим описание великолепных

вещей и дворцов. Его герои умеют прекрасно говорить. Они похва-

ляются богатством, железом и медью, золотом и серебром, любят

обильные пиршества.

б) Т о р г о в л я, р е м е с л о и з е м е л ь н а я с о б с т в е н н о с т ь.

Старинная родовая община, основанная на натуральном хозяйстве,

конечно, не торговала, а обмен был настолько примитивен, что не

играл ведущей экономической роли. В поэмах Гомера же намечается

совершенно другая ситуация.

Здесь весьма часто делают взаимные богатые дары, которые иной

раз приближаются к тому, что в экономике носит название обмена.

Настоящая торговля упоминается в эпосе крайне редко. Однако она

уже существует.

С торговлей развиваются и ремесла. Ремесленников в поэмах

Гомера очень много: кузнецы, плотники, кожевники, горшечники,

ткачи, золотых и серебряных дел мастера, а также прорицатели,

певцы, лекари и глашатаи. Уровень ремесла здесь чрезвычайно

высок. Как мы увидим ниже, поэтическое изложение буквально

пересыпано упоминаниями разного рода добротных изделий, худо-

жественно сработанного оружия, одежды, украшений и домашней

утвари.

Гомеровский демос уже начинает разоряться и отчуждаться от

модных мест. Еще более бесправны переселенцы-метанасты (Од.,

XVII1, 357-375) и батраки-феты, поденщики, часто попадавшие в

полную кабалу к хозяину.

В эпосе Гомера мы встречаем прослойку нищих, которая уже

совсем немыслима в родовой общине, где все являются своими и

родными. Об их жалком, ничтожном и унизительном положении

можно судить по Иру, который стоял на пороге перед пирующими

женихами и выпрашивал себе подаяния и с которым Одиссей, тоже

в виде подобному нищего, затеял драку (Од., XVIII, 1-110).

в) Р а б ы. Гомер говорит также о рабах, правда, пока еще ис-

полняющих работу пастухов и домашних слуг. Есть также особые

рабы, как свинопас Евмей, владеющий собственным рабом и соб-

ственным домом, и нянька Одиссея Эвриклея, которой подчинены

все слуги. Как предвестье надвигающегося классового рабовладения

можно рассматривать дикую расправу Одиссея с неверными раба-

ми - особенно казнь козопаса Мелантия и повешение служанок

(0д., XXII, 471-477). Гомер прекрасно понимает непродуктивность

рабского труда (Од., XVII, 320-323). Здесь и далее Гомер в переводе

В.В. Вересаева.)

Если власти хозяина раб над собою не чует,

Всякая вмиг у него пропадает охота трудиться.

Лишь половину цены оставляет широкоглядящий

Зевс человеку, который на рабские дни осужден им.

В «Илиаде» рабство носит еще патриархальный характер, в то

время как в «Одиссее» отчуждение раба от господина безусловно

растет. Число рабов-мужчин значительно уступает числу рабынь-

женщин. Все ремесленники - свободные.

Труд раба и труд свободного в эпосе дифференцируется очень

слабо. Из слов царевны Навсикаи (Од., VI, 58-65) видно, что она

стирает на все свое семейство, причем не только на самого царя

Алкиноя, но и на пятерых его сыновей с женами. В «Одиссее»

подробно рассказывается об умелом изготовлении Одиссеем плота

и супружеского ложа. Одиссей, кроме того, сам занимался пахотой,

а его отец не хуже своих рабов трудится вместе с ними и в саду

и в огороде. Другими словами, резкого разделения между зависимым

и свободным трудом в поэмах Гомера не наблюдается.

3. Организация власти. а) Б а с и л е в с. Гомеровские цари «ба-

силевсы» не имеют ничего общего с неограниченной царской влас-

тью. Напоминание Одиссея об абсолютном единовластии (Ил., II,

203-206) есть редчайший пережиток былого владычества. Власть

царя наследственна, но при условии выдающихся качеств претен-

дента. Случаи выборности - редки, как это следует из речи Теле-

маха (Од., 1, 394-396). Царь является только родовым старейшиной,

жрецом и судьей, но весьма несамостоятельным. Власть его осу-

ществляется главным образом на войне. Власть царя заметно де-

мократизируется, на что указывает сильнейшая критика царских

привилегий. Таков эпизод с приказом Агамненона отправляться вой-

скам на родину и резкое выступление Ферсита (Ил., II).

б) Б у л е. Совету старейшин (буле) принадлежит административ-

но-судебные функции. Он осуществляет тесную связь с басилевсами,

часто подкрепляемую трапезой (Од, VIII, 95-99, Ил., IX, 67-76),

что придает этим отношениям наивно-примитивный оттенок. Царское

буле полностью лишено самостоятельности, когда, например, Ахилл,

собирает агору без совета (Ил., I, 54), то действует активно и

может быть враждебно настроено и резко разделиться на партии

(Од.. III, 137-150). Поведение Телемаха (Од., II, 11-14) свиде-

тельствует о зарождении оппозиции совету.

в) А г о р а. В период расцвета родовой общины народное собрание

(агора) было основной властью и силой во всей общине. В поэмах

Гомера можно отметить его ослабление, его пассивность и неорга-

низованный характер (II, 94-110). Главное значение агоры - тоже

на войне. Народное собрание у Гомера собирается редко и только

в экстренных случаях. Например, оно, как и буле, не собиралось

на Итаке 20 лет (Од., II, 25-34). С народным собранием, по старому

обычаю, считаются, но об ораторах в нем не слышно, и никакого

голосования оно не производит. Свое одобрение или неодобрение

агора высказывает только общим шумом.

Верховная власть в изображении Гомера как бы соединяется

басилевса, буле и агору. Здесь очевидно падение царской власти,

зарождение аристократической республики и черт, которые станут

характерными для будущего рабовладельческого государства.

Чтобы правильно представить социально-историческую основу

гомеровских поэм, надо отказаться от абстрактных юридических

норм, и исходить из жизненной гущи исторического процесса, ко-

торый далек от твердых законодательных норм и основан больше

на необязательном и расплывчатом обычном праве.

4. Прогрессивные тенденции у Гомера. а) А н т и в о е н н ы е

и а н т и а р и с т о к р а т и ч е с к и е т е н д е н ц и и. В гомеровских

поэмах как будто бы на первый план выдвигается героика аристо-

кратической знати, которую он тем не менее изображает критически.

Гомер осуждает войну вообще. Именно эту беспощадную и стихий-

ную войну олицетворяет собой фракийский бог Арес. В уста Зевса

вложена замечательная отповедь Аресу, где война охарактеризована

самыми бранными эпитетами (Ил., V, 888 и след.). Войну резко

отвергает Нектор (IX, 63 и след.). Люди на войне открыто объяв-

ляются у Гомера бессмысленными пешками в руках богов (XVI,

688-691). Проскальзывает даже и осуждение самого похода на

Трою не только Гектором (XV, 720), но и Ахиллом (IX, 327).

Война признается только при условии ее морального оправдания.

И в этом смысле все симпатии Гомера на стороне Гектора, который

сражается и погибает за свою родину. Гомер очень далек от идеа-

лизации абсолютного повелителя, характерного для древнеахейских

времен с их «златообильными Микенами» и «крепкостенным Тирин-

фом». Он не прочь полюбоваться богатством и роскошью жизни

царей, но фактически гомеровские цари ведут довольно демократи-

ческий образ жизни. Если Ахилл критикует Агамемнона (I, 148-

171), Диомед-того же Агамемнона (IX, 36-39), Агамемнон-

Диомеда (IV, 371 и след.), Афина-Диомеда (V, 800-814) за

личные недостатки, то Одиссей говорит (XIX, 182 и след.): «Уни-

жения нет властелину с мужем искать примирения, которого сам

оскорбил он». Ему же принадлежит мысль, что благороден тот, кто

отважен в бою (XI, 408-410). Таким образом, не будучи против-

ником царской власти, Гомер мыслит ее только при условии большого

военно-патриотического или морально-гуманистического содержа-

ния. Это соединение богатства, славы и роскоши царской жизни с

высоким личным морально-правовым авторитетом, может быть,

лучше всего изображено в «Одиссее» (XIX, 107-114 и след.).

б) Г р а ж д а н с т в е н н о с т ь и ч у в с т в о р о д и н ы. Гомер-

выразитель идеи развитой и ревниво оберегаемой гражданственнос-

ти. Полис ставится выше всего. Человек внеполисный, внегосудар-

ственный, внегражданственный вызывает только сожаление и пре-

зрение. Не знающие законов гражданской жизни циклопы в «Одис-

сее» (IX, 112 и след.) сознательно изображены в гротескном виде.

В «Одиссее» незнакомцу всегда задается вопрос:

«Где твой город (polis) и где твои родители?» А «дикие» всегда