Смекни!
smekni.com

Наполеон Бонапарт 4 (стр. 1 из 2)

Наполеон Бонапарт

Наполеон Бонапарт (1769 – 1821 г.г.) – император Франции, выдающийся полководец и крупный буржуазный

государственный деятель.

Н

аполеон Бонапарт был сыном мелкого дворянина с итальянского острова Корсика, только за три месяца до его рождения ставшего владением Франции. Отец поместил мальчика на казённую стипендию в одно из французских военных училищ, а с пятнадцати лет Наполеон поступил в Парижскую военную школу, где подготавливались офицеры для армии. Наполеон рос угрюмым и замкнутым мальчиком: он быстро и надолго раздражался, не искал ни с кем сближения, смотрел на всех без почтения и сочувствия, был очень в себе уверен, несмотря на малый рост и возраст. Академию кончить он не успел. Умер отец, и семья осталась почти без средств. Наполеон вышел в армию с чином младшего офицера.

Тяжело жилось молодому офицеру. Большую часть жалования он вынужден был отсылать семье, оставляя себе лишь на скудное пропитание. Общества он чуждался, да и одежда его была так невзрачна, что он не хотел и не мог вести светскую жизнь. Зато работал он без устали, проводя за книгами всё свободное от службы время: читал запоем, с неслыханной жадностью, заполняя заметками и конспектами свои тетради.

Наполеон впервые обратил на себя внимание, когда помог якобинцам подавить мятеж, поднятый в Тулоне роялистами – сторонниками восстановления власти Бурбонов. Он умело расположил артиллерию и штурмом, в котором лично участвовал и был ранен, взял господствующую над городом и портом высоту. Тулон сдался революционным войскам. Это было первое сражение, данное и выигранное Наполеоном. За взятие Тулона 24-летний капитан Бонапарт был произведён якобинским правительством в генералы.

После 9 ноября 1799 года 30-летний генерал оказался властителем одной из величайших европейских держав. Сначала он назывался первым консулом, а в 1804 году стал императором.

После 1807 года, когда Наполеон, казалось, достиг такой вершины могущества, которой не добивался ни один властитель в истории, у него всё сильнее и сильнее начали проявляться стремления к мировому господству. У Наполеона крепло убеждение, выражавшееся словами: «Я всё могу!»

После поражения в России Наполеон произнёс свои знаменитые слова: «От великого до смешного один шаг». Но во всех его разговорах о походе в Россию не было ни малейшего сознания ужаса всего происшедшего и личной огромной ответственности за гибель сотен тысяч людей.

И даже на острове Святой Елены, проиграв всё, потеряв личную свободу, император никогда не выражал ни малейшего раскаяния.

Долгое, двадцатилетнее всеевропейское кровопролитие, в центре которого находился Наполеон, ни в малейшей степени не вспоминалось ему как нечто печальное, тяжёлое, способное омрачить душу хоть на один миг. А ведь оно только Франции обошлось в 1,2 млн. убитых и умерших от ран и болезней людей. Да ещё свыше 1,5 млн. человек потеряли другие страны Европы. Войны опустошили Францию. В1814 – 1815 г.г. встречались деревни, в которых нельзя было найти мужчин старше 15 и моложе 70 лет.

Собираясь в поход в Россию, Наполеон делился планами с окружающими. Один из генералов осмелился робко заметить, что не лучше ли воздержаться от войны с Россией. «Ещё три года, и я – господин всего света»,– отвечал Наполеон. «Я хотел дать Франции власть над всем миром»,– говорил он в 1814 году.

На пути к фантастической, невыполнимой цели – мировому господству – Наполеон не мог не потерпеть и потерпел полное поражение.

Последняя битва императора

Величайший полководец своего времени Наполеон Бонапарт, восстанавливая императорскую власть, столкнулся с двумя противниками. Чтобы нанести поражение каждому врагу в отдельности, он разделил свою армию.

Но на сей раз испытанная тактика не сработала.

Э

та новость вызвала напряженность во всей Европе. 1 марта 1815 года Наполеон Бонапарт, через три дня после побега из ссылки с острова Эльба у берегов Италии, снова объявился во Франции.

Менее чем за год до этого события, когда коалиция его врагов вступила в Париж, французский император отрёкся от престола. Ему разрешили взять с собой тысячу солдат и в качестве компенсации за изгнание на остров Эльба назначили щедрую пенсию. Военному гению, который господствовал в Европе на протяжении двух десятилетий, этого было недостаточно. Наполеон замыслил вернуться. Сначала всё шло по плану.

Высадившись на южном берегу Франции, между Канном и Антибом, Наполеон был радостно встречен французскими гражданами: они жаждали возвращения славы, которую он принёс своей стране, забыв, однако, о годах войны и лишений. Пока он двигался к Парижу, к нему присоединялись все новые полки – с необыкновенной лёгкостью они изменяли королю Людовику XVIII. За несколько часов до входа Наполеона в столицу король принял решение бежать в Бельгию.

Сборище врагов

В Вене представители антинаполеоновской коалиции поклялись воспрепятствовать его возвращению к власти. Крупным австрийской и русской армиям было приказано вторгнуться во Францию с востока. На север были срочно направлены две армии, чтобы предотвратить ожидавшуюся погоню за Людовиком XVIII. 46-летний британец, герцог Веллингтон, победитель в «полуостровной войне», в результате которой французы были выбиты из Испании и Португалии, командовал в Брюсселе 106-тысячными многонациональными европейскими силами. Британцев в их составе было менее трети. Немного восточнее расположилась 120-тысячная прусская армия, во главе с 72-летним маршалом Гебхардом Леберехтом фон Блюхером, Alte Vorwarts (Стариком «Вперёд!»), или Папашей Блюхером для преданных солдат.

Вскоре Наполеон поставил под ружьё четверть миллиона французов, из которых была создана хорошо структурированная армия. Многие были ветеранами его предыдущих кампаний.

14 июня император пересёк бельгийскую границу. С целью вбить клин между армиями Веллингтона и Блюхера, он, идя на север, построил свои силы в виде

буквы Y. Левым флангом командовал маршал Мишель Ней, прозванный «храбрейшим из храбрых» за героизм, проявленный им в 1812 году. Во главе правого фланга был поставлен маршал Франции Эммануэль Груши, потомственный аристократ и знаменитый кавалерист, который никогда раньше не командовал пехотой или артиллерией. Императорская гвардия должна была находиться в резерве.

Прерванный бал

16 июня Веллингтон присутствовал на балу, который давала в Брюсселе герцогиня Ричмонд. Около часа ночи ему сообщили о быстром продвижении Наполеона.

«Боже, Наполеон провёл меня! – воскликнул он. – Он обогнал меня на целые сутки».

Когда Веллингтона спросили, каковы его возможные действия, герцог ответил, что сосредоточит войска у Катр-Бра, в 32 километрах от города.

Приехав на встречу со своим союзником в Линьи, расположенный на несколько километров восточнее. Веллингтон пришёл в ужас, когда увидел, что прусские войска построены на склоне холма, обращённом к неприятелю, и подставлены под удар артиллерии Эммануэля Груши. «Мои солдаты хотят видеть неприятеля», – объяснил Блюхер. В тот день его армия насмотрелась на неприятеля более чем достаточно. Под Блюхером была убита лошадь, когда он возглавил безнадёжную кавалерийскую атаку. Придавленного упавшим животным доблестного маршала спасли лишь через две атаки. В тот вечер он приказал отступить на север. Тем временем один из корпусов Нея был направлен к Линьи без его ведома. Позже он был отозван обратно, для участия в штурме Катр-Бра. Маршируя туда-сюда, он не участвовал ни в одном из сражений.

Занимая позиции

Из-за поражения Блюхера в Линьи Веллингтон был вынужден отойти от Катр-Бра и 17 июня занять новую позицию, ближе к Брюсселю. Поступив не так, как поступил в предыдущий день его союзник, герцог расположил основную часть своей почти

68-тысячной армии за низкой грядой холмов, поднимавшейся прямо к югу от деревни Мон-Сен-Жан. Он был полон решимости удержать три пункта перед грядой: замок Угумон – справа; ферму Ла-Хе-Сент – в центре и группу строений в Папелотте – слева. Прусские войска стояли в Вавре, в 16 километрах восточнее, и, следовательно, были на крайнем левом фланге герцога. Веллингтон просил передать Блюхеру, что он будет обороняться у Мон-Сен-Жан, если союзник на следующий день поможет ему двумя корпусами. Блюхер обещал это сделать.

Непосредственно перед Веллингтоном, на расстоянии всего лишь полутора километров от его армии, Наполеон построил 72 тысячи солдат для фронтальной атаки. Однако в воскресенье из-за сильного ночного дождя он не начинал атаку до двенадцатого часа утра. Таким образом, он давал возможность своим солдатам высушить оружие, а земле – подсохнуть. В ближнем бою 2500 солдат в Угумоне сдерживали накатывавшиеся на замок одна за другой волны французских атак. Таким образом, они связывали на этом фланге 13-тысячную императорскую армию.

В какой-то момент после часа дня Наполеон направил 16-тысячный корпус в атаку на центральную часть армии Веллингтона, полагая, что его артиллерия ослабила сопротивление. Но войска герцога за грядой были в основном невредимы, поэтому кавалерийская контратака заставила французов повернуть назад, едва они достигли гребня. Даже когда началась атака в центре, Наполеон и его генералы обеспокоено поглядывали на восток, где они ожидали увидеть прибытие Груши, разбившего Блюхера в Линьи. Однако захваченный прусский курьер сообщил им, что Блюхеру удалось уклониться от боя при атаке Груши на Вавр и он уже на подходе с двумя обещанными корпусами.

Роковое опоздание, путаница в приказах

Наполеон совершил уже одну грубую ошибку, которой суждено было предопределить его неудачу. Когда Груши после успеха в Линьи поинтересовался, какими будут дальнейшие указания, император задержал свой ответ на несколько часов. Последовавшее затем распоряжение было противоречивым. Командующему правым крылом французов было приказано преследовать двигавшегося на север Блюхера и соединиться с основными силами. Фактически ему предлагалось одновременно двигаться в двух направлениях.