Смекни!
smekni.com

Репрессии 1937-38 годов в отдельных селах Зейского района (стр. 1 из 2)

Оглавление

«Репрессии 1937-38 годов в отдельных селах Зейского района».

(исследовательская работа)

1) Обоснование темы , выбранной для написания исследовательской работы.

2) Основная часть.

А)Сианское кулацкое восстание.(с.Сиан ,Зейского района)

Б)Аресты 1937-38 годов в селе Ивановка, Зейского района

В)Реабилитация .

3)Заключение.

4)Библиографический список.

5)Приложения.

1)По мнению автора, тема политических репрессий в отдельных селах Зейского района изучена недостаточно. Этот факт обуславливается целым рядом причин: отсутствие свободного доступа к архивным материалам в условиях сельской школы; использование как источников в основном меморатов; сравнительной давностью вышеуказанных событий; кроме этого, родственники незаконно репрессированных и реабилитированных граждан зачастую выехали за пределы населенных пунктов, а ,иногда и за пределы России. Несмотря на эти трудности , тема политических репрессий является очень интересной и поучительной для исследования по целому ряду причин как правового , так и морально-этического характера. Безусловно, велик и воспитательный потенциал данного материала, особенно в рамках статьи 1 Конституции Российской Федерации, которая гласит: «Россия есть демократическое правовое государство с республиканской формой правления».

Материал о политических репрессиях, «тройках», ОСО наглядно показывает насколько беззащитен человек в неправовом государстве, как легко сломать его судьбу, и даже лишить жизни. Это как бы предостережение тем гражданам и политикам , которые с ностальгией вспоминают И.В.Сталина как апологета порядка, и ищут светлые пятна в тех 1937-х годах. Автор хочет напомнить и о темном времени- в прямом смысле этого слова: «воронки» обычно приезжали либо ночью, либо ранним утром. Надо отдать должное чекистам- они были хорошими психологами, ведь человек в утренние часы наименее защищён от всяческого воздействия. Но даже в это страшное время встречались люди которые осмелились противостоять тоталитарному режиму, и даже протестовать. Время доказало их правоту. Мы же предпримем попытку провести своё небольшое исследование. Кроме этого, одним из принципов исследовательской работы является преемственность. Каким образом она проявляется в данном конкретном случае? Поиск материалов по истории жертв политических репрессий в нашем селе Ивановка мы ведем с 2004 года, ученица нашей школы Малышева Юлия уже выступала с докладом «Наши земляки –жертвы политических репрессий» на районной краеведческой конференции движения «Отечество»в 2004 году. В 2005 году нам попал материал из областного комитета по реабилитации жертв политических репрессий по незаконно репрессированным участникам так называемого Сианского кулацкого восстания, и мы решили расширить круг исследовании

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

А)В руки краеведов –исследователе попал материал прокурорского протеста (в порядке надзора) по делам Забелина С.Г., Афанасьева Я.А. и других. Смысл протеста заключается в следующем: Сабанин С.М.; Афанасьев Я.А.; Авдеев Т.М.; Авдеев Д.Е.; Родионов В.Ф.; Авдеев Ф.М.; Копьев И.В.; Родионов К.Г.; Перелыгин Ф.Т.; Степанов М.Н.; Игнатович Н.И.; Николаев Г.С.; Забелин С.Г. были в 1930 году осуждены «тройкой»ОГПУ за участие в так называемом Сианском кулацком восстании на основании статьи 58 п-2,3,10,11 на разные срока заключения. Через восемь лет 30 .12.1938 Постановлением особой тройки НКВД часть из них были осуждены повторно , за одно и тоже преступление.

Что же удалось выяснить в порядке прокурорского надзора?

Все вышеперечисленные лица проживали на прииске «Ясном» Зейского района, бывшей Читинской области , там же и работали старателями .Осужденные по делу были арестованы бывшим Зейским районным отделом НКВД о обвинены как участники вооруженного восстания в селах Сиан и Успеновка и в проведении на прииске «Ясном» антисоветской агитации.

Постановление тройки УНКВД по Читинской области подлежит отмене по следующим основаниям: все обвинения осужденных основывались на показаниях свидетелей , которые показали о том, что последние участвовали в Сианском кулацком восстании в 1930 году и имея между собой тесную связь на прииске «Ясном». Вели антисоветские разговоры против подписки на заём, против стахановского движения.

Однако никто из свидетелей в процессе следствия конкретных фактов о контрреволюционной деятельности и антисоветской агитации со стороны осужденных привести не смог, в связи с чем данные показания как голословные , не могут быть приняты как доказательство по делу.

В предъявленном обвинении осужденные Сабанин С.М., Копьев И.В., Игнатович Н.И. и Забелин С.Г. виновными себя не признали и показали, что они в кулацком Сианском восстании не участвовали и на прииске Ясный преступных связях с привлеченными к делу лицами , а также между собой не имели. Антисоветской агитацией не занимались.

Авдеев Д.Е., Родионов В.Ф. и Перелыгин Ф.Т. виновными признали себя только в том, что они на прииске «Ясный» имели связь с участниками Сианского кулацкого

восстания. Но при этом ни антисоветской агитацией не другой преступной деятельностью они не занимались.

Авдеев Ф.М., и Степанов М.Н. виновными себя признали только в том, что они участвовали в Сианском кулацком восстании в 1930 году. Виновными себя в проведении антисоветской агитации не признали.

Афанасьев Я.А., Авдеев Т.М., Родионов К.Г.и Николаев Г.С. виновными себя признали в том , что они на прииске «Ясный» вели контрреволюционные разговоры против существующего строя, против заёма на оборону страны, а так же против расстрела маршала Тухачевского. Кроме того, за исключением Николаева показали, что они участвовали в Сианском кулацком восстании.

Никто из осужденных, которые признали себя виновными в участии в кулацком Сианском восстании , никаких конкретных фактов своей практической деятельности в этом восстании привести не смогли. Их показания, как и показания свидетелей, носят общий характер и неконкретны.

Несмотря на имеющиеся противоречия, очные ставки между обвиняемыми и со свидетелями не проводились и, таким образом была не выяснена правдоподобность показаний, как обвиняемых, так и свидетелей и их взаимоотношения между собой.

В процессе следствия была проведена единственная очная ставка обвиняемому Николаеву Г.С. с подозреваемым Авдеевым Л.А. на которой Авдеев Л.А. от своих прежних показаний отказался и заявил следствию, что он Николаева Г.С.оклеветал. Что его показания в части подготовки вооруженного восстания на прииске «Ясный» являются вымышленными.

Проведенной дополнительной проверкой материалов дела в 1959 году установлено: привлеченные к делу лица, которые принимали участие в Сианском кулацком восстании в 1930 году в своё время были осуждены за совершенное ими преступление и отбыли установленный судом срок наказания.

Передопрошенный свидетель Хромин А.К. свои показания от 26 ноября 1937 года не подтвердил и заявил, что он Авдеева Демьяна не знал и не знает, что таковой в

его старательской бригаде никогда не работал и свои показания он в отношении его никогда не давал.

Передопрошенный свидетель Кравцов С.Я. также своими показаниями от 1937 года, в части контрреволюционной и антисоветской деятельности осужденных не

подтвердил, указал, что Сианское кулацкое восстание в 1930 году действительно имело место. По принуждению повстанцев он принимал в нём участие, но никого из осужденных он в числе восставших не видел и ничего не знает о их контрреволюционной деятельности, что антисоветских разговоров от них не слышал как во время совместного проживания с ними в селе Успеновка Зейского района, так и на прииске «Ясный».

Допрошенный старый житель прииска «Ясный» свидетель Пыкин П.П., который хорошо знал по совместной работе на прииске осужденного Копьева И.В., охарактеризовал последнего в деловом и политическом отношениях с положительной стороны.

Из отношения УКГБ по Читинской области видно, что в бывшем аппарате УНКВД по Читинской области, а также в Зейском РО НКВД в 1937-38 годах допускалась практика фальсификации следственных документов. Из изложенного видно, что все вышеуказанные лица обвинены и осуждены необоснованно.

Б)Не миновало страшное колесо политических репрессий и жителей нашей Ивановки.

Шкаруба Михаил Архипович 1888 года рождения, уроженец Черниговской области, из крестьян середняков, с начальным образованием, член ВКП(б). Проживал в селе Ивановка, Зейского района, работал председателем сельского Совета. Артюшенко Гавриил Васильевич,1892 года рождения, уроженец Черниговской области, украинец, из крестьян – середняков, проживал в селе Ивановка, Зейского района, работал счетоводом в колхозе «Заря Востока». Шкаруба М.А. И Артюшенко Г.В. обвинялись в том, что они в годы иностранной интервенции выдали японцам красных партизан и вредительски относились к содержанию колхозного скота в последующем.

Показания свидетелей о предательской деятельности осужденных построены на предположениях. Фактов вредительства ими в колхозе они тоже не привели. Обвиняемые на следствии себя виновными тоже не признали , очные ставки со свидетелями не проводились, и таким образом, вмененные им в вину преступления

доказаны не были. Но несмотря на это, они были арестованы, осуждены м расстреляны. Кто же попадал под страшный жернов политических репрессий? Были ли это действительно изменники Родины, враги народа, вредители? Хочется привести несколько фактов из биографий этих людей.

АртюшенкоГ.В. родился в 1892 году, жил в Ивановке, некоторое время работал в поселке Бомнак Зейского района, потом вернулся назад, в Ивановку, где трудился в колхозе бухгалтером-счетоводом, был активным коммунистом. Семья была большая -двое взрослых и ещё семь детей. Забрали его в августе 1937 года , а в октябре расстреляли. О причинах ареста семья ничего не знала вплоть до 1950 года, пока старший сын Иван не попытался узнать о судьбе отца. Тогда и пришел ответ, что их отец расстрелян ещё в ноябре 1937 года по Постановлению тройки УНКВД по ДВК.