Смекни!
smekni.com

Промышленный переворот в Англии 5 (стр. 1 из 3)

1. Промышленный переворот в Англии

Промышленный переворот, означавший переход от ручного (мануфактурного) к машинному (фабричному) производству, начался в Англии гораздо раньше, чем в других европейских странах. Здесь наиболее эффективно шло первоначальное накопление капитала и формирование рынка труда, налицо были необходимые технические и социальные предпосылки. Кроме того, Англия сумела наилучшим образом распорядиться своими природными ресурсами: запасами железной руды и угля, сырьем для суконной промышленности, морским побережьем для обустройства удобных портов и т.д. Несомненно, революция XVII века также способствовала развитию прогрессивных тенденций в экономике.

Примерно в середине XVIII века были созданы условия для замены ручного труда машинным, перехода от мануфактуры к фабрике, что позволило Англии обогнать все страны Европы и начать новый этап в развитии мировой экономики, основанной на рыночных принципах. Развитие рыночных отношений периода свободной конкуренции породило необходимость создания системы экономических знаний. Пример тому, работы А. Смита.

Одним из важнейших факторов промышленного переворота явились многочисленные технические изобретения, которыми был особенно богат XVIII век. В результате активного накопления капиталов английская промышленность еще в 16 – 17 вв. переживала так называемую малую промышленную революцию.

Внедрение технических изобретений осуществлялось прежде всего в легкой промышленности, поскольку эта отрасль хозяйства не требовала таких огромных капиталовложений, как тяжелая промышленность, к тому же вложенные в нее капиталы оборачивались гораздо быстрее, принося ощутимую прибыль. Это приводило к активному привлечению инвестиций в данный сектор экономики.

В 1760 — 1780-х годах машинами были оснащены суконное и бумажное производство, полиграфия и другие отрасли. Но становилось все более очевидным, что энергия воды (водяного колеса) уже недостаточна для фабричной промышленности и что нужны более мощные двигатели, к тому же независимые от силы падающей воды.

Это привело к изобретению шотландцем Джеймсом Уаттом в 1782—1784 годах паровой машины «двойного действия». Это означало, что машина производила полезную работу при движении поршней в обоих направлениях. Дж. Уатт создал универсальный двигатель для любой отрасли промышленности, и в этом его огромная заслуга. Паровая машина Дж. Уатта была быстро оценена фабрикантами и получила распространение в промышленности. К 1800 году в Англии насчитывалось 320 паровых машин, а к 1826 году их было уже 26 тыс. со средней мощностью в 25 лошадиных сил. И если изобретение прялки «Дженни» и внедрение ее в производство принято считать началом промышленного переворота, то изобретение и внедрение паровой машины Дж. Уатта — началом перехода от мануфактуры к фабрике.

Но отдельные технические новшества не могли радикальным образом изменить всю промышленность. Нужен был массовый переход к фабричной форме производства, который совершался в течение нескольких десятилетий. Все началось с хлопчатобумажной отрасли: в 1769 году Р. Аркрайт построил целую фабрику, оснащенную прядильными машинами, через 10 лет в Англии было уже 20 таких фабрик, а еще через 10 лет — 150. Именно прядильные фабрики были основными потребителями паровых машин Уатта. Но поскольку ткацкое производство отставало от прядильного, строительство полноценных ткацких фабрик, оснащенных механическими станками Картрайта, стало возможным лишь в 1820 — 1830-х годах.

Применение машин привело к повышению спроса на металл для их изготовления. Но рост мощностей металлургии сдерживался недостатком древесного угля, на котором работали плавильные печи. В Англии уже в XVII веке были уничтожены огромные лесные массивы для нужд не только металлургии, но и кораблестроения. Импортировать же лес было очень дорого. В связи с этим Англия была вынуждена ввозить металл из-за границы, в основном из России. В середине XVIII века до 60% потребностей в металле приходилось покрывать за счет импорта. К примеру, в 1788 году из России было вывезено 28 тыс. т железа, в то время как сама Англия выплавила лишь 60 тыс. т. Большое количество железа поступало из Швеции.

Такая практика была признана неэффективной, и это заставляло искать новые виды топлива. Благодаря открытиям семейства английских промышленников, отца и сына Дерби, в 1780-х годах производство черных металлов было переведено в основном на каменный уголь (кокс), что привело к повышению производительности труда в металлургии более чем в 15 раз. В результате производство чугуна в Англии увеличилось с 80 тыс. т в 1790 году до 250 тыс. т в 1825 году. Это позволило Англии превратиться в крупнейшего экспортера металлургической продукции.

Применение кокса, в свою очередь, привело к развитию добычи угля, что также являлось принципиально новым технологическим шагом в индустрии: уголь стал использоваться не только в металлургии, но и в качестве источника энергии для паровых машин. Это способствовало быстрому подъему угольных регионов в Шотландии, Южном Уэльсе, Йоркшире, Ланкашире.

Складывалась своеобразная цепочка взаимного стимулирования производственного развития страны. Спрос на каменный уголь ускорил развитие угольной промышленности – выплавка чугуна и добыча каменного угля возросли в четыре раза. Это в свою очередь подталкивало транспортное строительство.

Увеличение добычи угля сдерживалось недостаточным развитием транспортной системы, основу которой составляли грунтовые дороги. Но перевозка тяжелых грузов гужевым транспортом была очень дорогой: доставка одной тонны угля из Манчестера в Ливерпуль обходилась в 40 шиллингов.

В конце XVIII века был предложен способ твердого покрытия поверхности дорог, что позволило гужевому транспорту беспрепятственно передвигаться в любое время года. Но тем не менее, каналы оставались главным видом транспорта для перевозки тяжелых и громоздких товаров вплоть до появления железнодорожной сети, т.е. до середины XIX века.

Бурный экономический рост на рубеже XVIII—XIX веков привел к резкому увеличению объемов грузоперевозок, с которыми уже не мог справиться имевшийся транспорт. Единственно разумным и эффективным выходом стало внедрение паровой машины на транспорте, и прежде всего на железной дороге.

Паровой транспорт способствовал ускоренному движению товарной продукции, удешевлению экономических связей между регионами страны и заморскими территориями, всемерному развитию внутреннего и внешнего рынка. Строительство железных дорог и развитие парового водного транспорта явились самыми значительными факторами, вызвавшими коренной перелом в экономике и создавшими материальную базу рыночной экономики.

Завершающим этапом промышленного переворота стало создание в Англии машиностроительной отрасли промышленности. Промышленный переворот обычно связывают с принципиально новой техникой. Известно, что первые английские машины были созданы на мануфактурах. Но со временем должна была возникнуть отдельная отрасль по производству станков, машин, механизмов не мануфактурным, а машинным способом, т.е. машиностроение. Для этого нужны были совершенно новые металлорежущие станки: токарный, строгальный, фрезерный, токарно-винторезный и многие другие. Все они появились в Англии в конце XVIII — начале XIX века, но лишь к середине XIX века произошло окончательное становление мощного машиностроения.

Каковы последствия промышленного переворота.

Завершение промышленного переворота означало, что Англия окончательно превратилась из аграрной страны в индустриальную державу, что в промышленности восторжествовало основанное на новой технике фабричное производство, способствовавшее быстрому развитию английской экономики. В ходе промышленного переворота Англия стала «мастерской мира», поскольку ее промышленный потенциал во второй половине XIX века оказался самым мощным во всем мире.

В 1860-х годах на долю Англии приходилось около одной трети мировой промышленной продукции, а по выпуску продукции тяжелой промышленности она превосходила соответствующие показатели США, Германии и Франции в четыре-пять раз.

Промышленный переворот привел к коренным преобразованиям в социально-экономических отношениях. Изменилась структура занятости населения: к середине XIX века почти половина трудоспособных жителей страны была занята в промышленности. Главной фигурой среди буржуазии вместо купца, который занимал это место на протяжении нескольких веков, стал предприниматель-промышленник.

Произошли заметные изменения в структуре рынка труда. Поскольку обслуживание простейших машин не требовало высокой квалификации, резко увеличилось использование низкооплачиваемого женского и детского труда, получившее распространение еще в XVII веке.

Увеличение числа машин неизбежно вело в то время к формированию излишков рабочей силы. По официальным данным, в 1870 году в стране насчитывалось 1,3 млн. безработных. В течение 1800 —1870 годов из Англии и Ирландии эмигрировало почти 10 млн. человек. Они направлялись в США, Канаду, Австралию и другие страны мира.

Промышленный переворот повлек за собой стихийные выступления рабочих и ремесленников против ухудшения условий труда. Сначала они принимали характер локальных забастовок, подачи петиций в органы власти и т.д. Весьма своеобразной формой протеста стало движение луддитов, которое оформилось в конце XVIII века. Луддиты видели причины своего тяжелого положения в машинах и потому ломали их, разрушали фабрики, уничтожали сырье и готовую продукцию.

С середины XIX века Англия вступила в полосу экономического подъема, продолжавшегося почти 30 лет. В этот период крупное машинное производство окончательно вытеснило мелкое ремесленное и мануфактурное производство, которое не выдержало конкуренции с фабриками.

Промышленный подъем в Англии сопровождался быстрым развитием транспорта, особенно железнодорожного. Вся территория страны была покрыта густой сетью железных дорог. За 1840— 1870 годы их протяженность выросла с 1,4 тыс. км до 25 тыс. км, или в 18 раз. Особое внимание в Англии уделялось судостроению и судоходству. Здесь впервые среди развитых стран мира стали производиться не деревянные парусники, а цельнометаллические пароходы. Общий тоннаж торгового флота с 1800 по 1870 год увеличился с 2 млн. т. до 5,7 млн. т., что составляло почти 60% от мирового уровня. Это позволило Англии стать «мировым перевозчиком» и зарабатывать таким образом большие средства.