Смекни!
smekni.com

Уфимские литературные объединения (стр. 1 из 2)



План
Введение
1 Предыстория
2 История
3 Оценки творчества уфимских авторов
4 Литературный процесс
5 Поэзия
6 Проза
7 Драматургия
8 Журналистика
9 Фантастическая, жанровая и коммерческая литература
10 Интересные факты
11 Библиография уфимской литературы
Список литературы

Введение

Уфимские литературные объединения — литературные объединения города Уфы, а также неформальные клубы литераторов, вокруг некоторых уфимских издательств, литературно-художественных журналов и газет, разрабатывающие тему Уфы в своем творчестве. Возникли в постсоветский период. Объединяют русскоязычных (как правило, но не обязательно) авторов, проживающих в городе Уфе, либо так или иначе культурно и организационно связанных с Уфой (авторы из других городских и сельских поселений Республики Башкортостан, Башкирии — Нефтекамска, Белорецка, Стерлитамака и т.д.).

1. Предыстория

На материале уфимских впечатлений построена крайне значимая для русской литературы второй половины XIX века книга С. Т. Аксакова «Детские годы Багрова-внука» (1858). По мнению английской писательницы ХХ века Вирджинии Вулф, экзальтированность, острая впечатлительность главного героя Аксакова во многом предвосхищает психологические особенности персонажей Достоевского[1]. Новая попытка уфимских авторов обозначить себя в общероссийском литературном пространстве приходится на период перестройки (1985—1989). Студенческий поэтический клуб Башкирского государственного университета (БГУ) «Тропинка» в 80-х — 90-х годах ХХ века. Последние поэты и писатели советской эпохи в Уфе. Чванов М. А. («Вера из бухты Сомнения»). Литературное объединение при газете «Ленинец».

2. История

В 1993 году в "Белом листе", литературном приложении к газете «Волга-Урал», был опубликован отрывок из романа Айдара Хусаинова "Башкирский девственник", написанный в традициях постмодернизма с легким привкусом местных реалий. В 1994 году роман вышел отдельным изданием в Москве. Критик Александр Касымов в газете "Вечерняя Уфа" опубликовал рецензию на дебютные книги Хусаинова под названием "Ближнее ОЭ". Первый рассказ Игоря Фролова «Перед снегом» был напечатан в 1996 году в газете «Вечерняя Уфа». Юрий Горюхин регулярно публиковался с 1998 года, Игорь Савельев с 1999. Дальше, с небольшим отрывом, следуют Светлана Чураева и Вадим Богданов («Если бы судьбой была я», роман) — 2000 год. В № 12 номере «Бельских просторов» за 2004 год были обнародованы рассказы Рустама Нуриева («Снега Сенегала», «Уфимский трамвай») и Евгения Рахимкулова «Летучий голландец». В 1997 году первую книгу «Мой отец — художник Леонид Круль» опубликовал уфимский бард Сергей Круль, а в 2005 году отдельной книжкой выходит его фантазия на историческую тему — «На углу Социалистической и Бекетовской», где в острой форме поднимается проблема сохранения исторического центра Уфы, ныне разрушенного.

3. Оценки творчества уфимских авторов

Термин "уфимская литература" прозвучал в интервью директора издательства «Вагант» Салавата Вахитова корреспонденту еженедельной газеты «Уфимские ведомости». На вопрос, есть ли отличительные черты уфимской литературы? Директором издательства было заявлено, что такой отличительной чертой является нарочитое оперирование местных авторов родными реалиями. Это, во-многом, противостоит общероссийской моде на «московский» стиль [2]. В 2009 году в журнале «Знамя» в разделе «Незнакомые альманахи» вышла рецензия известного российского критика Льва Оборина на два концептуальных сборника уфимских авторов. Автор употребляет термин «уфимская литература», разъясняет понятие уфацентризма, которое есть новое течение, «на интересе, внимании и любви к родному городу».[3] Целиком понятию уфацентризма посвящена статья уфимского поэта и публициста Александра Залесова «Идеи для города, или Очертания уфацентризма». В форме своеобразного манифеста Залесов выдвигает идею уникальности Уфы среди городов России, обосновывает ее претензии на звание географической, пространственно-метафизической, культурно-исторической столицы. Развивая свою концепцию, автор предлагает другим городам и весям последовать примеру Уфы.[4] 18 декабря 2010 года на базе Башкирского государственного педагогического университета (БГПУ) прошла конференция «Уфимская литература. Итоги десятилетия».[5] По мнению литературного куратора Журнального зала Сергея Костырко, одной из возможных причин того, что рассказы уфимских литераторов стали регулярно выходить в короткие листы престижных наград, стал известный местный патриотизм их создателей. Так, для решения своих собственных художественных задач, прозаик Артур Кудашев создает свой образ, точнее говоря, свой миф Уфы. Направления повествований рассказа писателя Игоря Фролова «Наша маленькая скрипка» — в значимой мере определяются городом Уфой, как местодействием. В существе своеобразной описи закрепленных за Уфой свершившихся явлений, от Андрея Платонова до Игоря Савельева, написан опус Юрия Горюхина «Пазл».[6]

4. Литературный процесс

С 2002 года под руководством уфимского поэта, писателя и драматурга Айдара Хусаинова действует уфимское литературное объединение (УФЛИ), объединяющее начинающих и уже печатающихся авторов. В 2004—2005 годах, после многолетнего перерыва, возобновило свою работу поэтическое общество студентов, аспирантов Башкирского государственного университета (БГУ) "Тропинка". Руководитель — Любовь Каракуц-Бородина. С 2004 года в журнале «Бельские просторы» (главный редактор — Юрий Горюхин) регулярно публикуются стихи и проза уфимских авторов. Критические материалы, рецензии на произведения членов уфимских литературных объединений составляют основное содержание журнала «Гипертекст» (главный редактор — Кристина Абрамичева). Особое место в деле распространения произведений уфимских авторов занимает филолог, писатель, поэт Салават Вахитов. Возглавляемое им издательство «Вагант» при Башкирском государственном педагогическом университете (БГПУ) издало несколько десятков наименований книг уфимской прозы, драматургии и поэзии. Заметную роль в литературном процессе играет объединение «Тысячелистник» под руководством поэта Дмитрия Масленникова. По итогам конференции «Уфимская литература: итоги десятилетия» издательством «Вагант» был выпущен роскошный, богато иллюстрированный, каталог изданий, как учебно-методической, научной, справочной, так и художественной (проза, стихи, драматургия) литературы. В конце 2010 года началась работа по созданию первого в Уфе электронного издательства «Вагант». В январе 2011 года сайт начал активно функционировать. В настоящее время все желающие в любой точке Земли, подключенной к интернету, могут без проблем приобрести за практически символические суммы в 20-30 рублей качественно оформленные в разнообразных форматах книги издательства. Электронное издательство «Вагант» приглашает молодых авторов к сотрудничеству.[7]

5. Поэзия

Поэзия уфимских авторов чрезвычайно многообразна. В настоящее время большая часть ее издана тремя сериями «Уфимская книга», «Места силы» (сост. Айдар Хусаинов) и «Supremum versus» (сост. Игорь Фролов). В первой вышли книги Алексея Кривошеева («Единорог», «Парадоксы и посвящения») и Николая Островского («Антитезы и пересечения»). Во второй — Галарины («Терруар одиночества»), Владимира Глинского («Улица меняет цвет»), Ларисы Керчиной («Моё кино»), Владислава Троицкого («Осколки»), Пауля Госсена («Мальчишник»), Рината Юнусова («Медленное небо»), Айдара Хусаинова («Ночные пловцы»), Александра Залесова («Свойства строки»). В третьей, кроме сборника Кривошеева «Свободное поздно», вышли стихи Дмитрия Масленникова ("Пятое время года), Марианы Плотниковой («Насекомия») и Светланы Чураевой («Прежде прежнего»). Кроме того, существует целый ряд авторов, представленных подборками стихов в журнале «Бельские просторы» (Мария Леонтьева-Кучумова, Мария Изгина), а также предпочитающих публиковаться исключительно в авторских сборниках (Вячеслав Станинов), коллективных сборниках (Денис Павлов), или еще не имеющих публикаций: Илья Гольд, Варвара Малыгина, Ирина Жигулёва.

6. Проза

Современная уфимская проза представлена именами Игоря Фролова, автора книг «Вертолётчик» и «Теория танца», Всеволда Глуховцева («Штрафная дистанция», «Рой» — в соавторстве с Эдуардом Байковым), Эдуарда Байкова («Подлунные истории Урала»), Дениса Лапицкого («Глубокий Поиск: Тень Грядущего»), Игоря Савельева («Бледный город», «Когда мне было тридцать»), Юрия Горюхина («Встречное движение», «Канцелярский клей для Августа Мёбиуса», «Блок № 667»), Артура Кудашева («Кофе для чайников»), Рустема Вахитова («Конец графа Монте-Кристо»), Максима Яковлева («Сестра»), Александра Барановского («На закате прекрасной эпохи»), Спартака Басырова («Стена»), Камиля Зиганшина ("Лохматый), Дениса Павлова («Заколдованный мальчик») и т. д. В 2008 году повесть Фролова «Ничья» вошла в короткий-лист премии Белкина. Рассказы Юрия Горюхина и Артура Кудашева удостаивались чести выходить в финал престижной литературной премии имени Юрия Казакова. Перу уфимского литератора и издателя Салавата Вахитова (Вагант Св.) принадлежит повесть «Люби меня всегда». Недавно были опубликованы тексты начинающих авторов: Евгения Рахимкулова («Мотылек»), Александра Иликаева ("Призрак девушки"). Пока еще остаются известными в рукописях три повести Романа Файзуллина ("Черная машина", "Долг", "Сульфозин, Анна и лезвие"). Особняком стоит постмодернистский экспериментальный роман Искандера Шакирова (Ихтика) «Анамнез декаденствующего пессимиста, или из „До свидания“ в „Прощай“…» в котором автор предпринял попытку создания гиппертекстового пространства. К «уфимскому» периоду творчества также принадлежат несколько, публиковавшихся в номерах журнала «Бельские просторы», рассказов Ольги Шевченко, Лилии Габдрафиковой, Юлии Яхиной. Совершенно особое место в уфимской прозе заняла автобиографическая трилогия Константина Рольника (ч. 1. «Детство бунтаря»; ч. 2. "Не коричневый, но красный; ч. 3. «Дым над парламентом»)[8]. Отрывки из первой части были опубликованы в журнале «Бельские просторы»[9].