Смекни!
smekni.com

Болгария в Первой мировой войне (стр. 1 из 5)



План
Введение
1 Предыстория
1.1 Балканские войны
1.2 Ситуация в Болгарии после Балканских войн
1.2.1 Реваншизм

1.3 Внешняя политика Болгарии
1.3.1 Экономическая ситуация в Болгарии. Поиски кредиторов
1.3.2 Финансовое соглашение Болгарии с Германией и Австро-Венгрией


2 Болгария в начале мировой войны
2.1 Нейтралитет
2.2 Деятельность иностранных дипломатий в Болгарии
2.3 «Македонский вопрос»

3 Переговоры с Болгарией
3.1 Ситуация в начале 1915 года
3.2 Ситуация летом 1915 года
3.3 Болгария вступает в войну

4 Болгария в войне
4.1 Кампания 1915 года
4.1.1 Операция против Сербии

4.2 Кампания 1916 года
4.2.1 Салоникский фронт
4.2.2 Румынская кампания

4.3 Кампания 1917 года
4.3.1 Салоникский фронт

4.4 Кампания 1918 года
4.4.1 Салоникский фронт


5 Капитуляция Болгарии
6 Последствия

Список литературы
Болгария в Первой мировой войне

Введение

Болгария вступила в Первую мировую войну 14 октября 1915 года на стороне Центральных держав, объявив войну Сербии.

В начале войны Болгария провозгласила нейтралитет, однако вскоре болгарское правительство приняло решение выступить на стороне держав Центрального блока. Болгарские войска участвовали в операциях против Сербии и Румынии, воевали на Салоникском фронте. За время войны болгарские войска заняли значительную часть территории Сербии, Румынии и Греции. В сентябре 1918 года союзным войскам удалось прорвать фронт болгарской армии, и 29 сентября 1918 года Болгария была вынуждена подписать перемирие со странами Антанты.

В 1919 году был заключён Нёйиский договор, по которому Болгария как проигравшая в войне сторона потеряла часть территории и населения.

1. Предыстория

1.1. Балканские войны

Карта выпущена в 1914 году и демонстрирует спорные территории Балканского полуострова — «пороховой бочки Европы». Размежевание по Лондонской конференции перед войной (сверху) и окончательные границы после Второй Балканской войны по Бухарестскому миру (снизу)

22 сентября 1908 года в Софии было провозглашено Болгарское царство. Князь Фердинанд I провозгласил себя царём Болгарии, что означало полную независимость от Османской империи. После этого болгарское государство поставило цель расширить свои границы и стать крупнейшей державой на Балканах.[1]

В 1912 году Болгария вместе с другими странами Балканского союза начала войну против Турции, известную как Первая Балканская война. В мае 1913 года война завершилась полной победой балканских союзников над Османской империей. По Лондонскому мирному договору Болгария приобрела провинцию Фракию с выходом к Эгейскому морю, а также часть Македонии.[1]

Однако победившие страны не сумели мирно согласовать раздел захваченных у Турции территорий. Сербия и Болгария одновременно претендовали на Македонию, Греция спорила с Болгарией по Фракии. Румыния также предъявляла территориальные претензии к Болгарии. Эти противоречия переросли во Вторую Балканскую войну, в которой Сербия, Греция, Румыния, Османская империя и Черногория единым фронтом выступили против Болгарии. В очередной войне объединённые силы довольно быстро нанесли поражение болгарским войскам.[2]

По условиям победителей часть Македонии отходила к Сербии, другая часть к Греции. Южная Добруджа досталась Румынии, а Османская империя вернула себе часть утраченных после Первой Балканской войны территорий. После поражения в Болгарии развились настроения реваншизма. Болгарский царь Фердинанд I, как утверждают, после подписания договора произнёс фразу «Ma vengeance sera terrible»[прим. 1]. Желание вернуть отобранные провинции стало главной причиной, побудившей Болгарию вступить в мировую войну.

После этого Болгария фактически имела территориальные претензии ко всем своим соседям. Этот факт делал трудным поиск стратегических союзников в регионе[3].

1.2. Ситуация в Болгарии после Балканских войн

После поражения во Второй Балканской войне внутриполитическая ситуация в Болгарии была очень напряжённой. Поражение в межсоюзнической войне было расценено как «Первая национальная катастрофа», которая вызвала острый политичсекий кризис в стране. В сложившихся условиях правительство Стояна Данева было вынуждено подать в отставку. После этого по инициативе царя Фердинанда I было сформированно новое коалиционное правительство в которое вошли представители трёх либеральных партий[4].

Премьер-министром стал Васил Радославов, во внешней политике, ориентировавшийся на Германию и Австро-Венгрию. Фердинанд I с пренебрежением относился к Радославову и часто не считал должным скрывать своё пренебрежительное и грубое отношение к премьер-министру даже на приёмах иностранных дипломатов[5][прим. 2]. Но Фердинанд понимал, что прогерманская ориентация Радославова необходима Болгарии в будущем.

После окончания межсоюзнической войны и формирования нового кабинета министров, в конце 1913 года и в начале 1914 года в Болгарии проходили парламентские выборы. Весной 1914 года на внеочередных парламентских выборах правительство смогло утвердиться, получив небольшой перевес над оппозиционными партиями.

Помимо укрепления внутриполитических позиций, правящие круги занялись укреплением и позиций внешнеполитических. Фердинанд отправил в отставку министра иностранных дел Николу Генадиева, назначив на этот пост Радославова, который теперь совмещал два поста[6]. Желание вернуть территории (в первую очередь Македонию), утраченные в ходе Второй Балканской войны толкало болгарское руководство к активным действиям. Рассчитывая в удобный момент вернуть Македонию (вошедшую в состав Сербии) при помощи Германии и Австро-Венгрии вынуждало царя ликвидировать русофильских болгарских генералов. Так например генерал Радко-Дмитриев был отправлен посланником в Россию[4].

Реваншизм

После поражения в болгарском обществе стали крайне популярны идеи реваншизма. Газеты «Утро», «Дневник» и «Камбана», настроенные прогермански вели активную антисербскую пропаганду. В этих изданиях высказывались мысли о том, что Болгария проиграла войну, поскольку страны Антанты (в том числе и Россия) поддержали врагов Болгарии — Грецию и Сербию[7]. Стали издаваться новые патриотические издания «Народ и армия», «Военная Болгария», пропагандировавшие идеи «силы и первенства» Болгарии и укрепления армии[8]. При поддержке царского двора стал выходить вестник министерства обороны «Отечество». В газетах правительственных партий публиковали антисербские и антироссийские статьи. Радикальные политические деятели часто в открытую заявляли о необходимости реванша. Помимо этого тяжёлая ситуация с беженцами из Македонии, Фракии, Южной Добруджи усиливала позиции реваншистов.

Опозиционные политические партии были противниками прогерманского курса правительства и в большинстве своём являлись сторонниками стран Антанты. Демократическая партия, радикальная партия, некоторые представители БРСДП, лидер БЗНС Стамболийский придерживались идеи строгого нейтралитета Болгарии, однако при благоприятных обстоятельствах, эти опозиционные политики допускали вступление Болгарии в мировую войну, но только лишь на стороне Антанты[9].

1.3. Внешняя политика Болгарии

Премьер-министр Болгарии Васил Радославов

Болгария имела выход к Чёрному и Эгейскому морям, занимала важное стратигическое положение на Балканском полуострове, имея общую границу со всеми значительными балканскими государствами[4]. Внешнеполитическая программа правительства Болгарии была направлена на возвращение, утраченных после Второй Балканской войны территорий. Правительство Радославова надеялось на возможность пересмотра Бухарестского мирного договора и на включение в состав Болгарии: Македонии, греческой Кавалы, Восточной Фракии и Южной Добруджи[10].

До начала Первой мировой войны обе коалиции Великих держав Антанта и Тройственный союз, осознавая важность положения Болгарии на Балканском полуострове, пытались установить своё влияние в стране и заручиться поддержкой Болгарии в будущем конфликте. Особую активность проявляла австро-венгерская дипломатия. Это объяснялось тем, что главным соперником Австрии на Балканах являлась Сербия, Болгария также считала главным противником сербское королевство. Этот фактор делал вполне возможным оформление австро-болгарского союза. Вследствие этого Австро-Венгрия до начала мировой войны проявляла значительно больше активности в попытках установить союз с Софией. Главную роль в деле привлечения Болгарии к союзу с Германией и Австрией играл посол Австро-Венгрии в Болгарии Адам Тарновский[11][12].

В начале 1914 года руководство Германии не разделяло желание австро-венгерского руководства заручиться поддержкой Болгарии в случае военного конфликта на Балканах. Вильгельм II не считал поверженную в ходе Второй Балканской войны Болгарию надёжным союзником. Кайзер заявлял, что Греция или Румыния являются более приоритетными государствами на Балканах[прим. 3]. Вследствие этого Берлин до начала войны долгое время не давал разрешения Австрии на активные действия в отношении Болгарии[13]. В этих условиях Тарновский, не отвергал мысль о том, что австро-болгарский союз будет заключён, однако заявлял болгарскому руководству, что для его заключения необходимо выждать подходящий момент[14].

После прихода к власти правительства Радославова влияние России в стране было подорвано. В попытках восстановить своё влияние в Болгарии, русская дипломатия терпела неудачи. Россия предлагала передать Болгарии важный порт Кавала на эгейском побережье[15], однако Франция и Британия не поддержали эту инициативу. Попытки русских дипломатов восстановить Балканский союз также потерпели фиаско[16]. После этого к кабинету Радославова российское правительство было настроенно враждебно.

Во время переговоров министра финансов Болгарии в Берлине и Вене, российский и французский послы в Болгарии провели ряд встреч с лидерами оппозиционных партий и приближёнными болгарского царя. На этих встречах дипломаты Антанты говорили об опасности выбранного, кабинетом Радославова пути. Помимо этого обсуждались действия, которые вынудят правительство уйти в отставку, планировалось помешать заключению болгарско-германского финансового соглашения[17]. Эти меры по противодействию германо-болгарскому сближению проводились только послами Россиии и Франции. Британский посол в Софии заявил, что по указанию из Лондона он занимает позицию нейтралитета.