Смекни!
smekni.com

Польский поход РККА (стр. 1 из 18)



План
Введение
1 Предыстория
2 Последующие события
2.1 В Европе
2.2 Польша
2.3 Германия
2.4 СССР

3 Подготовка
3.1 Политическая и дипломатическая
3.2 Военные приготовления

4 Начало
4.1 Дипломатические шаги
4.2 Реакция польских официальных лиц
4.3 Реакция немецкого командования
4.4 Реакция Англии и Франции
4.5 Военная операция — задачи

5 Силы сторон
6 Действия войск 17-19 сентября
6.1 17 сентября
6.2 18 сентября
6.3 19 сентября

7 Москва-Берлин: дипломатические и военные переговоры 17-21 сентября 1939
7.1 Приказ Гитлера об эвакуации Восточной Польши 20 сентября 1939 года
7.2 Советско-германский протокол 21 сентября 1939 года

8 Действия войск 20-28 сентября
8.1 20-23 сентября
8.1.1 БОВО
8.1.2 КОВО


9 Советско-германские переговоры — 23-28 сентября 1939
9.1 Реакция Англии и Франции

10 Продвижение и действия войск 24-29 сентября
11 Последние боестолкновения 30 сентября — 5 октября 1939
12 Отход на восток 5- 12 октября 1939
12.1 Вывод войск на новую границу
12.2 Эвакуация трофеев и военного имущества
12.3 Эвакуация населения

13 Военные соглашения октября 1939
14 Трофеи
15 Пленные
16 Потери сторон
17 Воинские преступления
18 Итоги операции
19 Оценки операции
20 Историография

Список литературы
Польский поход РККА

Введение

По́льский похо́д РККА (17 сентября — 29 сентября 1939 года) — военная операция Рабоче-Крестьянской Красной Армии в восточных областях Польши, вошедших в её состав по итогам Рижского мирного договора 1921 года, и Виленском крае, преобразованном в Виленское воеводство, находившемся под управлением Польши с 1923 года.

В операции участвовали армейские группировки Киевского ОВО и Белорусского ОВО (последние были усилены подразделениями Калининского и Московского ВО).

1. Предыстория

Причиной вторжения советских войск была ранее принятая договорённость СССР с Германией[1] о разделе сфер влияния в Восточной Европе и Прибалтике[2]. В ноте советского правительства послу Польши в СССР причинами начала операции были указаны:

2. Последующие события

2.1. В Европе

1 сентября 1939 года войска Германии и Словакии нападением на Польшу начали боевые действия в Европе, в дальнейшем переросшие во Вторую мировую войну. Несмотря на ожидание нападения польская армия оказалась не способна противостоять агрессии Германии. Англия и Франция, заключившие с Польшей союзнические договоры и также готовившиеся к боевым действиям, вместо оказания обещанной военной помощи Польше продолжили поиски путей умиротворения Германии, ведя через Муссолини переговоры о созыве конференции в Италии для обсуждения «затруднений, вытекающих из Версальского договора». Лишь 3 сентября в 11.00 Англия, а в 17.00 Франция объявили Германии войну. 4 сентября был подписан франко-польский договор о взаимопомощи, фактически так и не получивший реализации. Уже к 4 сентября мобилизация во Франции завершилась, а войска были развернуты на позициях. На появившемся «втором фронте» против Германии французские войска, передовым частям которых было запрещено заряжать оружие боевыми снарядами и патронами, безучастно взирали на германскую территорию в то время как немцы продолжали возведение укреплений. Французские военно-воздушные силы ограничивались разведкой, а проведенный 4 сентября английскими ВВС (10 бомбардировщиков) налет на рейд в Киле, в котором была потеряна половина самолетов, не имел результатов[3], а в дальнейшем англичане (по признанию У. Черчилля) «ограничивались тем, что разбрасывали листовки, взывающие к нравственности немцев». Неоднократные просьбы поляков о военной помощи оставались без ответа, а в отдельных случаях их просто дезинформировали.

Все же 10 сентября французские вооруженные силы закончили развертывание по штатам военного времени и насчитывали почти 5 млн человек, а за день до этого части 9 французских дивизий начали продвижение в предполье линии Зигфрида к востоку от Саарбрюккена, не встречая сопротивления войск противника, которым было приказано уклоняться от боя и отходить на линию укреплений. Продвинувшись к 12 сентября в глубину германской территории на десяток километров на фронте протяженностью около 25 км, французы получили приказ, принятый на Высшем военном совете союзников в Абвилле, прекратить наступление «ввиду быстрого развития событий в Польше», а через неделю начали отводить войска назад. Эти действия Англии и Франции, бросившие Польшу на произвол судьбы, в дальнейшем получили наименование «Странная война».

По завершении Второй мировой войны на Нюрнбергском процессе бывший глава Верховного Командования вермахта Йодль утверждал, что «процесс, подобный Нюрнбергскому, не начался в Германии в 1939 только потому, что примерно 110 французских и английских дивизий, стоявших во время нашей войны с Польшей на Западе против 23 германских дивизий, оставались совершенно бездеятельными»[4].

США 5 сентября 1939 заявили, что распространяют на польско-германскую войну свою политику нейтралитета.[5]

2.2. Польша

Пользуясь бездействием Англии и Франции, германское командование наращивало удары в Польше. По мере быстрого продвижения немецких войск вглубь польской территории в Польше нарастала дезорганизация. В ряде имели место выступления «пятой колонны» из проживавших на территории Польши немцев и членов ОУН, подготовленных «Абвером». 1 сентября Варшаву покинул президент страны И. Мосцицкий, 4 сентября началась эвакуация правительственных учреждений. 5 сентября из Варшавы выехало правительство, а в ночь на 7 сентября — и главнокомандующий Э. Рыдз-Смиглы. Уже к 5 сентября германские войска прорвали польский фронт, что при отсутствии отмобилизированных резервов обрекало польскую армию на поражение. 6 сентября 17-й армейский корпус занял оставленный поляками Краков.

Первая немецкая часть достигла Варшавы 8 сентября. 12 сентября германские войска вышли к среднему течению Вислы уже на ряде участков, они пересекли линию Западный Буг — Нарев, охватив Варшаву с востока, и выдвинулись к Сану, форсировав его верховья.

Соединения 21-го армейского корпуса немцев 11 сентября заняли Бельск, а 15 сентября — Белосток.

Во второй половине дня 14 сентября 19-й моторизованный корпус занял Брест.

Южнее продвижение немецких войск шло ещё более быстрыми темпами — 12 сентября к Львову подошла 1-я Горная дивизия 18 корпуса, к 14 сентября он был полностью окружен. 15 сентября подразделения 14-й германской армии заняли Перемышль. 22-й корпус захватил Владимирец и Грубешов и продвигался далее на юг с целью недопущения прорыва польских войск в Румынию. С 7 сентября ставка Главного командования Польских войск была перенесена в Брест, 10 сентября оно покинуло Брест и двинулось во Владимир-Волынский, потеряв на несколько дней управление войсками, с 13 сентября — в Млынов (близ Дубно), а 15 сентября — в Коломыю. С 14 сентября там уже прибывал президент Польши Мосцицкий. 15 сентября фон Бок приказал командующему 4-й немецкой армией организовать наступление с ближайшей задачей выйти на линию Волковыск — Гродно (150 км от советской границы). 19-му моторизованному корпусу продвигаться на Влодава, Ковель. Другим частям переданным в подчинение 4-й армии ставилась задача достичь линии Барановичи — Слоним (50 км от советской границы), действуя в направлениях Кобрин, Пружаны.

9—11 сентября польское руководство вело переговоры с Францией о предоставлении убежища для правительства. Золотой запас Польши 13-16 сентября был переправлен в Румынию. 16 сентября начались польско-румынские переговоры о транзите польского руководства во Францию, и 17 сентября правительство перешло на территорию Румынии, где было интернировано.

К 16 сентября наступавшие с севера и юга войска немецких армий вышли на линию Осовец — Белосток — Бельск — Каменец-Литовск — Брест-Литовск — Влодава — Владимир-Волынский — Замосць — Львов — Самбор, а войска 10-й армии, форсировав Вислу, подходили с юго-запада к Люблину. В планах германского командования не предполагалась остановка продвижения войск. При темпе продвижения немецких механизированных войск в то время 25—30 км в сутки, занять всю Восточную Польшу (Западную Украину и Западную Белоруссию) они могли в течение 4—8 суток, то есть к 21—25 сентября при том, что единого польского фронта перед ними уже не было, как не было и достаточных резервов и времени у польского командования для его формирования.[4][5]

2.3. Германия

По мере успешного развития кампании в Польше Германия предприняла ряд дипломатических шагов направленных на расширение круга стран, вовлеченных в раздел территории принадлежавшей Польше. 3 сентября Риббентроп в беседе с венгерским послом в Берлине Д. Стояи задал ему вопрос, не хотела бы Венгрия присоединить часть Польской Украины с городами Турка и Самбор. 7 сентября в беседе с приехавшим в Берлин венгерским министром иностранных дел И. Чаки Риббентроп вновь старался уточнить, «есть ли у Венгрии территориальные требования к Польше», но Будапешт постарался уклониться от подобных намеков. 10 сентября Германия предложила Литве направить войска для занятия Виленской области и Вильно, но литовская сторона предпочла сохранить объявленный 1 сентября нейтралитет.

С начала сентября в Берлине пребывал «вождь» ОУН А. Мельник, которому немецкой стороной делались пространные обещания о вероятном появлении «независимой Украины» в юго-восточной Польше, — 4-го сентября его принял представитель МИД Германии, пообещавший ему решение украинской проблемы, а чуть позже в Вене на встрече с Канарисом и его заместителем Лахузеном ему было сообщено о возможности появления «западноукраинского государства» на границе с СССР. Еще летом 1939 в рамках подготовки ОУН к участию в боевых действиях на территории Польши в Словакии под руководством Абвера формируется специальное подразделение из галичан-эмигрантов — «Военные подразделения националистов» («Військові Відділи Націоналістів» (ВВН) под командованием полковника Романа Сушко. ВВН входили в состав немецко-словацкой группировки, наносившей удар со словацкой территории 1 сентября 1939 года. 12 сентября 1939 на специальном совещании в поезде Гитлера обсуждались вопросы в отношении Польши и этнического украинского населения Польши[6] Согласно планам Гитлера, на границе с СССР необходимо было создать «государства-прокладки» между «Азией» и «Западом» — лояльные Третьему рейху Украина (на территории Галиции и Волыни), «польское» квази-государство в центре и Литва на севере.[7]. На основании политических указаний Риббентропа Кейтель сформулировал задание Канарису: «Вы, Канарис, должны организовать восстание при помощи украинских организаций, работающих с Вами и имеющих те же цели, а именно поляков и евреев». Риббентроп, уточняя формы восстания, особо указывал на необходимость уничтожения поляков и евреев. Под «украинскими организациями» имелась в виду Организация украинских националистов[8][9]. Результатом этих указаний становится так называемый «Меморандум Канариса от 12 сентября 1939 года», представленный в материалах Нюрнбергского трибунала как документ 3047-ps).