Смекни!
smekni.com

Шпаргалка по Истории Казахстана 2 (стр. 1 из 26)

1. История Казахстана как наука. Цель, задачи, актуальность изучения.

История – наука, находящаяся в постоянном развитии. История – прежде всего открытие мира, открытие его прошлого. История казахского народа представляет собой важнейшую часть всемирной истории, поэтому ее изучение занимает важное место в формировании исторического сознания молодежи.

задачи:

А) раскрыть роль и место казахского народа, казахской государственности в общетюркской общности, в системе кочевой цивилизации, в развитии историко-культурной общности народов Евразийского мира

Б) проследить основные этапы возникновения, формирования казахского этноса, его хозяйство, быт, социальный строй и политическую систему на длительном историческом отрезке времени

В) переосмыслить ключевые проблемы истории народов (этногенез, государственность, отношения с соседними этносами, государствами, колониальные войны и национально-освободительные движения)

Г) охарактеризовать социально-классовые отношения в казахском обществе, раскрыть роль различных сословий населения – султанов, биев, батыров, представителей культа и шаруа

Д) показать эволюцию духовного мира и их вклад в мировую цивилизацию, взаимосвязь и взаимовлияние культур степной кочевой с земледельческо-оседлой, с культурой соседних народов – России, Китая, Центральной Азии.

Цель курса - дать полное представление об основных этапах и особенностях исторического процесса па территории Казахстана с древнейших времен до наших дней, обратив особое внимание на проблемы формирования казахской народности и государственности, традиционного хозяйства, самобытной (кочевой) материальной и духовной культуры.

Ознакомить студентов с основным кругом актуальных и приоритетных проблем истории; обучить студентов использовать научный метод познание и сформировать у них научное мир;

2. Казахстан – зона древнейшего расселения человека на территории Евразии (антропогенез, техногенез, социогенез). Археологические памятники каменного века.

Антропогенез – становлене чеорвека (австролопитеки., питекантропы, синантропы, неандертелец, кроманьонец)

Техногенез развитие техники изготовления орудий труда

Социогенез развиие человеческого общества (первобытное стадо, родовая община, племенные союзы, государство)

№1 Казахстан в эпоху каменного века. Развитие хозяйства и совершенствование орудий труда древними охотниками на территории Казахстана

Каменный век делиться на несколько периодов: древнейший период истории называют палеолитом. Он охватил время приблизительно от 2,6 млн. лет и завершился 10 тыс. лет тому назад. Большинством исследователей палеолит делится на ранний и поздний. Ранний палеолит - время обитания архантропов и палеоантропов. За этот длительный период сменилось несколько археологических эпох и произошло значительное развитие материальной культуры. Поздний палеолит - время обитания Homo sapiens, к которому относится современное человечество. Несмотря на небольшую продолжительность верхнего палеолита (около 30-40 тыс. лет), человечество за это время проделало огромный путь. Следующий период каменного века - мезолит, который начался от 10 тыс. лет и закончился 5500 лет до н.э. И завершился каменный век неолитом, охватывающим промежуток времени от 5500 г. до 3000 г. до н.э. В течение всего каменного века главенствующая роль в изготовлении орудий труда принадлежала камню. В зависимости от формы и характерных типов каменные изделия подразделяются на рубила, скребла, остроконечники, отбойники, сверла, ножи, проколки и т.д. В нижнем палеолите (2,5 млн. лет - 10 тыс. лет до н.э.) для раскалывания камня человек использовал другой камень. Такая техника получила название "техника обивки" или "галечная культура", поскольку сырьевым материалом в большинстве случаев служила обыкновенная речная галька . Позже появились отбойники, которые позволяли добиваться лучших результатов. Орудия, выявленные в Южном Казахстане (Хребет Каратау) обработаны такой техникой. В последующую эпоху - верхнем палеолите (10 тыс. лет - 5500 лет до н.э.) - обработка каменных орудий была более сложной. Широкое применение получает и отжимная техника, которая позволяла получать орудия с лезвием, например наконечники копий, дротиков. На стоянке Шульбинка в Восточном Казахстанесреди 5000 каменных изделий выделены скребки, острия, резцы, проколки, нуклеусы, долотовидные орудия, а также очаги, сложенные из галек, и следы жилища. Сырьем для изготовления орудий служили полудрагоценные камни - халцедон, яшма, опал, кремень. Коллекции находят аналогии в стоянках Алтая и Сибири, что позволяет их датировать возрастом 30-25 тыс. лет назад. В мезолите хозяйство и материальная культура испытывают значительные изменения, но, к сожалению, памятников этого времени на территории Казахстана насчитывается мало. Последующая эпоха -неолит- характеризуется многочисленными памятниками, обнаруженными во всех регионах республики. Одной из важных проблем казахстанского неолита является проблема определения своеобразия каменной индустрии и выделения локальных вариантов неолитической культуры. Наряду с охотой и рыболовством, зарождается земледелие и скотоводство. Важным открытием было и изготовление глиняной посуды, изобретение лука и стрелы, а также появление шлифованных орудий из камня; пиление и сверление получает широкое распространение. Стоянки эпохи неолита обнаружены повсюду на территории Казахстана, но наиболее значимой является пещера Караункур (Южный Казахстан). Здесь обнаружены каменные, костяные изделия, керамика, кости животных - кулана, медведя, оленя, джейрана, кабана, косули, лошади и т.д.

3. Андроновская историко-культурная общность: археологические памятники, периодизация и основные черты.

Андроновцы – индоиранцы, основное население Казахстанских степей в эпоху бронзы. Переселение индоевропейцев началось в III в. до н. э. Быстро разрастающееся стадо и демографический взрыв требовали большей территории. Культура получила название Андроновской, существовала около 8-10 веков. Они жили в оседлых поселениях по берегам небольших речек. Поселок принадлежал одному роду (10-12 больших полуземлянок). Главным источником средств существования является скотоводство, особенно кони. Начальная оседлость постепенно переходит в кочевничество из-за недостатка корма для скота. Уменьшение опасности нападений привела к отгонному скотоводству. Разделение общества на социальные слои. Градация захоронений по размерам и богатству. Рядовые общинники (пастухи, Землепашцы), военная аристократия. Конь – главное жертвенное животное. Возникают храмовые комплексы. Распространение каменной скульптуры, изображавшей древних богов.

Из бронзы изго­товлялись различные орудия труда-мотыги, укра­шения. Развитая металлургия в сочетании с развитым комплексным земледельческо-скотоводческим хоз-вом. Андроновская культура получила свое название по месту первых находок и разделяется на два этапа - ранней и средней бронзы. Эпоха ранней бронзы носит для Сев. К. название Федоровского, а для Центрального - нуринского периода (ХУШ-ХУ! вв. до н.э.). Средняя бронза в Сев. К. носит название алакульского, в Центрального - атасуского периода (ХУ-ХП вв. до н.э.). Начиная с XII в. до н.э. андроновская культура сменяется кочевыми культурными общностями поздней бронзы: срубной - в Западном Казахстане и бегазы-дандыбаевской - в Центральном (ХП-УШ вв. до н.э.). Для андроновской культуры характерно комплексное скотоводческо-земледельческое хозяйство. Андроновцы жили в жилищах типа полуземлянки. Ско­товодство было оседлым, пастушеским. Особой отраслью хоз-ва андроновских племен было горное дело и металлургия. Отличительной чертой этой культуры - использование керамики. Применялся геометрический орнамент. В эпоху ранней бронзы в северо-западном К. появляются крупные укрепленные поселения городского типа. Наиболее исследованным из них являет­ся Аркаим. Это был своеобразный город с четкой планировкой. Хоронили умерших в каменных ящиках. Встречаются случаи трупосожжения.. Андроновцы жили родовыми общинами, состоявшими из нес­кольких больших патриархальных семей. Несколько родственных общин составляли племя.

4.Сако-сарматская эпоха: сведения письменных источников и археологические памятники.

Древнегреческий историк Геродот саков называет «азиатскими скифами». По свидетельству древнеперсидских источников этноним «сак» означает «могучие мужи». Иранские источники саков называют «туры с быстрыми конями». Греческий писатель 2 века до нашей эры называет их «из всех стрелков самыми искусными, не пускающими стрел на удачу.

Памятники культуры саков открыты советскими археологами в южных районах Казахстана, в частности, в кургане «Иссык» близ Алматы.

Ц.К.: Тасмолинская культура (7-3 век до нашей эры). Исследования проводили А.Х.Маргулан, М.К.Кадырбаев. Особенность устройства курганов этой культуры является наличие у некоторых из них каменных гряд или, как их условно называют, «усов». Наиболее крупные могильники сосредоточены в предгорьях Бугулы,Каркары, Кызылтаса,Кента, Улытау. В развитии Тасмолинской культуры выделяют 3 этапа: 1) 6-7 век д.н.э. К нему относятся могильники Тасмола,Караморум,Нурмамбет 2) 5-3 в.д.н.э.- традиции в погребальном обряде сохраняются, но исчезает обряд захоронения лошадей. 3) 3-1 в.д.н.э.- сохраняется прежнее устройство курганов, но в могилах появляются глиняные шаровидные сосуды.

Восточный Казахстан: 3 этапа. 1) Майэмирский – 7-6 век д.н.э.

Шиликтинский курган – исследован археологом С.С.Черниковым. 2) Берельский – 5-4 в.д.н.э.

3) Кулажургинский – 3-1 в.д.н.э.

Семиречье, Ю.К: некрополи: Бесшатыр, Иссыкский,Тургенский,Кигенский,Алексеевский.

2 этапа: 1) ранний-8-6 век д.н.э. 2) поздний-5-3 в.д.н.э.

Термин сарматы употребляется в античных источниках с 3 века д.н.э. В основном, сведения греческих и римских авторов - Геродота, Диодора, Плиний, Полибий.