Смекни!
smekni.com

Книжное дело в XVIII веке (стр. 1 из 2)

Книжное дело в XVIII веке.

Введение

В эпоху Петра I издательское дело в России получает значительное развитие. По инициативе и при активном участии императора за короткие сроки было открыто несколько крупных типографий: Гражданская типография В.А. Куприянова (1705) со специализацией по выпуску учебной литературы и других книг светского направления, «Сенатская типография», типография Александро-Невского монастыря (1719), типография Морской академии и ряд других в Санкт-Петербурге и Москве. Реорганизована и расширена деятельность Печатного двора по выпуску книг.

Популяризации светского книгоиздания способствовало введение гражданского шрифта. После этого уже при жизни Петра I вышло в свет около 380 гражданских книг, в том числе 350 на русском и 30 на иностранных языках. Причем издание книг вышло за пределы Санкт-Петербурга и распространилось на Москву, Киев, Ригу и некоторые другие города.

Среди самых значительных книг, изданных в этот период и получивших на многие годы исключительное распространение и популярность, — «Арифметика, сиречь наука числительная» Л. Магницкого, греко-славянско-латинский букварь Ф. Поликарпова, «География генеральная», «Геометрия славенски землемерие», «Книга Марсова или Воинских дел» и др. В 1703 году взамен рукописных «Курантов» начала выходить первая русская печатная газета «Ведомости», получившая широкое по тому времени распространение.

Уже после смерти Петра I, в 1727 году, при созданной по его указу Академии наук начала работу типография, выпускавшая ежегодно до 20 книг научного, учебного, культурного и иного содержания. В 1728 году начато издание газеты «Санкт-Петербургские ведомости». Появилась сеть книжных лавок и других специализированных предприятий по продаже и распространению печатной продукции.

Новый этап в своем развитии издательское дело получило после выхода указа Екатерины II «О вольном книгопечатании», давшем разрешение на создание частных типографий. Были открыты типографии, выполнявшие роль издательств, Е.К Вильковского, И.Г. Рахманинова, А.Н. Радищева, Н.Е. Струйского и других. Появились такие типографии-издательства в провинции. Г.Р. Державин создал типографию в Тамбове, И.Я. Сытин в Смоленске, С.И. Селивановский в Николаеве.

Хотя в XVIII веке вышли тысячи различных изданий, многие из которых относятся к шедеврам русской культуры, и были заложены фундаментальные традиции российского книгоиздания, рукописная книга продолжала существовать.

Наряду с традиционной религиозной тематикой выходили и светские рукописные книги. Это было связано с недоступностью печатных книг для массового читателя вследствие их дороговизны и данью традиции.

В начале XIX века благодаря реформам императора Александра I, приведшим к ослаблению цензуры и введению кратковременной свободы печати, а также усовершенствованиях в технологии печати, выпуск книг значительно возрос. В первое пятилетие века было издано около двух тысяч книг на русском и иностранных языках.

Журнальная и издательская деятельность Н.И. Новикова до 1779 года.

Особая заслуга в развитии издательского дела принадлежит крупнейшему деятелю культуры, издателю, редактору, журналисту Николаю Ивановичу Новикову (1744–1808), взявшему в аренду на 10 лет типография Московского университета (1779–1789). "Ревнитель русского просвещения" - так называли Н.И. Новикова за его заслуги в развитии русской культуры. Детские годы и значительную часть жизни он провел в имении Авдотьино, что в 50 километрах от Москвы.

Н.И. Новиков предпринял издание газеты «Московские ведомости» и серии журналов. Среди них: нравственно-религиозный «Утренний свет», сельскохозяйственный — «Экономический магазин», первый в России детский журнал — «Детское чтение для сердца и разума», первый женский — «Модное ежемесячное издание, или Библиотека для дамского туалета», первый библиографический — «Санкт-Петербургские ученые ведомости», первый естественнонаучный — «Магазин натуральной истории, физики и химии» и ряд сатирических — «Трутень», «Живописец», «Пустомеля», «Кошелек».

Кроме того, Н.И. Новиков выпустил много книг научного, учебного и просветительского характера. Русская литература была представлена произведениями Сумарокова, Хераскова, Фонвизина, Княжнина, Чулкова, Аничкова и др., иностранная — Мольера, Корнеля, Расина, Руссо, Дидро, Даламбера, Свифта, Лессинга, Юнга и др.

В результате его тринадцатилетней издательской деятельности было выпущено сотни книг и журналов разнообразной тематики, в том числе детской литературы. Общий объем изданий Н.И. Новикова составил треть всей издательской продукции страны — около 950 наименований. При этом оригинальность, новизна, познавательное и общекультурное значение этой продукции трудно переоценить.

За время своей издательской деятельности Н.И. Новиков выпустил около десяти с половиной сотен названий книг - это в полтора раза больше, чем выпущено за всю первую четверть XVIII века. Он популяризовал произведения отечественной словесности, печатал учебно-воспитательную литературу. Под его руководством была основана бесплатная библиотека, а в благотворительных целях он открыл больницу и аптеку.

Наряду с арендуемой типографией Московского университета Н.И. Новиков создал «Типографическую компанию» на паевых началах и другие типографии, показав себя также и талантливым предпринимателем.

Начал свою издательскую деятельность Новиков с выпуска сатирических и познавательных журналов. "Многие книгу взяв в руки уже зевают, а листочку навстречу с улыбкой бегут", - рассуждала Екатерина II, учреждая свой журнал "Всякая всячина". Понимал это и Новиков, основывая в 1769 г. журнал "Трутень".

Журнал Новикова вступил в полемику со "Всякой всячиной" по острым общественно-литературным вопросам, что вызвало гнев императрицы и последующие цензурные ограничения. Это привело к снижению остроты публикаций и интереса читающей аудитории.

Вскоре журнал прекратил существование на непродолжительное время, а летом 1770 г. был зарегистрирован под новым названием "Пустомеля". На его страницах острая сатира сменилась умеренной критикой, однако это не спасло положение, и "Пустомелю" постигла та же печальная участь - он был закрыт.

В 1772 г. Н.И. Новиков приступил к изданию еженедельного сатирического журнала "Живописец". Первые страницы издания были посвящены безобидному критическому разбору литературы, затем следовала обличительная статья о бедственном состоянии крепостных. Крестьянская тема заняла прочное место в "Живописце". Несмотря на умеренный тон публикаций, в 1773 г. журнал закрыли.

В 1774-1775 гг. Новиков издает журнал "Кошелек", в котором прославлялись добродетели россиян и высмеивалась галломания. Однако это не спасло журнал от преследований правительства, и на девятом листе Новиков вынужден был остановить издание. Последняя его попытка на журнально-издательском поприще была связана с выпуском "Живописца" (1775) - сборника лучших статей из "Трутня" и раннего издания "Живописца".

В духе возрастающего интереса к нравственно-воспитательной и практической литературе был задуман журнал для женщин. По замыслу Н.И. Новикова он был рассчитан на представительниц среднего сословия, в обязанности которых входило в первую очередь воспитание молодого поколения.

Литературный журнал для женского чтения начал издаваться под названием "Модное ежемесячное издание или Библиотека для дамского туалета". Первые тома появились в 1779 г. в Санкт-Петербурге и в Москве. Они были оформлены очень изящно и включали множество иллюстраций.

Новым явилось то, что в журнале были помещены картинки последних парижских мод. Для чтения на досуге предлагались сентиментальные вещицы, особо милые чувствительному дамскому сердцу, различные исторические анекдоты и нравоучительные статьи.

Расчет Новикова на то, что ему удастся собрать много подписчиков, не оправдался- слишком высока была цена. Не каждая читательница могла выкроить из бюджета пять рублей на подписку. Поэтому удалось собрать только 57 "пренумератов", среди которых преобладали очень богатые люди.

Журнал "Модное ежемесячное издание" вышел в четырех книгах. Как и многие другие издания Новикова, он не только не избавил его от убытков, но и вверг в новые долги. Дела издателя пошатнулись, а его издательство претерпевало большие трудности. В результате журнал вынужден был закрыться.

В дальнейшей издательской деятельности Н.И. Новиков опирался на материальную поддержку своих друзей - А.П. Сумарокова, М.М. Хераскова, П.К. Хлебникова, И.П. Елагина. В числе финансовых покровителей инкогнито выступал Павел I.

Н.И. Новиков разработал программу публикации памятников истории культуры и быта Древней Руси. Первым опытом была "Древняя российская идрография" (1773) - описание водных путей Московского государства, составленная русскими топографами в начале XVII века.

На опыте этого исторического труда Новиков убедился в необходимости государственной финансовой поддержки. Для публикации основного исторического произведения "Древняя российская вивлиофика" (1773-1775) Новиков получил от Кабинета императрицы 1000 рублей и 200 голландских червонцев, но этих средств оказалось недостаточно. Тогда Новиков нашел выход в том, что объявил предварительную подписку. Цена ее была слишком высока - равнялась стоимости хорошо обученного дворового человека. Поэтому изначально издание предназначалось для избранных.

Среди подписчиков встречаются наиболее именитые фамилии. Пример подала сама Екатерина, подписавшаяся одной из первых. На издание подписались ученые Г.Ф. Миллер, М.М. Щербатов, друзья Новикова - М.М. Херасков, А.Н. Радищев и др. Несмотря на их энергичную поддержку, "Вивлиофика" успеха не имела. По подписке была продана пятая часть тиража - 246 экз.