Смекни!
smekni.com

Лехи (стр. 1 из 3)



План
Введение
1 Выход из Иргуна
2 Деятельность до основания Государства Израиль
3 Действия организации
4 Контакты с нацистами
5 Контакты с СССР
6 После основания Государства Израиль
7 Идеология

Список литературы

Введение

около 800 человек

Ле́хи (ивр. לח"י‎, сокращённое от Лохамей Херут Исраэль, букв. «Борцы за независимость Израиля», לוחמי חרות ישראל) — еврейская подпольная[1][2] организация, действовавшая против британского мандата в Палестине с 1940 и до основания государства Израиль в 1948. Была организована выходцами из «Иргуна», которые не согласились с политикой прекращения борьбы против Великобритании на время Второй мировой войны.

Первым руководителем «ЛЕХИ» был Авраам Штерн, в связи с чем англичане называли «Лехи» «the Stern Gang» («Бандой Штерна»).[3] После убийства Штерна (12 февраля 1942) руководителями «Лехи» стали Ицхак Шамир, Исраэль Эльдад и Натан Елин-Мор[4][5][6][7][8][9].

Наиболее громкие теракты «ЛЕХИ»: убийство в 1944 британского министра Уолтера Гиннесса, убийство в 1948 посредника ООН графа Фольке Бернадота (см.ниже) и соучастие в резне в Дейр-Ясине. На выборах в Кнесет 1-го созыва «ЛЕХИ» выставила собственный список — «Решимат ха-лохамим» («Список борцов»), по которому в Кнесет прошел Н. Ялин-Мор[2][10].

1. Выход из Иргуна

В начале Второй мировой войны большая часть участников Иргуна сидела в английских тюрьмах. «Еврейское агентство» призывало народ к сотрудничеству с Великобританией в её борьбе против Германии. Многие люди добровольно вступили в ряды британской армии. Даже Давид Разиэль, предводитель Иргуна, сидящий в то время в тюрьме, приказал Иргуну приостановить борьбу для того, чтобы не мешать Великобритании воевать против Третьего рейха.

Призыв Разиэля вызвал внутреннюю борьбу в Иргуне. Во главе противников приказа был Авраам Штерн. После выхода Давида Разиэля из тюрьмы (в октябре 1939), конфликт между ним и Штерном привёл к отколу небольшой группы, которая и стала основой «Лехи».

В августе 1940 г. отделение группы Штерна от Эцел стало свершившимся фактом. Сторонники Штерна видели себя продолжателями дела Эцел и первоначально называли себя "Иргун Цваи Леуми бэ-Исраэль" ("Национальная Военная Организация в Израиле"), в отличие от основной организации "Иргун Цваи Леуми бэ-Эрец-Исраэль" ("Национальная Военная Организация в Эрец-Исраэль", сокращенно — "Эцель")[11]. В сентябре 1940 г. Авраам Штерн изменил название своей организации на "Лохамей Херут Исраэль" ("Борцы за свободу Израиля", сокращенно — "ЛеХИ").

2. Деятельность до основания Государства Израиль

Группа поставила себе целью превращение в фактор, оказывающий определяющее влияние на политическую ситуацию в Палестине силой оружия от имени «сражающегося еврейства». «ЛЕХИ» была единственной еврейской организацией в Палестине, ведущей борьбу с британскими властями в период Второй мировой войны. До сих пор звучат обвинения по адресу «ЛЕХИ», как организации, объективно помогавшей Третьему рейху.

На деле, в начале Второй мировой войны в 1939 году мало кто в ишуве мог предполагать то, что случится с европейским еврейством. Вот, что писал, например, уже позже, зимой 1941 - 42 г. д-р Ш. Гросс в газете "Гаарец" :

...На огромной территории, подвластной Гитлеру, происходят грандиозные изменения в материальном и духовном положении еврейства. Повсюду отменено их гражданское равноправие. Повсюду евреи устранены с общественных должностей. Еврейская экономическая деятельность сведена до минимума, как, например, в Бельгии, где евреи Антверпена изгнаны из алмазной промышленности. В Польше и в Германии евреи совершенно исключены из экономической жизни. Евреи лишаются работ, требующих профессиональной квалификации. И это служит нацистам одним из поводов направлять евреев на принудительные работы. Этот каторжный труд является сегодня практически единственным источником существования для десятков тысяч евреев. Обычным, повседневным явлением стала депортация сотен тысяч евреев из одного района в другой, иногда за сотни и тысячи километров. Еврейское население европейских городов заключено в гетто. Каждый еврей обязан носить на одежде особый отличительный знак — желтую звезду... Моральный и образовательный уровень молодого поколения несомненно резко упадет, если такие условия жизни просуществуют пусть даже всего несколько лет[11].

Во всем этом описании чувствуется, конечно, глубокая озабоченность судьбой преследуемых евреев, но нет в нем, однако, никаких признаков того, что автор этих строк ощущает приближение Катастрофы.

Сам Штерн писал в эти дни :

...К началу войны вся сионистская политика шла на поводу у Англии, как та захочет, так и будет. И Еврейское агентство ("Сохнут") со страхом и подобострастием исполняло английские приказы, совершенно "бескорыстно", не требуя для еврейского народа ничего... Оно превратилось в мобилизационный пункт чужой армии вместо того, чтобы стать главным штабом еврейской армии. Такая политика основывается на одной лишь убогой мыслишке, смешанной со слабой надеждой: арабы отказались воевать на стороне Англии, а евреи, наоборот, преисполнены боевого духа и с радостью идут в бой. А потому Англия, победив, не останется в долгу и воздаст еврейскому народу по заслугам.
... Выспренные разглагольствования о мирной конференции и о надеждах, которые осуществятся после того, как демократическая Англия заново переустроит мир — лишены всяких оснований. Мирная конференция по окончании прошлой войны дала сионизму Декларацию Бальфура. Сегодня у сионизма есть "Белая книга" вместо Декларации Бальфура. Мирная конференция по окончании этой войны начнет с "Белой книги". Чем же она, в таком случае, может закончиться? У сионизма нет ответа на этот вопрос. Последний и решающий ответ сможет дать только еврейское оружие, еврейская сила.[11]

Штерн изменил и свое собственное имя на Авраам Бен Яир. Оно должно было напоминать об имени последнего командира группы евреев, укрепившихся на вершине Масады, — Элиэзера Бен Яира. Очень скоро «Яир» стало прозвищем Штерна.

После раскола Эцел Яир оказался во главе очень сплоченной группы талантливых и преданных единомышленников, включавшей в себя нескольких самых способных и опытных боевых командиров Эцел. 16 сентября 1940 г. «ЛЕХИ» осуществил успешное ограбление банка АПАК (Англо-палестинского банка) на улице Бен-Ехуда в Тель-Авиве. В результате ограбления в распоряжении «ЛЕХИ» оказалась очень существенная денежная сумма, что позволило молодой террористической организации принять удачный старт в качестве подпольного движения.

В начале 40-х годов уровень «отсева» из «ЛЕХИ» был сравнительно высок. Многие чувствовали, что раскол Эцел на две организации был бесполезен. Среди членов Лехи было немало безработных, которым приходилось искать средства к существованию. Поэтому они не могли уделять все свое время деятельности в организации. Между тем атмосфера взаимной подозрительности между Эцел и «ЛЕХИ» становилась непереносимой. Яир, очевидно, оказался не слишком успешным руководителем в плане консолидации рядов организации и сохранения ее изначальных преимуществ. Лехи начал трансформироваться в маленькую, специфического типа организацию, почти секту.

Одним из главных направлений деятельности Яира была идеология. Он имел контакты (возможно, в 1941 г.) с Абой Ахимеиром, возглавлявшим в 1931—1933 гг. организацию «Брит а-Бирьоним». Он встречался также с Исраэлем Шайбом (Элдадом), который стал позже главным идеологом Лехи, и с Уриэлем Шелахом, в ту пору оригинальным и бурным поэтом, писавшим на иврите. Впервые Яир встретился с Шелахом в Еврейском университете, где они оба учились. Шелах был занят тогда разработкой самобытной идеологии и моральной концепции, которые должны были способствовать возникновению нового типа еврея. Идеология Шелаха и группы его сподвижников получила известность под именем «ханаанейства». Шелах помогал Яиру в написании нескольких публицистических работ, а после того, как Яир был убит, посвятил его памяти патетичное стихотворение.

В октябре 1940 года Штерн выпустил первый номер газеты «Бамахтерет» («В подполье»), а во втором, ноябрьском номере опубликовал девять пунктов под названием «Принципы возрождения». Дополненные в пятом выпуске до восемнадцати пунктов, «Принципы возрождения» определяли идеологические основы, цели и политическую линию организации. Эта декларация служила идеологической базой и путеводителем Лехи на протяжении всех лет существования подполья. В ней утверждались, с упором на танахические источники, божественное предназначение еврейского народа, его исключительное право на Землю Израиля в библейских границах, и необходимость возрождения еврейского народа на земле Израиля вплоть до строительства третьего Храма.[12][11] Основные положения «Принципы возрождения» разъяснялись в газетах «Ха-хазит» («Фронт») и «Ха-маас» («Действие»), а также в передачах подпольной радиостанции «Голос еврейского подполья». Диктор радиостанции Геулла Коэн[13], впоследствии член Кнесета от партии Херут, а затем - лидер движения Тхия, - пользовалась огромной популярностью в ишуве[14].

С 1940 по 1942 г. Лехи под руководством Штерна боролось с англичанами методами индивидуального террора. Организация открыто призывала изгнать англичан из Палестины и воссоздать Еврейское государство — чем скорее, тем лучше. Штерн даже искал связи с нацистами[15], как с союзникамив борьбе против Британии, но попытки наладить контакт не имели успеха.

«ЛЕХИ» был группой, к которой не испытывали симпатий ни Хагана, ни Эцель, не говоря уже об англичанах. В ишуве ее считали террористами. Естественно, что члены организации подвергались преследованиям. Британская разведка обнаружила место, где укрывался Штерн. Английский офицер Мортон застрелил его при попытке к бегству. К моменту гибели Штерна большая часть членов «ЛЕХИ» находилась в тюрьмах. Организация пребывала в процессе распада. В сентябре 1942 г. два члена «ЛЕХИ», Ицхак Шамир-Езерницкий и Элияху Гилади, совершили побег из английского лагеря в Мазре, и, совместно с Ехошуа Коэном, Аншелем Шпильманом и другими, занялись воссозданием организации. В 1943 году Гилади (Грин), конфликтовавший с Шамиром и другими членами ЛЕХИ[8], был убит, возможно, по приказу Шамира.[16]