Смекни!
smekni.com

Сербская добровольческая гвардия (стр. 1 из 2)



План
Введение
1 История
2 Женщины в СДГ
3 Политическая ориентация
4 Обвинения в военных преступлениях
5 Участие в Косовской войне
6 Командиры СДГ после её роспуска
Список литературы
Сербская добровольческая гвардия используется в странах СФРЮ, Республика Сербская Краина, Республика Сербская

Введение

Се́рбская доброво́льческая гва́рдия (серб. Српска добровољачка гарда) — добровольное паравоенное формирование, созданное и возглавляемое Желько Ражнатовичем «Арканом», существовавшее во время Югославских войн.

СДГ — или, как её ещё называли «Ти́гры А́ркана» (серб. «Арканови тигрови») — воевала в Хорватии (1991—1992 гг.) и Боснии и Герцеговине (1992—1995 гг.).

1. История

Сербская добровольческая гвардия была создана 11 октября 1990 года 20 добровольцами из числа фанатов белградского футбольного клуба «Црвена Звезда» у монастыря Покайница в селе Радовань, где 13 июля 1817 года был убит Карагеоргий. Возглавил СДГ лидер фанатской группировки «Делие» Желько Ражнатович «Аркан».[1]

После битвы за Вуковар в конце ноября 1991 года правительство тогдашней Республики Сербская Краина передало СДГ брошенные ЮНА казармы в Эрдуте (Западная Славония), где разместились штаб-квартира и тренировочный центр Гвардии. В Сербской Краине «Тигры» отвечали за оборону республики от хорватских войск, стремившихся ликвидировать Краину, дабы восстановить территориальную целостность Хорватии (им это удалось в результате операции «Буря» в сентябре 1995 года). Также СДГ занималось поддержанием правопорядка, выполняя функции милиции.

У «Тигров» с самого начала была установлена строжайшая дисциплина: например, за употребление спиртного полагались телесные наказания. Сам «Аркан» говорил по этому поводу: «В Гвардии нет пьяного героизма».[1]

Весной 1992 года в Гвардию приходит Милорад Улемек «Легия», только что вернувшийся со службы во Французском иностранном легионе. У Улемека есть то, чего нет у остальных членов СДГ, в том числе у их командира — профессиональная военная подготовка: «Легия» воевал в Персидском заливе.

Сначала Улемек выполняет функции помощника командира и инструктора: его основной задачей является подготовка вновь прибывающих добровольцев. Занятия проводятся по той же системе, что и во Французском легионе, с одной только разницей, что для поступления в Легион необходимо пройти строгий отбор, а в СДГ принимаются все желающие. Однако подготовка, проводимая Улемеком, оказалась такой, что за всё время участия в двух войнах невосполнимые потери Гвардии составили лишь около 50 человек.

Позднее, в 1994 году, из самых способных бойцов «Легией» создаётся спецназ «Супер тигры» (серб. «Супер тигрови»), подчиняющийся СДГ.

Кроме боёв за РСК Гвардия принимала активное участие в таких событиях, как освобождение от войск армии БиГ городов Биелина и Зворник, восстановление автономии «Республика Западная Босния» (операция «Паук»).

Распущена после окончания Боснийской войны в апреле 1996 года.

2. Женщины в СДГ

В отличие от многих других воинских соединений и формирований во время Югославских войн, в СДГ принимались и женщины. Кроме службы на кухне или в санитарном батальоне многие из них брали оружие и воевали на первой линии фронта наравне с мужчинами, за что пользовались огромным уважением среди последних.[2]

3. Политическая ориентация

Взгляды, которые Желько Ражнатович излагал в различных интервью, позволяют многим исследователям относить «Тигров» вместе с их командиром к неочетникам.

Задар, Шибеник, Дубровник, Сплит — это сербские города, в которые силой вселились католики. Наконец пришло время их оттуда выгнать. Мы боремся за полное возвращение границ бывшей Югославии, так как это сербские границы. Словения снова будет Сербская Словения, Хорватия — Сербская Хорватия, Босния — Сербская Босния, Македония — Сербская Македония. Словения должна стать сербской, потому что я там родился, и потому что словенцы объединились с нашими врагами — усташами, поэтому мы должны нанести им военное поражение, а победитель имеет право по своему желанию проводить границы и давать завоёванным территориям имена, какие хочет.[3]

Следует добавить, что «Аркан» никогда не признавал сотрудничества СДГ в той или иной форме с официальными властями в Белграде. Отрицал он и факт знакомства со Слободаном Милошевичем, несмотря на знаменитую фотографию, сделанную на похоронах генерала МВД Сербии Радована Стоичича «Баджи», на которой он выглядывает из-за левого плеча Милошевича. «Аркан» утверждал, что в тот момент стоял за десять метров от Милошевича, и снимок — результат профессиональных уловок фотографа.[4]

За защиту границ Республики Сербской командир СДГ получил высшую награду республики — Звезду Карагеоргия, которую вручил ему тогдашний президент РС Радован Караджич. А вот с генералом Ратко Младичем, бывшим в то время начальником Генштаба Войска Республики Сербской, отношения у «Тигров» складывались плохо. Позже Ражнатович в своих интервью жёстко критиковал Младича, говоря, что тот никогда не стрелял, разве что на свадьбе и в воздух, никогда не был на первой линии фронта, и в негативном свете выставил сербов перед всем миром, отдав приказ на осаду Сараева. «Для чего-то другого, — по-простому объяснял Ражнатович, — требуется иметь яйца».[5]

4. Обвинения в военных преступлениях

23 сентября 1997 года прокурором Международного трибунала по бывшей Югославии Луизой Арбур против Желько Ражнатовича «Аркана» были выдвинуты обвинения, касающиеся событий сентября 1995 года в населённых пунктах Сански-Мост и Трново (Босния и Герцеговина), и их окрестностях. Ражнатович обвинялся как тогдашний командир СДГ (т. н. «командная ответственность»). Обвинительное заключение, сначала державшееся в секрете, как это предусмотрено политикой МТБЮ, 31 марта 1999 года всё-таки было обнародовано, поскольку возникли предположения, что «Аркан» может участвовать в Косовской войне.[6]

Эпизоды, содержащиеся в обвинительном заключении в отношении бывшего командира СДГ:

· Насильственное удерживание приблизительно тридцати несербских мужчин и одной женщины без еды или воды в плохо проветриваемой котельной гостиницы «Санус», размерами около пяти квадратных метров, предположительно с 18 по 21 сентября 1995 года.

· Перевозка двенадцати несербских мужчин из Сански-Моста в изолированное место в селе Трнове, где одиннадцать из них были застрелены, а двенадцатый был критически ранен, предположительно 20 сентября 1995 года.

· Изнасилование боснийской женщины в автобусе за гостиницей «Санус» в Сански-Мосте предположительно 21 сентября 1995 года.

· Перевозка приблизительно шестидесяти семи несербских мужчин и одной женщины из населённых пунктов Сански-Мост, Шеховци и Побриеже в изолированное место в селе Сасине, где шестьдесят пять из них были застрелены, а двое — критически ранены, предположительно 21 сентября 1995 года.

· Насильственное удерживание приблизительно тридцати пяти несербских мужчин в плохо проветриваемой котельной гостиницы «Санус», размерами около пяти квадратных метров, их избиение, отказ в еде и воде, в результате чего двое из них скончались, предположительно с 21 по 25 сентября 1995 года.[7]

Обвинения в военных преступлениях и нарушении Женевских конвенций звучали и от частных лиц. Так, американский фотограф Рон Хавив в апреле 1992 года был взят с собой бойцами СДГ, отправившимися на патрулирование улиц только что отбитой ими у боснийцев Биелины. Зайдя в дом к местному мяснику, они выволокли его вместе с женой на улицу. Хавив отошёл от гвардейцев и начал снимать. Раздался выстрел, и мясник упал на землю. К нему подбежала его жена, которая моментально была застрелена. Потом «Тигры» вывели на улицу её сестру, после чего так же застрелили.

Хавив понимал: для того, чтобы доказать вину «Тигров», нужно сделать кадр, в котором будут и эти три жертвы, и кто-нибудь из гвардейцев. Но бойцы СДГ начали покидать место преступления. В конце-концов один из них — с поднятыми на лоб чёрными очками — подошёл к одной из женщин и начал пинать её ногой по голове.

Фотографии из Биелины были опубликованы во многих странах мира.[8]

Что же касается обвинений, выдвинутых в отношении Ражнатовича отделением Интерпола в Хорватии ещё 1 апреля 1993 года за геноцид населения в Хорватии и Боснии в феврале 1992 года в сёлах Шоловци, Копривна, Эрнестиново и Паулин Двор, и вызове Ражнатовича в связи с этим в суд хорватского Осиека, командир «Тигров» отвечал, что единственное, за что его могут вызывать в суд Осиека — так это за ограбление банка в Загребе в 1979 году.[2]

5. Участие в Косовской войне

Несмотря на распространённое заблуждение, участия в Косовской войне СДГ не принимала: её просто не существовало. Что не мешало бывшим бойцам и командирам Гвардии поступать на службу в армию или милицию Сербии и в их составе отправляться в Косово. Более того, Желько Ражнатович «Аркан» летом 1998 года публично призвал их это делать.

А, к примеру, Милорад Улемек «Легия», сразу после роспуска СДГ перешедший с подчинявшимся ему спецназом «Супер тигры» в спецназ Службы Государственной Безопасности Сербии «Красные береты» (серб. «Црвене беретке»), в 1999 году отправился на косовский фронт уже в звании полковника СГБ Сербии, являясь командиром всех «Красных беретов».

Сам же Ражнатович заявлял, что вновь соберёт Гвардию только в случае наземной операции НАТО в Косове.[6][9][10] В то время периодически появлялись утверждения, что «Аркан» всё-таки осуществляет командование некоторыми соединениями сербской армии: так, например, после бомбардировки авиацией НАТО посольства КНР в Белграде некоторые СМИ поспешили сообщить, что целью была примыкающая к зданию посольства гостиница «Югославия», в которой якобы находился командный штаб «Тигров». Позднее эта информация подтверждена не была.[11]

6. Командиры СДГ после её роспуска

Вернувшись в 1996 году в Белград, Желько Ражнатович «Аркан» купил футбольный клуб «Обилич», находящийся в то время во втором дивизионе, и окончил Высшую тренерскую школу в Белграде, защитив диплом на тему «Мотивация игрока перед матчем». В сезоне 1997—1998 гг. «Обилич» стал чемпионом Югославии, однако к выступлениям в Лиге чемпионов УЕФА сперва допущен не был: сказалось неоднозначное прошлое владельца, после чего Ражнатович был вынужден переоформить клуб на свою жену. Кроме «Обилича» он владел транспортными фирмами, частью гостиницы «Югославия» в Белграде, сетью казино, кондитерских, пекарен и модных магазинов.