Смекни!
smekni.com

Праздники Древней Руси (стр. 1 из 7)

ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ИСКУССТВ

Кафедра гуманитарных наук

ПРАЗДНИКИ ДРЕВНЕЙ РУСИ

Реферат

Выполнила:

студентка первого курса

театрального факультета ДВГАИ

Бакай Валерия Олеговна

Проверил:

д.и.н., профессор, заслуженный

работник школы РФ, зав.

кафедрой Л.А.Моисеева

ВЛАДИВОСТОК

2010

Содержание:

Введение…………………………………………………………………………3

Глава 1 – Стужня

&1 – 1 Стужня - Славянский Новый Год………………………………………….….3-4

&2 – 1-6 Стужня - Велесовы Дни…..………………………………………………...4-5

&3 – 6 Стужня - Турицы Зимние…..………………………………………….……...5

&4 – 18 Стужня – Интра…..………………………………………………………....5

&5 – 28 Стужня – Кудесы…..……………………………………………………......5

Глава 2 – Лютня

&1 – 2 лютня – Громница…..……………………………………………………......6

&2 – 11 лютня - Велесов День…..…………………………………………………...6

&3 – 29 Лютня - День Кощея…..…………………………………………………….6

Глава 3 – Березня

&1 - 1 березня – Заклички…..………………………………………………………7

&2 – 9 березня – Сороки…..………………………………………………………...7

&3 – 18 березня - Навий День…..……………………………………………………7-8

&4 – 23 березня – Комоедицы…..……………………………………………………9

&5 – 24 березня - Заклинание Весны (Открытие Сварги) ……………………………...10

Глава 4 – Кветня

&1 - 3 кветня – Переплут……………………………..................................................10

&2 - 7-14 кветня - Перунова Неделя……………………………...................................10-11

&3 - кветня -22 кветня - Лельник…………………………….....................................11

&4 - кветня - 23 кветня - Ярило Вешний……………………………............................11-12

&5 - кветня - 30 кветня – РОДоница……………………………..................................12

Глава 5 – Травня

&1 - 1 травня - Живин День…………………………….............................................12

&2 – 2 травня – Русалии……………………………...................................................13

&3 – 6 травня - День Дажьбога……………………….................................................13-14

&4 – 10 травня - День Земли……………………….....................................................14

&5 – 21 травня – Олены – Ленничи…...…………….....................................................15

Глава 6 - Червня

&1 - 5 червня - Ярилин День…...…………….............................................................15-16

&2 – 21 червня - Духов День (Зеленые Святки)...............................................................16

&3 – 20-25 червня - Русальная неделя.............................................................................16-17

&4 – 24 червня – Купало................................................................................................17-18

Глава 7 - Липня

&1 – 14 липня - День Стрибога.......................................................................................19

&2 – 21 липня - Перунов День........................................................................................19-20

&3 – 27 липня – Чур.......................................................................................................20

Заключение...............................................................................................................20

Список используемой литературы.......................................................................21

Введение:

Актуальность темы реферата определяется возрождающимся интересом нынешнего поколения к историческим истокам нашего народа. Многие традиционные обряды дошли и до наших дней, например – Свадьба.

Степень изученности позволяет проявить интерес к теме реферата, поэтому написано много изученных автором работ.

Цель данного реферата состоит в попытке глубже изучить культуру древней Руси и пополнить знание своих коллег информацией через данный реферат.

Для реализации этой цели были поставлены следующие задачи – изучить особенности проведения праздничных обрядов на Руси, углубить имевшие представления благодаря основательным источникам.

Структура реферата: состоит из введения, семи глав, пяти или трех параграфов, заключения, списка литературы и приложения.

Глава 1

&1 - 1 Стужня - Славянский Новый Год.

Единственный Славянский праздник, который отмечается на государственном уровне в Славянских государствах - это Новый год. Когда-то давным-давно, бог лютого холода Морок ходил по селениям, насылая крепкие морозы. Поселяне, желая оградить себя от стужи, ставили на окно подарки: блины, кисель, печенье, кутью. Теперь же Морок превратился в этакого доброго старичка Деда Мороза, который сам раздаёт подарки. Таким он стал совсем недавно, в середине XIX века. Между прочим, в украшении ёлки есть глубокий обрядовый смысл: в вечнозелёных растениях, по поверьям, живут духи предков. Поэтому, украшая ель сладостями, мы приносим дары своим предкам.

Такой вот древний обычай.

Новый год, как и Щедрец, семейный праздник. В этот день лучше навестить своих родных. Во время празднования Нового года произносились заклинания на весь будущий год и одновременно с этим производились гадания о будущем. Число 12 чаще всего встречается именно в новогодней обрядности: 12 "старцев" руководящих ритуалом, 12 снопов, по которым гадают о будущем урожае в начинающемся году, вода из 12 колодцев для подблюдных гаданий; священный огонь «бадняк» горит 12 дней (шесть дней в конце старого года и шесть в вначале нового).

Торжественный цикл новогодних обрядов начинался воспоминаниями о прошлом (пение старинных былин), а завершался гаданиями о будущем. Именно конец святок, знаменитый «крещенский вечерок», считался наиболее удобным временем для вопрошания судьбы. Для январских заклинаний и гаданий, связанных с подблюдными песнями, требовались специальные сосуды для священной воды, в которую опускали золотое кольцо. Идея воды подчеркнута массивной рельефной зигзаговой линией, идущей вокруг всего сосуда под самым венчиком. Аграрно-магический характер этих гаданий достаточно выяснен трудами В. И. Чичерова; одной из главных подблюдных песен являлась «слава хлебу». Вода и золото - обязательные атрибуты новогодних аграрно-магических гаданий, так же как вода и солнце, обеспечивали древнему славянину урожай.

&2 - 1-6 Стужня - Велесовы Дни.

Вполне возможно, что моления Велесу не ограничивались только заключительным днем зимних святок, а начинались с нового года и продолжались все те шесть дней января, которые отмечены «разгулом нечисти». В пользу этого говорят болгарские новогодние обряды, в которых участвовали 12 «старцев», одетых в звериные и скотские маски и обвешанные по поясу коровьими бубенцами-боталами. Эти старцы – сурвакары (иногда их именовали «медведями») - сходились в ночь под новый год из разных деревень в село и начинали свое длительное и многообразное действо, состоящее из заклинательных обрядов и сражения двух партий ряженых. Среди масок есть маски медведя и быка.

Второго января болгары проводили особый «воловий праздник», когда прежние сурвакары и колядники очищали стойла и хлевы. Последним днем святок у болгар было 7 января, когда вожак колядников угощал свою дружину, являвшуюся в масках; обязательной была маска медведя. По всей вероятности, святки делились на две половины: первая (включая новогоднюю ночь) была посвящена будущему урожаю и гаданию о замужестве, а вторая (начиная с новогодней ночи) была связана со скотом и зверьем и представляла собой «велесовы дни». Велее мог выступать и в виде медведя, «лесного царя», и в виде быка-тура, представителя рогатого богатства.

Болгарские сурвакары в шкурах, живописных звериных масках, со скотьими колокольчиками у пояса и с ярко-красными жезлами в руках весьма ощутимо воскрешают облик древних жрецов Велеса. В святочной славянской обрядности имя Велеса уже не упоминается, но под новый год и на масленицу в песнях упоминался Тур; по селам водили быка, в маскарадах участвовали рогатые маски, именуемые «туром». Не лишено вероятия, что у древнего Велеса могли быть две звериных ипостаси: более архаичная, охотничья — медведь (сохраненная на Севере) и несколько более поздняя, связанная с скотоводством, — тур, встречаемая в южных славянских областях от Украины до Далмации. Введение христианства должно было наложить строгий запрет на имя популярного славянского бога и могло содействовать появлению в святочных песнях такого новообразования, как тур, турицы. У русских и у балтов (латышей) в качестве новогоднего персонажа известен Овсень. Латыши празднуют Усинь главным образом на юрьев день, весною.

Происхождение термина спорно; может быть, о-весень (как о-лешье, о-пушка) — преддверие весны. Несмотря на календарную близость «велесовых дней» и овсеня, едва ли следует сближать их. Связь Велеса с зимними святками объясняет не только обрядовое печенье в виде домашних животных, но и ряженье, одевание звериных масок в святочные дни, пляски в вывороченных тулупах. Старые авторы оставили красочные описания святочных маскарадов, когда люди «на тех же своих законопротивных соборищах и некоего Тура-сатану... воспоминают и иныи лица своя и всю красоту человеческую (по образу и по подобию божию сотворенную) некими харями или страшилами, на дия-вольский образ пристроенный, закрывают...». В другом поучении в более общей форме говорится: «...мы саме ся от человек в звери ся прелагаем». Глава семьи в вывороченной мехом вверх шубе, угощающий скот и заклинающий его сохранность при помощи топора, выглядит так, как должен был, очевидно, выглядеть древний волхв, жрец волохатого бога Волоса.

Именно на эти зимние праздники повсеместно пекли обрядовое печенье, изображающее скот: «коровки», «козульки», «баранки», «рожки»; преобладают названия, связанные с коровами. Древний «скотий бог» занимал видное место в народной календарной обрядности. Ряженье в звериные маски и в вывороченные тулупы производилось дважды в год — на зимние святки и на масленицу; оба срока связаны с солнечными фазами — зимним солнцестоянием и весенним равноденствием (масленица ежегодно сдвигается со своего исконного места церковным календарем). Дохристианская масленица по времени совпадала с архаичными комоедицами — праздником пробуждения медведя, когда, как уже говорилось, белорусы плясали ритуальный танец в шубах мехом наружу. Несомненная сопряженность Велеса с медведем, установленная рядом исследователей, позволяет связать с этим «скотьим богом» и масленичное ряженье в разнообразных зверей. Получается так, что сам обычай ритуального переряживания и на святки и на масленицу оказывается прочно связанным с Велесом в его первичной ипостаси звериного бога, осложненной более поздними элементами «скотьего бога».