Смекни!
smekni.com

Германо-китайское сотрудничество 1911 1941 (стр. 1 из 3)



План
Введение
1 Ранние германо-китайские отношения
2 Германо-китайское сотрудничество в 1920-х годах
3 Германо-китайское сотрудничество в 1930-х годах
4 Германия и китайская индустриализация
5 Германия и военная модернизация Китая
6 Завершение сотрудничества
7 Наследие
Список литературы

Введение

Германо-китайское сотрудничество (нем. Chinesisch-Deutsche Kooperation; кит. 中德合作, пиньинь Zhōng-Dé hézuò, палл. Чжун-Дэ хэцзо) — сотрудничество между Китайской Республикой и Германией в 1911—1941 годах. Оно сыграло важную роль в модернизации китайской промышленности и национально-революционной армии непосредственно перед началом Второй японо-китайской войны. Существование Китайской республики, после падения в 1912 году династии Цин, было сопряжено с мятежами генералов на окраинах и иностранными вторжениями. Северный поход 1928 года номинально объединил Китай под руководством Гоминьдана. Необходимость модернизации китайской экономики и нужда Германии в стабильных поставках сырья в конце 1920-х годов сблизило страны. Интенсивное сотрудничество началось в 1933 году, после прихода к власти в Германии национал-социалистов, и продолжалось до начала Второй японо-китайской войны в 1937 году.

1. Ранние германо-китайские отношения

Ранняя германо-китайская торговля проходила через Сибирь, облагаясь таможенными сборами на границе Русского Царства. Для создания морского торгового пути до Империи Цин, в 1750-х годах была создана «Королевская прусская азиатская торговая компания Эмдена». После поражения Китая во Второй опиумной войне, в 1861 году были заключены неравноправные договоры с мировыми державами, в том числе с Пруссией.

Рынок Китая представлял большой интерес для немецких компаний, вместе с тем китайское правительство нуждалось в современной технике в различных отраслях. Так, в 1872 году, немецкая компания Siemens & Halske осуществила свою первую поставку стрелочного телеграфа в Китай, а в 1876 году установила систему освещения Шанхайского порта. Однако в конце XIX века на китайском рынке доминировала Великобритания[1], с чем боролся канцлер Германской империи Отто фон Бисмарк. В 1885 году он провёл через рейхстаг законопроект о субсидировании компаний, осуществляющих пароходные сообщения между странами, и направил в Китай делегацию экономистов для оценки инвестиционных возможностей. В 1890 году был создан «Германо-азиатский банк», и к 1896 году Германия стала вторым по объёму торговым партнёром Китая, после Британии. В этот период немцы не проявляли в Китае имперских амбиций, что выгодно отличало их в глазах китайского правительства от британцев и французов; стало возможным военное сотрудничество. В 1880-х на германской верфи AG Vulcan Stettin для китайского флота перед первой японо-китайской войной были построены его флагманы «Чжэньюань» и «Динъюань». Юань Шикай обратился к Германии с просьбой о помощи в организации армии по современным стандартам. Концерн Krupp заключил договор о постройке укреплений в Порт-Артуре, немецкие компании начали поставлять в Поднебесную промышленное оборудование.

Также, в последние годы империи Цин, Германия оказала большое влияние на китайское законодательство. Китайские реформаторы готовили гражданский кодекс на основе Германского гражданского уложения, адаптация которого уже была принята в соседней Японии[2]. Хотя при монархии проект так и не был принят, гражданский кодекс Китайской республики 1930 года базировался на нём. В настоящее время, с незначительными изменениями, этот кодекс действует в Тайване, гражданский кодекс КНР также основан на немецком уложении[3].

Во время правления Вильгельма II Бисмарк был отодвинут на второй план, новому императору не терпелось добиться внешнеполитических побед. Германия приняла участие в тройственной интервенции против Японии и добилась уступки Ханькоу и Тяньцзиня, однако не собиралась возвращать их Китаю. В 1897 году Германия добилась 99-летней аренды Циндао, после того как в городе было совершенно нападение на немецких миссионеров. Возможно, низшей точкой германо-китайских отношений было подавление в 1900 году восстания Ихэтуаней. Посылая немецкий корпус в Китай, Вильгельм напутствовал солдат «биться, как гунны», что сделало «гуннов» насмешливым прозвищем немцев в мировых войнах[4].

Накануне Первой мировой войны Германия оказалась изолированной после появления Антанты и заключения Англо-японского союза, попытка создания германо-американо-китайского союза не увенчалась успехом[5]. После Синьхайской революции, в 1912 году республиканскому правительству Китая был выдан кредит в 6 миллионов золотых марок. С началом боевых действий германское правительство хотело вернуть китайцам Циндао, чтобы тот не попал в руки японцев, но не успело. Во время войны Германия не предпринимала активных боевых действий на тихоокеанском побережье, сконцентрировав силы на европейских фронтах. 14 августа 1917 года Китай объявил войну Германии и захватил Ханькоу и Тяньцзинь, после того как Антанта посулила ему возвращения всех концессионных территорий Германии в Поднебесной. Однако Версальский договор закрепил их за Японией, что вызвало в Китае негодование и стало причиной появления Движения 4 мая. В результате Первой мировой войны из трёхсот немецких компаний, действовавших в Китае в 1913 году, в 1919 году остались только две[6].

2. Германо-китайское сотрудничество в 1920-х годах

Версальский договор существенно ограничил объем промышленного производства в Веймарской республике. Немецкая армия была ограничена ста тысячами человек, военное производство было также значительно сокращено. Однако Германия осталась одним из лидеров в военных инновациях, многие промышленные предприятия сохранили оборудование и технологии производства военной техники. Имея ограничение на количество оружия в рейхсвере, Германия заключала договоры о его поставках со странами второго, в техническом отношении, эшелона, например, с СССР и Аргентиной.

После смерти Юань Шикая, центральная власть Китая оказалась не способна бороться с генералами, захватившими власть на окраинах страны. Китай охватили войны, что, вкупе с многотысячными слабовооружёнными армиями, повышало ценность страны в глазах немецких оружейников[7]. Правительство Гоминьдана в Гуанчжоу также жаждало помощи Германии, контакты с которой помог наладить получивший немецкое образование Чжу Цзяхуа. Кроме технической развитости, Германия рассматривалась как главный кандидат международного сотрудничества Китая из-за отсутствия у неё после войны империалистических интересов, а также ухудшения в 1925—1926 годах британо-китайских отношений[8]. Также, в отличие от коммунистического СССР, Германия не имела партийных противоречий с Гоминьданом. Кроме того, Чан Кайши симпатизировал Германии, так как видел в её объединении пример для своей страны.

В 1926 году Чжу Цзяхуа пригласил Макса Бауэра в Китай для оценки инвестиционных возможностей, а в следующем году Бауэр прибыл в Гуанчжоу, где ему была предложена должность советника Чан Кайши. В 1928 году Бауэр вернулся на родину, где заключал, от имени гоминьдановского правительства, промышленные контракты на «реконструкцию» Китая и вербовал членов консультативной миссии в Нанкине. Правда, деятельность Бауэра была не очень удачной из-за запятнанной в Капповском путче репутации. Кроме того, Германию по-прежнему сдерживали версальские соглашения. Бауэр вернулся в Китай, где предложил сократить войска до небольшой, но элитной армии, вскоре заразился оспой и умер[9].

3. Германо-китайское сотрудничество в 1930-х годах

После смерти Бауэра и начавшейся Великой депрессии объём торговли между двумя странами сократился[10]. После японского вторжения в Маньчжурию, гоминьдановцы осознали необходимость ускоренного развития военно-промышленного комплекса, что стимулировало объединение Китая и создание центрального планирования национальной экономики[11].

Приход национал-социалистов к власти в Германии в 1933 году ускорил дальнейшее развитие германо-китайских отношений. До этого немецкое государство не участвовало непосредственно в торговле между странами, оставляя её германским торговым домам. Поэтому вмешательство государства отпугнуло от Китая некоторых немецких капиталистов. С другой стороны, Третий рейх мобилизовал для нужд промышленности трудовые и материальные ресурсы и нуждался в новых сырьевых базах. Китай, с огромными запасами вольфрама и сурьмы, мог стать надёжным поставщиком дефицитных материалов[12].

В мае 1933 года Ганс фон Зеект прибыл в Шанхай, где занял пост старшего советника германской миссии по экономическому и военному развитию Китая. В июне он представил Чан Кайши меморандум (нем. Denkschrift für Marschall Chiang Kai-shek), в котором изложил свою программу индустриального и военного развития Китая. Зеект предложил реорганизовать войска в небольшую, мобильную и хорошо оснащённую армию: такая армия является основой правящей власти; военная сила заключается в качественном превосходстве, и это превосходство вытекает из качества подготовки офицерского состава[13]. Первым шагом к качеству Зеект видел изменение структуры войск. Армия должна быть выстроена централизованно, как пирамида, под сводным командованием Чан Кайши. Обучение солдат должно проходить по единому образцу, в «тренировочных бригадах». Офицерский корпус должен обучаться в специальных военных заведениях[14].

Кроме того, Китай рассчитывал, с немецкой помощью, создать собственную оборонную промышленность, чтобы в будущем не зависеть от поставок оружия из-за рубежа. Первым шагом к сотрудничеству была централизация не только китайских ремонтных предприятий, но и германских. В январе 1934 года было создано Партнёрство промышленной продукции (нем. Handelsgesellschaft für industrielle Produkte или HAPRO) для объединения немецких промышленных кругов в Китае[15]. Чтобы избежать противоборства других держав, HAPRO было организовано как коммерческая компания. В августе был подписан «Договор по обмену китайских сырья и сельскохозяйственной продукции на германскую промышленную и другую продукцию», как следуют из названия, регулирующий поставки в Германию стратегически важного сырья в обмен на индустриальную продукцию и помощь в развитии. Взаимовыгодность этого договора для обеих сторон трудно переоценить. Китай смог обойти проблемы дефицита бюджета от непомерных военных расходов и отсутствия финансирования от мирового сообщества. Германия получила относительно стабильный источник дефицитных материалов. Также было налажено сотрудничество в военной сфере. В соглашении указывались равные права обеих сторон и заинтересованность в обмене. Выполнив миссию, Зеект был заменён на генерала Александра фон Фалькенхаузена, и в марте 1935 года вернулся в Германию.