Смекни!
smekni.com

Органы центрального и местного управления Византийской Империи (стр. 1 из 3)

План:

Введение …………………………………………………………….. 3

1. Император……………………………………………………….. 5

2. Двор и центральное управление империи…. 10

3. Местное управление…………………………………….. 12

Заключение………………………………………………………….. 14

Список литературы………………………………………………. 15

Введение

Византийское государство оформилось в результате отделения восточной части Римской империи в конце IV в. н.э. Оно просуществовало свыше тысячи лет, вплоть до разгрома в 1453 г. ее столицы Константинополя в ходе турецкого нашествия. Началом Византийской империи принято считать 395 год когда император Феодосий I разделил Римское государство на две части – восточную и западную. Столицей восточной части империи сделался Константинополь.

Развитие Византийского государства, отличавшееся самобытностью, прошло несколько этапов. Первый этап (IV — середина VII в.) был периодом разложения рабовладельческого строя, зарождения в недрах византийского общества элементов раннефеодальных отношений. Государство этого периода представляло централизованную монархию с развитым военно-бюрократическим аппаратом, но с некоторыми ограничениями власти императора. Второй этап (с конца VII до конца XII в.) был периодом формирования феодальных порядков. В это время государство приобретает законченные черты своеобразной формы неограниченной монархии, отличной от деспотических монархий Востока и монархий феодального Запада. Императорская власть в Византии достигает наивысшего уровня. Наконец, на третьем этапе (XIII—XV вв.) происходит углубление политического кризиса византийского общества, вызванного усилением процесса его феодализации в условиях нарастания турецкой военной агрессии. Этот период характеризуется резким ослаблением византийского государства и его фактическим распадом в XIII—XIV вв., что привело его в XV в. к гибели.

Немногие государства пережили столь частые перевороты как византийскаяимперия.

Посчитано, что с 395 года по 1453 год из 107 государей, занимавших трон Византии, только 34 умерли своей смертью, 8 – на войне или жертвами случая; остальные отреклись, добровольно или уступая насилию, или же умерли насильственной смертью, будучи отравлены, заколоты кинжалом, удавлены, искалечены; за 1058 лет насчитывается в общей сложности 65 дворцовых переворотов, совершенных улицей или казармой, и Моммзен имел право сказать, что Византийская империя – это «абсолютизм, умеряемый переворотом или убийством». На протяжении всей истории Византия сталкивается с очевидными противоречиями, на основе которых выдвигается политическая проблема и проблема государственного устройства. Для стабилизации жизни государства необходимо было создать такой аппарат управления, который сам не являлся бы причинами волнений и действовал бы наиболее эффективно. На протяжении всей истории органы государственного управления претерпевали изменения, формируя основу государства.

Император

Немного было в мире государей, обладавших большей властью, чем византийский император. Немного было государств, развивших более совершенную концепцию монархической власти. Наследник римских цезарей, правитель Византии был император, то есть одновременно военный вождь и законодатель. Под влиянием Востока он сделался автократором, деспотом, а начиная с 7 века басилевсом, то есть императором по преимуществу, государем, располагающим абсолютной властью.

Наконец христианство превратило его в божьего избранника и помазанника, представителя Бога на земле, его наместника во главе империи и равноопостольного государя.

Выразителем единства империи и центром государственной жизни был император. Этот старый почетный титул получил со времен Цезаря новый смысл и значение, т.к. Цезарь объединил под своим начальством все военные силы государства. Военный элемент был сущностью новой центральной власти с самого начала ее существования. С установлением нового порядка в государстве не было больше самостоятельных командиров военной силы, кроме одного императора. Обладая всей полнотой военной власти, император оставался военным лицом везде и всегда, даже в пределах городской черты, внутри которой прекращалась военная власть магистра времен республики, и в стенах курий, и на заседаниях сената. Император как единый глава военной силы был окружен военной охраной.

Византийская империя долго страдала тяжелым конституционным пороком, - отсутствием закона о престолонаследии, регулирующего правильную смену правителей на троне. Первые императоры назначались по выбору Сената, при одобрении народа и армии. Не было императорской фамилии, императорской крови; к трону могли прийти самые низшие; каждый имел возможность стать императором.

Свое личное дело император исправлял через своих людей, вольноотпушенников и рабов, из которых составлялись огромные ведомства, получившие лишь с течением времени значение государственных учреждений Провинции, окружавшие кольцом Италию, населенную державным народом, представляли собой территорию, на которой лежала верховная власть народа,осуществлявшаяся через избранных народом магистратов. Вместе с установлением нового порядка произошло разделение провинций на имперские и сенатские. Так как император был единый глава всех военных сил государства, то к нему перешло верховное управление всех тех провинций, где стояли войска, и командиры отдельных армий были представителями его власти в пределах расположения областей всех данных армий. В провинциях, считавшихся умиротворенными, во главе управления по-прежнему стояли сменявшиеся из года в год проконсулы и пропреторы, которые в случае надобности получали поддержку от начальников военной силы в соседних провинциях. Все многочисленные в ту пору царства в восточных областях, состоявшие в отношении зависимости Византии, перешли в ведение императора.

Вместе с этим делением империи на две части финансовое ведомство разделилось на две казны, в которые стекались доходы от налогов и податей, лежавших на провинциальном населении. Наряду со старой казной, оставшейся в ведении Сената возникла другая, оказавшаяся в заведовании и распоряжении императора. При Августе восстановилась деятельность Сената со старым кругом его компетенций, а также жизнь Народного Собрания как для выбора магистратов, так и для проведения законов путем народного голосования. Законодательная функция Народного Собрания, если и не была формально отменена, то после Августа почти никогда не вызывались к жизни, и отсутствие законодательного органа в государстве восполнилось расширением значения сенатских постановлений, в форме которых развивалось законодательство. Так как законодательная инициатива фактически принадлежала императору, который сохранял за собой положение первого члена Сената, то видимость и живая действительность находились в противоречии.

Право проверки квалификации кандидатов в магистраты при ежегодном составлении их списка и право их рекомендовать, а также зачисление новых членов в Сенат держало в зависимости от императора состав этого высшего государственного учреждения; но с формальной стороны Сенат сохранил свое старое значение и удержал его за собой в течение веков.

Забота о благоустройстве города и общественной безопасности по необходимости легла на императора, что привело к созданию целого ряда новых, зависящих от него органов администрации. Наряду с этой вновь зародившейся центральной администрацией продолжала существовать старая
магистратура, которая хотя и не сохранила прежнего круга компетенций, но удержала за собой высокое сановное значение. По старой традиции, было удержано включение в карьеру сенатора высших офицерских постов армии, трибунов и легатов легиона.

Чрезвычайные полномочия, которые принял Август в 27 году да н.э. от Сената, как временное и ограниченное сроком поручение, оставались за ним всю его должностную жизнь путем продления на новый срок. После Августа срочность была устранена, и полномочия были приняты новым императором без упоминания о каком-либо сроке. Но существовавшая в начале срочность оставила свой след в обычае праздновать пятилетие власти императора, который прочно утвердился в 4 веке до н.э.

В резком противоречии с представлением императорской власти. Как временным поручением от Сената, стоял институт присяги на верность, который начал действовать при Августе. Когда гражданин становился в следствие избрания безответственным на год своего избрания магистром, он должен был дать публичное обязательство в том, что будет соблюдать законы государства. Медные доски, на которых были начертаны законы, хранились в заведовании квесторов, а потому и присяга приносилась перед квесторами и совершалась вскоре после вступления в должность, 3 января. По окончании срока власти, в последний ее день, перед ее сложением, 31 декабря, магистрат вновь приносил присягу перед теми же квесторами, в свидетельство перед общиной о том, что он соблюдал законы государства. Когда гражданин являлся отбывать первую свою обязанность, защищать с оружием в руках свое отечество, то при формировании легиона он также приносил присягу в обязательстве повиноваться главе государства, консулу, который поведет его в бой с врагом. Так как присяга приносилась на имя консула, то и действие ее оканчивалось вместе со сроком власти консула. В следствие того, что войско давно потеряло характер ополчения и служба в легионах затягивалась на несколько лет, то войны повторяли присягу вместе со сменой консулов, т.е. в начале января каждого года. Позже изменилась формула присяги, и поступающий под знамена гражданин давал присягу на все продолжение службы, 16 лет, но повторяемость военной присяги оставалась.

Гражданская присяга магистров получила большое широкое развитие. Присягали не только магистры, но и весь Сенат. Присягу произносили 1января, а вслед затем 3-го января приносили обеты за благополучие императора. Так как император был единым главнокомандующим всей римской армии, то присяга солдат могла совершаться только на его имя. Она повторялась всеми войнами и их командирами каждый год в начале января. Формула присяги не была закреплена и могла подвергаться изменению, по усмотрению императора. В нее включалось имя не только императора, но и его ближайших родных. Таким образом, в сознание населения империи внедрялась идея династического преемства верховной власти в данном роде. Институт присяги существовал в двух формах – гражданской и военной.
Особа императора была облечена особым ореолом обожествления лица государя.