Смекни!
smekni.com

Обретение Казанская икона Божией Матери (стр. 1 из 4)

Федеральное агенство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего

Профессионального образования

Ижевский государственный технический университет

Воткинский филиал

Кафедра ЭиОП

Реферат

По курсу: «История религии»

на тему: «Обретение Казанская икона Божией Матери»

Выполнил: студент группы Д-111 Суслопарова М.А.

Проверил: ст.преподаватель Юсупова Ю.Г.

Воткинск

2009

Казанская икона Божией Матери

Размышляя о судьбе нашей родины, нельзя не заметить, что в трудные моменты ее истории только помощь Свыше спасала наше Отечество. Небесной Заступницей и Хранительницей нашей земли является Пресвятая Богородица. Как толь­ко люди, вознося горячие молитвы, обращались к Ней с верою, помощь являлась незамедлитель­но. Знамение этого небесного покрова - чудотвор­ные иконы Божией Матери, прославленные в Рус­ской земле.

Казанская икона Пресвятой Богородицы - всенародная наша святыня - была явлена в горо­де Казани через четверть века после покоре­ния его Иоанном Грозным. Казанский поход 1552 года, завершивший завоевание могущественного татарского царства, стал ве­личайшим событием в жизни Московского госу­дарства после Куликовской битвы.

В завершение продолжительных военных дей­ствий и осады войска Иоанна Васильевича предпри­няли штурм Казани 2 октября, после празднования Покрова Пресвятой Богородицы. Деятельно подго­товившись к решительному приступу и устроив большой подкоп для взрыва стен и башен города, воины стали готовиться и духовно, призывая на помощь Бога и Его Пречистую Матерь. Как опи­сывается в „Сказании о Русской Земле”, накануне „в Русских полках было всем велено исповедо­ваться и причаститься; сам Иоанн провел часть ночи со своим духовником... Перед рассветом... Иоанн оповестил все полки, чтобы они готовились немедленно приступить к делу, как только раз­дастся взрыв, а сам, облеченный в юшман, или бо­евую броню, и имея коня наготове, отправился, по своему обыкновению, отслушать обедню в по­ходной шатровой церкви.

Здесь, когда диакон, читая Евангелие, воз­гласил: „И будет едино стадо и един пастырь”, - государь и все присутствовавшие услышали страшный гром от взрыва, причем задрожала зем­ля. Иоанн выступил из церковных дверей и уви­дал, что стена уже взорвана, а бревна и люди ле­тят в высоту; когда во время ектений диакон читал молитву за царя и провозгласил слова: „О еже покорити и пособити под нозе его всякаго врага и су­постата”, - то раздались звуки от второго взрыва... Войска наши с возгласами „С нами Бог!” двинулись на приступ…

Иоанн же продолжал слушать обедню; один из близких людей сказал ему: „Государь! Время тебе ехать: полки ждут тебя”, - но он отвечал: „Если до конца отслушаем службу, то и совер­шенную милость от Христа получим”… Когда обедня кончилась… он, приняв благословение от священника, наказал продолжать молиться о нис­послании победы. Затем Иоанн сел на коня и по­спешил к своему войску”.

И в тот день пала Казань. Принеся благода­рение Богу и Его Пречистой Матери, Иоанн Васи­льевич вступил в покоренный город, где через два дня собственноручно заложил соборный храм Бла­говещения Пресвятой Богородицы. По возвраще­нии в Москву государь в память о взятии Казани приказал построить против самых кремлевских стен великолепный Покровский собор, который и доныне украшает главную площадь столицы.

После умирения всех казанских владений, го­сударев наместник в Казани, князь Петр Иванович Шуйский стал ревностно заниматься устройством вверенного ему края. Для просвещения населения Христовым учением была образована новая епар­хия - Казанская, первым епископом которой стал преосвященный Гурий. В наказе, данном ему мит­рополитом Московским Макарием, говорилось, что татар надо привлекать к Крещению отнюдь не страхом и жестокостью, а любовью и лаской, и во­обще очень заботиться о них. Преосвященный Гу­рий с большим рвением относился к своей трудной задаче и сумел кротостью и истинно христианским отношением привлечь сердца многих татар к вос­приятию Православия. При его преемнике архи­епископе Германе распространение веры Христовой также протекало успешно, но потом магометанст­во стало оказывать сильное сопротивление.

В 1579 году в Казани случился страшный по­жар, уничтоживший половину кремля и приле­гавшую к нему часть города, после чего магометане заговорили, что русский Бог не­ милостив, и „вера Христова, - замечает ле­тописец, - стала притчею и поруганием”. Именно в эту пору Господь и Матерь Божия яви­ли православным свою великую милость.

Стрелец Даниил Онучин намеревался ставить себе на месте сгоревшего дома новый. И вот его дочери, девятилетней Матроне, явилась во сне Пресвятая Богородица и повелела сказать Казан­скому архиепископу и городским воеводам, чтобы они извлекли из земли икону Ее, и указала место нахождения иконы на пепелище сгоревшего дома.

Девочка рассказала о сне матери, но та не придала этому значения. Видение повторилось, но снова мать не вняла словам ребенка. Наконец в третий раз Матрона увидела во сне саму икону, от которой послышался грозный голос: „Если не поведаешь глаголов Моих, Я явлюсь в другом ме­сте, но ты погибнешь!”. Девочка проснулась по­трясенная и стала настойчиво требовать от матери исполнения повеления Богородицы. Тогда мать отвела дочь к городским начальникам и к архиепископу Иеремии, но никто из них не поверил словам девочки.

8 июля, вернувшись после бесплодных хож­дений, в полдень мать взяла заступ и стала копать землю в указанном месте. Помогали ей и другие, но икона не появлялась. Тогда стала копать сама Матрона, и вскоре около того места, где находи­лась печь, было найдено заветное сокровище. Икона Божией Матери, скрытая здесь, по-видимо­му, при господстве мусульман христианами-испо­ведниками, была завернута в ветхий суконный ру­кав мужской одежды вишневого цвета. Но лик иконы был свежий, ничем не испорченный, точно она была только что написана.

Весть об обретении иконы быстро облетела весь город. Когда узнали о событии городские вла­сти, все собрались к дому стрельца; архиепископ Казанский с духовенством совершил на место яв­ления крестный ход, и икона была торжественно перенесена в приходскую церковь Николы Туль­ского, называемую так по местночтимому Туль­скому образу святителя, хранившемуся в ней. Настоятелем ее был тогда священник Ермолай, впоследствии митрополит Казанский Ермоген, а затем Патриарх всея Руси, который описал об­ретение иконы Божией Матери и чудеса, явлен­ные от нее; им же были сложены стихиры, канон и тропарь иконе, дошедшие до нашего времени.

У Николы Тульского было совершено тор­жественное молебствие, а затем вновь обретен­ную икону понесли в Благовещенский собор. По дороге совершилось первое чудо: прозрел сле­пец Иосиф, ничего не видевший в течение трех лет. По принесении иконы в собор получил ис­целение и другой слепец, Никита. В дальнейшем было замечено, что от Казанской иконы особенно много исцелений подается людям, страдаю­щим глазами.

Вскоре архиепископ и воеводы послали Ио­анну Васильевичу в Москву подробное донесение об обретении иконы с точным ее списком. Госу­дарь повелел на месте явления построить храм и основать женский монастырь и в нем хранить икону. Отроковица Матрона первой приняла постри­жение в новой обители.

Спустя немного времени по основании первой церкви в монастыре была воздвигнута новая, с трапезою, во имя Пресвятой Богородицы, а на содержание обители было дано сто душ. В 1594 го­ду по повелению царя Феодора Иоанновича здесь был заложен обширный каменный собор Успения Божией Матери, который в следующем году был освящен митрополитом Казанским Ермогеном. Тогда же был увеличен штат инокинь; обители были принесены богатые дары иконами, ризами и утварью; чудотворная икона была обложена золотом, драгоценными камнями и жемчугом.

Обретенная чудотворная икона Божией Мате­ри стала почитаться Одигитрией, что переводится как Путеводительница, Наставница, Помощница. „Царица Небесная в Казанском Своем образе яв­ляется воеводой христиан, Державной Водительницей. И изображается Она с Младенцем Христом особенно: Господь стоит, подняв благословляю­щую руку. В других изображениях и канонах Ма­терь Божия является Покровительницей, Утеши­тельницей, Радостью скорбящих, Взысканием по­гибших, Матерью сирот. Здесь же - Воеводой и Царицей”, - замечательно говорит священномученик епископ Серафим (Звездинский).

Действительно, Пресвятая Богородица через Казанскую икону явилась Путеводительницей рус­ских людей, прежде всего русского воинства и тем самым - государства, особенно являя Свою милость во время нападений врагов, войн и бедствий.

В конце XVI века в нашем Отечестве нача­лось страшное смутное время: самозванцы и ино­земцы стремились захватить русский пре­стол, оставшийся без законного монарха. В результате происшедших событий „наступило так называемое лихолетье. Каза­лось, пришли последние дни для Московского го­сударства. Хищные отряды шведов, казаков, по­ляков, „полковника Лисовского" и других воров всюду хозяйничали самым наглым образом... Ни­кто в это время не знал, что надо делать и чего держаться. Жива была в сердцах русских людей только горячая вера в Бога, и к Нему с усердной и слезной молитвой всюду стали прибегать люди, „чтобы Он пощадил останок рода христианского”.

Святейший Патриарх Ермоген твердо верил в заступничество Пресвятой Богородицы за Рус­скую землю. Он ревностно выступил против польских интервентов, водворившихся в Моск­ве, за что был арестован. Находясь под арестом, Патриарх рассылал по городам „грамотки” - воззвания, побуждавшие русских людей подняться на защиту Отечества (впоследствии в подвалах Чудова монастыря он принял мученическую кончину).