Смекни!
smekni.com

Кадашёвская слобода (стр. 1 из 3)



План
Введение
1 История
1.1 XIV—XVI века
1.2 XVII век
1.3 XVIII—XIX века
1.4 XX век и современность
1.4.1 Вторжение многоэтажной застройки
1.4.2 Расширение Третьяковки
1.4.3 Разрушение Кадашёвской набережной


2 Улицы и переулки Кадашей
3 Памятники Кадашей
4 Кадаши в литературе
Список литературы



Кадашёвская слобода

Введение

Кадашёвская слобода́, Кадаши́ — историческая местность в московском районе Якиманка, впервые упомянутая как село Кадашёво в духовной грамоте Ивана III (1504 год)[1] и достигшая расцвета в середине XVII века, при Алексее Михайловиче. Крупнейшая[2] из слобод Замоскворечья, в XVII веке Кадашёвская слобода занимала территорию между Якиманкой, Ордынкой, Николаевской улицей, Полянским рынком и старицей реки Москвы. На территории бывшей слободы, в Лаврушинском переулке, находится Государственная Третьяковская галерея; c 2004 года действует музей «Кадашёвская слобода» при храме Воскресения Христова.[3]

Традиционная московская топонимика возводит название слободы к кадь (бочка): кадаши — бондари, мастера по изготовлению бочек, кадушек и прочей деревянной утвари.[4][5] Однако роль слободы в жизни города была существенно выше, чем могло бы обеспечить единственное ремесло: жители слободы промышляли торговлей, а с 1613 года здесь появилось значительное ткацкое производство.

1. История

Панорама Замоскворечья из Кремля. Д. Индейцев, акварель, около 1850. В центре, позади лабазов на Болоте — Кадаши

1.1. XIV—XVI века

Церковь св. Космы и Дамиана, фото из альбома изд. Н. А. Найдёнова 1883 года

Слобода зародилась на большой дороге, проходившей от перевоза через реку Москву вблизи устья Неглинной — на юг-юго-восток, в Серпухов. Дорога эта, неоднократно менявшая основную трассу, проходила примерно вдоль современной Полянки. Параллельно ей, к востоку, прошла Ордынская дорога (на Коломну и далее). Современная сеть радиальных переулков Кадашёвской слободы повторяет заданное в XIV веке направление на юг-юго-восток — в отличие от Ордынки и Пятницкой, трассы которых приняли современный вид (строго на юг) в первой трети XVII века.

Историческим ядром слободы изначально была церковь св. Космы и Дамиана Ассийских[6] «что в Кадашах», стоявшая на месте современного сквера у дома по Большой Полянке, 4 — на бойком месте рядом с переправой через топкую старицу реки Москвы (современный Малый Каменный мост).[7] На восточной стороне в XV веке сформировался второй, более молодой центр вокруг церкви Воскресения в Кадашах, впервые упомянутой в 1493 году в завещании князя Патрикеева[8] (совеременное здание построено в 1687—1695 годы [9]). Её место в иерархии замоскворецких церквей было закреплено порядком московского колокольного звона: первыми начинали звон колокола в Кремле и в монастырских соборах, затем — церковь Воскресения в Кадашах — и только после неё прочие приходские храмы.[10] Здание церкви, выстроенное заново в 1680-х, лежит строго на луче, соединяющем колокольню Ивана Великого с храмом Вознесения в Коломенском. Именно Воскресенская улица (современный 1-й Кадашёвский переулок), проходившая рядом с Воскресенским храмом, и стала главной улицей Кадашей.[11]

Палаты XVI—XVIII веков в Ордынском тупике

На рубеже XV—XVI веков на территорию Кадашей, с юга, вторглась Толмачёвская слобода, ранее находившаяся к востоку от Ордынки (см. Старый Толмачёвский переулок). Главной улицей новых Толмачей стала Николаевская. К западу от Якиманки с Кадашами соседствовала сильная Голутвинская слобода при подворье Коломенского Голутвина монастыря, с севера (между старицей и рекой Москвой) — дворцовые сады и Садовнические слободы.

Петров и Сигизмундов «чертежи» (карты Москвы) 1599 и 1610 годов, зафиксировавшие Москву такой, какой она была перед разрушениями Смутного времени, показывают территорию Кадашей полностью застроенной. У стены Скородома, в XVI веке сформировались поселения стрельцов, казаков и иностранных наёмников. Между Кадашами и дальними слободами — чистое пространство, «всполье», со всех сторон окружённое деревянной застройкой. Существует версия, что всполье принадлежало именно кадашёвцам, как общинный выгон для скота в пределах города, что было признаком особого привилегированного положения слободы. По другой версии, здесь была торговая площадь — необычно обширная для Москвы XVI века.[6] Вплоть до середины XIX века бывшее всполье оставалось застроенным только по периметру, и до сих пор в центре Замоскворечья сохраняется необычно большой для центра города квартал между Пыжевским, Старомонетным, 1-й Казачьим переулками и Ордынкой.

1.2. XVII век

Карта 1760-х годов. Крупнейшая постройка (выделена красным) — бывший Хамовный, а в XVIII веке Денежный двор

В первое десятилетие по завершении Смуты слобода изменилась: здесь возник центр ткацкого производства. Первые сведения о нём известны с 1613 года, а в 1622—1623 Михаил Фёдорович закрепил привилегированное положение Кадашей: слобода стала «государевой хамовной» (хам — льняное полотно), поставлявшей ко двору узорчатые ткани. Рядом с ткачихами и швеями (ткаческое ремесло было преимущественно женской долей)[12] работали художники и ювелиры. Благодаря освобождению от податей и повинностей процветала торговля.

К середине XVIII века слобода достигла расцвета, захватив кварталы по обе стороны Большой Ордынки. Число дворов увеличилось с 413 в 1630 году до 510 в 1682 году.[13] В то время, в связи с переносом переправы через Москву-реку на линию Балчуга-Пятницкой, куда и переместилась большая дорога на юг — юго-восток, Ордынка превратилась во второстепенную, внутрислободскую улицу: в документах XVII века она именуется Перепёлкиной улицей, по имени домовладельца.[14] Главенство «ордынского», юго-восточного, направления, сохранялось: все современные переулки слободы, идущие с севера на юг — юго-восток, в XVII веке считались улицами.[14]

В 1658 году Алексей Михайлович основал в Кадашах государев Хамовный двор, располагавшийся правильным квадратом на месте современных домов 5-11 по Старомонетному переулку. Уже по завершении первой очереди строительства (1658—1661) Хамовный двор стал одним из крупнейших ансамблей Москвы в целом — по территории он был сравним с городскими (Ивановским, Высокопетровским) укреплёнными монастырями.[15] К 1661 году здесь заработал двухэтажный ткацкий корпус; в начале правления Петра I стены и башни были надстроены и приобрели высокие бочкообразные кровли, зафиксированные обмерами 1775 года.[16]

1.3. XVIII—XIX века

1-й Кадашёвский переулок. Застройка XVIII—XIX веков

В конце XVII века, после общего для заречных слобод расцвета, отмеченного постройкой храмов Воскресения Христова, Николы в Толмачах, Григория Неокесарийского (на Полянке) и стрелецкого Николы в Пыжах, слобода утратила свои привилегии. Неизвестно, затронул ли её прямо разгром стрельцов после бунта 1698 года,[17] но вскоре Кадаши пришли в упадок.

Пётр I, учредив полотняный завод в Преображенском, отказался от поддержки хамовного производства в Кадашах. В 1701 году на месте запустевшего Хамовного двора начал работу монетный двор, действовавший здесь до 1736 года. «В документах петровского вре­мени это предприятие упоминается под самыми различными названиями — Хамовный, Кадашёвский, Замоскворецкий, Новый монетный, Монетный денежный, Адмиралтейский и Военно-морской двор».[18] Дело в том, что этот монетный двор, пятый по счёту в петровской Москве, был основан Адмиралтейским приказом, и поставлял деньги флоту. Само слово монета было введено при Петре, в отличие от старых серебряных денег, поэтому и производство вначале именовалось именно денежным двором. Кроме традиционных денег и новых монет, здесь чеканили «бородовые знаки» — свидетельства об уплате налога на бороду.[19]

Карта 1850-х годов отражает уличную сеть, сложившуюся в 1780-е годы и окончательно зафиксированную после застройки Денежной площади (1800-е годы)[20].

Первая половина XVIII века — период после перевода столицы в Санкт-Петербург и запрета на каменное строительство 1714 года — не оставила в слободе ярких сохранившихся памятников, и в целом для Москвы была периодом упадка. Тем не менее, именно серединой XVIII века датируется большинство сохранившихся кадашёвских палат. В Замоскворечье параллельно происходили два процесса: владения, выходившие на большие радиальные улицы, укрупнялись и застраивались крупными усадьбами знати; в стороне от больших дорог, в Кадашёвских переулках, шла постепенная перестройка в камне старых кварталов с сохранением масштаба, установленного в XVII веке.[21] Слободской уклад жизни был полностью разрушен на больших улицах, но сохранялся в глубине Кадашей.

В течение 1770-х и 1780-х годов произошло последнее по времени изменение уличной сети Замоскворечья. Около 1770 года Лаврушинский проезд получил сквозной выход в Большой Толмачёвский переулок; на перекрёстке была выстроена усадьба Демидовых. Севернее неё, между Лаврушинским и Малым Толмачёвским переулками, появилась обширная, в квартал, усадьба военного семейства Кологривовых[22] — в будущем ядро Третьяковской галереи. На основе Прожектированного плана 1775 года вдоль старицы реки Москвы был спланирован фасад каменных домов современной Кадашёвской набережной, а после наводнения 1783 года по старице реки Москвы был проложен постоянный Водоотводный канал. При ремонте Каменного моста и постройке канала использовали кирпич от разборки построек Хамовного двора. Он простоял ещё 20 лет и был окончательно снесён в 1803; на его месте образовалась Денежная площадь, вскоре застроенная домами по Старомонетному переулку.

Колбасная фабрика Николая Григорьева, ок. 1900

С. В. Виноградов Весна Церковь Воскресения Христова в Кадашах. 1910

Восстановленная после пожара 1812 года[23] застройка Кадашей в течение последующего столетия почти не изменилась: только в предреволюционное десятилетие по Старомонетному переулку началось строительство доходных домов (1908, арх. А. В. Иванов), а рядом с Воскресенской церковью были выстроены Кадашёвские бани (1905, арх. А. Э. Эрихсон).