Смекни!
smekni.com

Индо-греческое царство (стр. 1 из 2)



План
Введение
1 История
1.1 Завоевание Северной Индии
1.2 Укрепление царства Менандром
1.3 Восточные территории
1.4 Западные территории

2 Индо-греческие связи
3 Индуизм
4 Буддизм
4.1 Обращение царя Менандра в буддизм
4.2 Распространение буддизма
4.3 Греко-буддийское искусство

5 Зороастризм
6 Скифское и кушанское нашествия
7 После гибели царства
7.1 Искусство и религия
7.2 Астрономия
7.3 Языковые заимствования
7.4 Генетика
7.5 Римские и греческие контакты с Индией

8 Хронология царей и территорий
8.1 Восточные земли
8.2 Западные земли
8.3 Отдельные поздние греческие цари на западе





Введение

И́ндо-гре́ческое ца́рство — государство в Северной Индии, существовавшее в период с 180 до н. э. до 10 н. э., и управляемое греческими царями, продолжателями династии Евтидема. Индо-греческое царство возникло как расширение Греко-бактрийского царства.

1. История

Индо-греческое царство основал Деметрий, сын греко-бактрийского царя Евтидема.

1.1. Завоевание Северной Индии

Вторжение в Северную Индию Деметрий начал в 180 до н. э., после того, как династия Маурьев была свергнута полководцем Пусьямитой Шунга, основавшим свою династию Шунга (185-78 до н. э.). Греки продвинулись до самой столицы Паталипутры в Восточной Индии (теперь Патна). Страбон(15.698)писал:

«Те, кто пришёл за Александром, дошли до Ганги и до Паталипутры».

Индийские летописи также говорят о греческой атаке городов Матхура, Панчала, Сакета и Паталипутра, об этом пишет Патанджали около 150 до н. э., а также Юга Пурана (Гарги-Самхита).

К югу греки заняли области Синдх и Гуджарат, а потом стратегический порт Баригаза (Бхаруч), о чём говорит Страбон и другие авторы, и что засвидетельствовано на монетах Аполлодота I. Более вероятно, занятие области к востоку от Пенджаба совершилось позже, во второй половине века царём Менандром. Город Сиркап, на северо-западе современного Пакистана, по всей вероятности, был построен Деметрием. По своей структуре город использует греческие стандарты градостроительства. Найдено немало предметов эллинистической культуры, в частности, монеты греко-бактрийских царей и изображения на камнях сцен из греческой мифологии.

1.2. Укрепление царства Менандром

Первый поход был завершён к 175 до н. э., и царство Шунга потеснилось на восток, но в это время в Бактрии узурпатор Евкратид совершил переворот, лишил власти династию Евтидема и занял территорию вплоть до реки Инд, это происходило между 170 и 150 до н. э.. Гарги-самхита (Юга-пурана 7) сообщает о раздорах между греками и ожидает жестокой гражданской войны.

Продвижение Евкратида было однако остановлено Менандром, который обосновался в индийской части державы, одержав в Бактрии ряд побед, что зафиксировано на монетах в греко-бактрийском стиле, после чего он продолжил экспансию на восток.

Менандра можно считать самым успешным индо-греческим царём, покорившим максимальную территорию. Его монеты наиболее часто встречаются и распространены на большой территории. Термин «горы Менандра» (Menander Mons) в I веке до н. э. означал горный хребет на крайнем востоке Индостана, где находятся Холмы Нагов и Аракан, как показано на карте Птолемея. Менандр упоминается в буддийской литературе как царь Милинда, обратившийся в буддизм: он стал архатом, и его мощи бережно хранились, подобно мощам Будды.

В 125 до н. э. на территорию индо-греков вторглись греко-бактрийцы во главе с царём Гелиоклом, сыном Евкратида, но в это время юэчжи стали наступать с севера на греко-бактрийцев и заняли Бактрию. Оставшееся царство было разделено на две части — династия Менандра осталась на своих территориях к востоку от реки Джхелум вплоть до Матхура, а другие цари управляли большей территорией (Паропамисады, западный Пенджаб и Арахозия).

1.3. Восточные территории

Около двадцати царей правило после Менандра. После смерти Менандра правила его вдова Агафоклея, которая потом некоторое время осуществляла опеку над сыном Стратоном I.

Около 100 до н. э. индийские цари смогли вернуть территорию Матхура и Восточный Пенджаб к востоку от реки Рави, после чего они стали чеканить собственную монету. Упоминания об Арджунайане и Яудхее на монетах связано с победами над греками в соответствующих районах Матхура. В I веке до н. э. индийские цари стали также чеканить свои монеты, подражая по стилю индо-греческим.

Западный царь Филоксений смог на короткое время занять всю оставшуюся греческую территорию от Паропамисад до Западного Пенджаба между 100 и 95 до н. э., после чего царство снова распалось. Восточные цари смогли вернуть территорию вплоть до Арахозии.

Около 80 до н. э. царь индо-скифов Меус, а возможно военачальник на службе индо-греков, управлял несколько лет северо-западной Индией, но потом индо-греки снова смогли вернуть власть. Царь Гиппострат (65-55 до н. э.) был пожалуй самым успешным из последующих царей, но потом он потерпел поражение, и индо-скифский царь Азес I установил новую династию.

В течение всего I века до н. э. индо-греки постепенно теряли территорию по причине вторжения индо-скифов, удерживаясь в восточном Пенджабе, пока последний индо-греческий царь Стратон II не был побеждён индо-скифами, и в 10 н. э. ко власти пришёл Раджувула.

1.4. Западные территории

Гелиокл I правил в западной части Индо-греческого царства в Паропамисадах (около Кабулаа), но был свергнут по причине нашествия на Бактрию юэчжи. Он отчеканил несколько монет по верху монет царицы Агафоклеи, показав тем самым, что занял часть её территории. Его последователь Зоил I чеканил монеты с Гераклом и символами победы, он по-видимому вступил в альянс с юэчжи.

Известно около восьми западных индо-греческих царей, последним из которых был Гермей, правивший примерно до 70 до н. э., пока его не сменили юэчжи, пришедшие из Бактрии. В китайских хрониках Поздней Династии Хань говорится, что китайский генерал Вэнь Чжун помогал организовать союз Гермея с юэчжи против индо-скифов.

После 70 до н. э. юэчжи стали управлять Паропамисадами, но ещё тридцать лет выпускали монеты Гермея, а потом они сменились кушанскими монетами.

Предположительно Юэчжи заняли Паропамисады после Гермея. Первый упоминаемый в документах принца Юэчжи Сападбиз правил около 20 до н. э., о нём говорится по-гречески в том же стиле, что и о предыдущих греческих царях. Юэчжи распространились на восток в I веке н. э., и образовали Кушанскую Империю. Первый кушанский царь Куджула Кадпизес ассоциировал себя с Гермеем на своих монетах, видимо подчёркивая свою преемственность или обосновывая право на престол.

2. Индо-греческие связи

Греки могли считать себя союзниками династии Маурья с тех пор, как Селевк I заключил союз с Чандрагуптой Маурьей, закрепив его родственными связями, о чем пишет Юниан Юстин. В одном из эдиктов (наскальный эдикт 13), Ашока упоминает империю Селевкидов в ряду мест, где была одержана победа дхармы, а греческое население своей империи — в ряду адептов буддизма.

Известно, что в Индо-греческом царстве процветал буддизм. Существует мнение, что вторжение бактрийских греков в Индию было обусловлено не только защитой греческих поселенцев, но и буддийского населения бывшей Империи Маурьев от религиозных преследований со стороны брахманистской династии Шунгов.

Деметрий, предпринявший поход, называется в индийских пуранах (Юга-Пурана) Дхармамита («друг дхармы»). Основанный Деметрием город Сиркап сочетает греческую и индийскую культуру без видимых следов сегрегации.

Первые монеты, посвящённые индо-греческим царям, содержат эпитет βασιλευς σωτηρ (царь-спаситель).

В индийской литературе для индийских греков используется название явана (транслитерация от ионийцы). В Харивамсе индо-греки явана совместно с группами сака, камбоджа, пахлава и парава относятся к кшатриям (касте воинов). Мадджхима-никая говорит, что яванакамбоджа — неиндийские касты воинов, в то время как среди индийского населения существуют только две категории людей — арья (мастера) и даса (рабы), которые могут переходить из одной категории в другую.

3. Индуизм

Об индуизме можно судить по монетам, которые чеканили греческие цари. В самом начале на монетах активно сочетались изображения индийских богов с греческими образами, а также встречались двуязычные надписи.

Далее индуистских божеств изображать перестали, появились буддийские изображения в эллинистическом стиле. Это даёт возможность предположить, что греки, завоёвывая Индию, вначале стремились быть популярными среди индуистских общин, а потом стали активно внедрять буддизм.

В позднее время снова стали чеканиться монеты с греческими и индуистскими мотивами уже индийскими царями, возможно, для подтверждения своего права преемственности.

4. Буддизм

Основная статья: Греко-буддизм

4.1. Обращение царя Менандра в буддизм

Царь Менандр I (Милинда) был одним из самых успешных и знаменитых потомков Деметрия, но правил с 150 по 135 до н. э.. Греческие авторы сравнивают его иногда с Александром Македонским, о его величии и завоеваниях пишет Страбон (XI.II.I).

Менандр, которого именуют Спасителем, обратился в буддизм, и его роль в распространении буддизма оценивается в буддийской литературе так же высоко, как роль царя Ашоки и кушанского царя Канишки. Его диалоги с буддийским монахом Нагасеной известны нам по сочинению Вопросы Милинды, в этих диалогах объясняется, как стать буддийским архатом.

Плутарх говорит, что после его смерти пепел от погребального костра был распределён между многими городами, и построены монументы (предположительно ступы), подобно ступам Будды.

4.2. Распространение буддизма

По свидетельству Махавамсы, греческий монах Махадхармараксита пришёл из города Александрии (предположительно Александрия Кавказская около Кабула) c 30 тысячью монахов на церемонию открытия Великой Ступы в Анурадхапуре в Шри-Ланка. Это свидетельство говорит о существенной роли, которую играли греки в буддийской общине.