Смекни!
smekni.com

Уголовно-правовая охрана чести и достоинства (стр. 1 из 19)

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ ЧЕСТИ И ДОСТОИНСТВА И ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ИХ УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ

1.1 История уголовной ответственности за посягательство на честь и достоинство личности

1.2 Честь и достоинство как социально правовые категории

ГЛАВА 2 ПРЕСТУПЛЕНИЯ, ИМЕЮЩИЕ ЧЕСТЬ И ДОСТОИНСТВО ЛИЧНОСТИ В КАЧЕСТВЕ ОСНОВНОГО ОБЪЕКТА УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ

2.1 Клевета

2.2 Оскорбление

ГЛАВА 3 ПРЕСТУПЛЕНИЯ, ИМЕЮЩИЕ ЧЕСТЬ И ДОСТОИНСТВО ЛИЧНОСТИ В КАЧЕСТВЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБЪЕКТА УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ

3.1 Неуважение к суду

3.2 Клевета в отношении судьи, присяжного заседателя, прокурора, следователя, лица, производящего дознание, судебного пристава, судебного исполнителя

3.3 Оскорбление представителя власти

3.4 Оскорбление военнослужащего

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы дипломного исследования. В статье 45 Конституции РФ записано: "Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом". Конкретные же механизмы и способы защиты, как правило, устанавливаются на отраслевом уровне.

Право на судебную защиту чести и достоинства и возложение на того, кто распространил порочащие сведения, обязанности доказать их соответствие действительности, не нарушают гарантированную Конституцией РФ свободу мысли и слова. Связанные с обеспечением конституционных требований уважения достоинства личности допустимые ограничения при использовании свободы слова строго очерчены Конституцией РФ и вытекают из предписаний ее статей 17 (часть 3), 29 (часть 2) и 55 (часть 3). Из этих конституционных положений следует, что права и свободы, в том числе и свобода слова, не должны использоваться во вред основам конституционного строя, нравственности, правам и законным интересам других лиц, безопасности государства".

Честь, достоинство и деловая репутация могут быть защищены как гражданско - правовыми, так и уголовно-правовыми средствами, однако роль последних всегда была более значимой. Выбор способа защиты зависит, как правило, от усмотрения самого потерпевшего. Защита нарушенного права одновременно и в гражданском, и в уголовном процессе недопустима. Вместе с тем это не исключает возможность лица использовать указанные способы защиты поочередно, если первоначальное решение суда его не удовлетворяет.

Актуальность темы несомненна в виду собой охраны в настоящее время таких нематериальных благ личности как честь и достоинство.

Степень научной разработанности. В последние годы интерес ученых к различным аспектам защиты чести и достоинства остается высоким. Специально посвящены клевете и оскорблению работы ряда исследователей, в области уголовного права таких как Амиров К. Р., Ахметшин Х.М., Блюмкин В. А., Бойко А.И., Галахова А. В., Герцензона А. Д., Горелик А. С., Добриева М.Д., Духовский М. В., Иваненко Ю.Г., Ковалев М.И., Красиков А. Н., Кругликов Л. Л., Кудрявцев В.Н., Кулешов Ю. И., Макроусов И. Н., Малеина М. Н., Мархотин В. И., Матросова М.Е., Наумова А.В., Никифоров Б.С., Ной И.С., Нуркаева Т.Н., Петрухин И. Л., Пионтковский А.А., Рарог А.И., Рафиева Л. К., Резник Г.М., Рудый Н.К., Семенова О.Ю., Сидоров В. В., Сидоров В.А., Сугачев Л.Н., Ткачевский Ю.М., Толкаченко А.А., Тяжкова И.М., Хадисов Г. Г., Харисов К. И., Фатеев К.В., Чучаев А. И., и других.

И все же труды вышеупомянутых авторов не исчерпали всей проблематики уголовно-правовой охраны чести и достоинства личности.

Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие по поводу уголовно-правовой охраны чести и достоинства личности российским законодательством.

Целью исследования является рассмотрение и актуализация вопросов, касающихся уголовно-правовой охраны чести и достоинства личности.

Целевая направленность исследования обусловила необходимость решения следующих задач:

· рассмотреть историческое развитие понятия преступлений против чести и достоинства личности;

· определить понятия чести и достоинства;

· охарактеризовать клевету и оскорбление, как составы преступлений, имеющие честь и достоинство в качестве основных объектов уголовно-правовой охраны;

· рассмотреть преступления, имеющие честь и достоинство в качестве дополнительных объектов уголовно-правовой охраны;

· сделать собственные выводы.

Предмет исследования составляют нормы уголовного законодательства, регламентирующие ответственность за посягательства на честь и достоинство личности, смежные уголовно-правовые нормы.

Методология и методика исследования. Методологической основой исследования являются общенаучные методы познания, а также ряд частно-научных методов: историко-юридический, системно-структурный, сравнительно-правовой, формально-логический, аналитический, изучения материалов судебной практики.

Нормативную базу работы составили: Конституция РФ, уголовное законодательство РФ и РСФСР, проанализированы материалы судебной практики.

Теоретической основой исследования явились научные труды отечественных ученых в области уголовного права, а также иные литературные источники и материалы периодической печати, относящиеся к проблемам дипломной работы, в той мере, в какой они были необходимы для возможно более полного освещения вопросов избранной темы.

Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, объединяющих в себя восемь параграфов, заключения и библиографического списка.

ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ ЧЕСТИ И ДОСТОИНСТВА И ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ИХ УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ

1.1 История уголовной ответственности за посягательство на честь и достоинство личности

По законодательству России право на честь и достоинство личности, было не менее ценным благом, чем жизнь, обеспечиваемым уголовно-правовой защитой, Нормы о посягательствах на честь и достоинство личности встречаются в основных памятниках русского права. Уже первые редакции Русской Правды содержали положения о наказуемости оскорбления (бесчестия), под которым понималась обида, наносимая кому-либо. Примечательно, что Русская Правда не знала словесной обиды. Она предусматривала лишь оскорбления действием, которые по своим объективным свойствам сближались с посягательствами на здоровье. Причем в ряде случаев причинение вреда достоинству личности, по Русской Правде, наказывалось строже, нежели фактическое причинение вреда здоровью. Так, за удар необнаженным мечом или его рукояткой назначался штраф в 12 гривен, в то время как за причинение серьезной раны мечом - штраф в четыре раза меньше «Аже кто ударит мечемъ не вынез его, или рукоятию, то 12 гривен продажи за обиду» (ст. 23)[1]. В то же время «Аже ударить мечемъ. а не утнеть на смерть, то 3 гривны» (ст. 30)[2].

Интересно, что высокие штрафы (12 гривен) устанавливались в Русской Правде за повреждение бороды. Для сравнения отсечение пальца наказывалось штрафом в 3 гривны. По мнению М В Духовского, причина строгости наказания за такое преступление заключалась в том, что при вырывании бороды наносилась обида нравственному достоинству личности. Борода служила своеобразным символом чести во всей русской истории[3].

Хотя Русская Правда не предусматривала специально наказание за оскорбление женщины, в то же время современный ей памятник права -Договор с немцами 1195 г предусматривал за удар женщины штраф, равный вире за убийство свободного человека, и такого же размера вознаграждение потерпевшей. Назначение высокого штрафа в этом случае свидетельствовало, что честь женщины того периода ценилась очень высоко[4].

Ряд статей об оскорблении женщины содержался и в церковном уставе Ярослава[5]. В нем впервые в качестве самостоятельного преступления была предусмотрена ответственность за оскорбление словом (лаем). Причем наказуемость посягательства на достоинство личности женщины напрямую зависела от ее социального положения. «Если кто обругает жену великого боярина ''поносным именем", за сором ей 5 гривен золота, да епископу столько же, а князь казнит: а будет меньших бояр, за сором ей три гривны золота, а епископу три гривны золота, а будет городских людей, за сором ей три гривны серебра, а епископу три гривны, а сельских людей, за сором гривна серебра, а епископу гривна серебра»[6].

Еще более дифференцированный подход к наказуемости оскорбления прослеживался в судебниках 1497 и 1550 гг. По судебникам посягательство на достоинство личности влекло за собой уплату потерпевшему бесчестья, размеры которого определялись различно в зависимости от общественного положения потерпевшего. Так, бесчестье «детям боярским» определялось в размерах их жалованья; дьякам и дворцовым бесчестье определялось в размерах, что царь и великий князь укажет; «гостям большим (купцам)» бесчестье устанавливалось в размере 50 рублей; торговым людям и посадским сумма бесчестья определялась в 5 рублей; крестьянам бесчестье устанавливалось в 1 рубль; такая же сумма бесчестья определялась и «черному городскому человеку». Во всех случаях сумма бесчестья женщине определялась вдвое больше по сравнению с суммой бесчестья, установленной для их мужей (ст. 26)[7].

В 1649 г. происходит первая полная кодификация русского уголовного права: издается знаменитое Уложение царя Алексея Михайловича. Иногда это Уложение ставят в параллель с законодательством Карла V в Германии. Подобно германской Каролине, которая была первым уголовным кодексом, сплотившим все элементы тогдашнего правового быта в одно целое, Уложение 1649 г. приняло за основу обычное право и все прежние указы, судебники и т. п.[8].

Уложение также знало не только оскорбление действием, но и словесную обиду. Оскорбление могло заключаться как в произнесении бранных слов, так и в ненадлежащем обозначении фамилии, названии уменьшительным титулом, названии мужчины «жонкою» и т. д. Бесчестья за оскорбление колеблются в Уложении не только в зависимости от сословного положения потерпевшего, но и от его чина, звания и должности. В 73 статьях Уложения перечисляются не только все классы граждан, но и отдельные лица. Так, например, определяется различная плата за бесчестье архимандрита, келаря, казначея Троицко-Сергиева монастыря от архимандрита и т. д. Владимирского, Рождественского, Чудова и других монастырей. Особое внимание обращалось на место оскорбления. Оскорбление, нанесенное на царском дворе, в церкви, в суде влекло обычно более суровое наказание: тюремное заключение, битье батогами или кнутом[9].