Смекни!
smekni.com

Вексельное законодательство в XVIII-ХХ веках (стр. 1 из 4)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение………………………………………………………………….2

1. Вексельное законодательство в XVIII веке…………………….…4

2. Развитие вексельного законодательства в XIX веке…………..…6

3. Развитие вексельного права в XX веке…………………………..10

4. Понятие векселя…………………………………………………...15

5. Виды векселей……………………………………………………..18

Заключение …………………………………………………………….23

Список использованной литературы………………………………….26

Введение

Документы, форма которых была приспособлена к денежному переводу, появились еще в древние века. Однако широкое применение они получают лишь в середине XII в. в Италии. Именно в это время банкиры-менялы наряду с разменом и принятием денег на хранение стали осуществлять операции по их переводу из одной страны в другую. Прообразом переводного векселя было сопроводительное письмо одного банкира-менялы другому с просьбой выплатить подателю письма (например, купцу, приехавшему на ярмарку) взамен уплаченных им денег соответствующую сумму в местной валюте.

Простой вексель по своему происхождению связан с долговой распиской. Первоначально отношения между участниками вексельной операции были доверительными, но со временем приобрели характер юридических обязательств. Первые законы о векселях были изданы в Европе в XVII-XVIII вв.

Нормы законодательства о векселях регулируют все вексельные правоотношения: форму векселя; порядок его выставления, оплаты, обращения; права и обязанности сторон вексельной сделки.
С развитием и усложнением товарно-денежных отношений вексель постепенно превращался в универсальный кредитно-расчетный инструмент. С помощью векселя оформляются кредитные отношения: он выполняет функцию кредитных денег, средства платежа. Представляя собой ценную бумагу, вексель становится объектом различных сделок (купли-продажи, учета, залога и т.д.).

Широкое использование векселя в коммерческой и банковской практике, в том числе во внешней торговле и в международных расчетах, потребовало унификации законодательства о векселях отдельных стран в целях устранения трудностей международного обращения векселя.
На протяжении XVIII— XIX вв. европейские страны неоднократно пытались объединить национальные законы о векселях. В 1910и 1912 гг. в Гааге прошли конференции с участием представителей 33 государств (включая Россию), на которых был выработан текст общего закона о векселях. Принятию конвенции об объединении законов о векселях помешала первая мировая война. Только в 1930 г. Женевской вексельной конференцией был принят Единообразный вексельный закон(ЕВЗ) о переводных и простых векселях, в основу которого был положен Общегерманский вексельный устав 1868 г. Страны, присоединившиеся к Женевской вексельной конвенции (европейские страны, кроме Великобритании; страны Средиземноморского бассейна, а также Аргентина, Бразилия, Япония и др.), разрабатывают национальные вексельные законы на основе ЕВЗ. Однако полного согласия в Женеве не было достигнуто. Великобритания, США и страны англо-американского права (Австралия, Индия, Ирландия, Канада и др.) не присоединились к конвенции и до сих пор руководствуются Английским вексельным законом 1882 г. и Единообразным торговым кодексом США 1962 г.
В настоящее время в интересах развития международной торговли Комиссией по праву международной торговли ООН(ЮНСИТРАЛ) проводится работа по дальнейшей унификации законодательства о векселях.

1. Вексельное законодательство в XVIII веке.


В России вексель появился благодаря торговым отношениям с немецкими купцами, как полагают, в конце XVII в. в форме переводного или заемного письма. В царствование Петра I он впервые использовался в качестве средства перевода денег из одной местности в другую на содержание армии.[1] Преимущества вексельного перевода оказались настолько значительными как для казны, так и для частных лиц, что с целью развития вексельного обращения при Петре II был выработан и 16 мая 1729 г. издан первый специальный вексельный устав с двойным текстом — на русском и немецком языках, состоящий из трех частей:

По своему содержанию "он представлял собой сколок с действовавших в то время в Германии вексельных норм" и в нем практически не учитывались особенности российской хозяйственной жизни. Основное внимание в Уставе уделялось переводному векселю (служащему у нас, прежде всего, для перевода казенных денег из одной местности в другую при посредничестве купцов), тогда как в России, ввиду слабого развития коммерческого кредитования, большее развитие получил простой вексель, предшественницей которого являлась "кабала" (заемное письмо).

Первоначально в российском вексельном праве не содержалось ограничений вексельной правоспособности, но затем они были введены - сначала для крестьян, а вскоре и для дворян. Таким образом, практически сразу после появления в России вексель становится доступным только представителям торгового класса.

Начиная с XVIII века вексель вступает во второй этап своего развития (если считать первым этапом – его появление в Италии). Условно этот этап можно назвать "французским", так как большинство исследователей связывают его с ярмарками Южной Франции. Сказывается это и на вексельном законодательстве России.

2. Развитие вексельного законодательства в XIX веке.

Вексельное законодательство России XVIII—XIX вв. неоднократно претерпевало изменения (поправки к Уставу 1740 и 1814 гг.,). 25 июня 1832 года издается новый Устав о векселях. В его основе лежал прежний, измененный "на почве" Французского торгового кодекса, поэтому он сочетал германские и французские представления о векселе, при преобладании первых. Устав 1832 года был так же далек от реалий хозяйственной практики, как и его предшественник, упоминая простой вексель лишь для того, чтобы применить к нему (либо исключить) действие норм о переводном векселе. Использование в России заимствованных из французского вексельного права норм почти сразу же вызвало определенные неудобства из-за традиционной ориентированности России на германское право в связи с доминированием во внешней торговле оборота с Германией. "Для русского купечества было гораздо более естественным придерживаться германских традиций вексельного обращения".

Оторванность норм российского вексельного права от сложившейся практики применения векселя в торговом обороте послужила причиной многократного редактирования Устава 1832 года. Работы по пересмотру его норм начались уже в 1847 г., после того, как 12 ноября 1847 года по Высочайше одобренному Николаем I докладу графа Д. Н. Блудова, поставившего задачу международной унификации вексельного законодательства, Второму отделению Собственной Его Императорского Величества канцелярии было поручено составление проекта вексельного устава. Отсутствие концепции нового правового акта, а также стремление урегулировать предпринимательскую деятельность с позиций принципа "разрешено только то, что указано в законе", свойственного абсолютизму вообще, существенно тормозило начатые работы.[2]

Уже с 1862 г. в вексельном законодательстве появились изменения, которые в основном касались вексельной дееспособности. В частности, с 1862 г. не могли обязываться векселями лица духовного звания, крестьяне, не имеющие недвижимости или торговых свидетельств, замужние женщины без согласия мужа, если они не вели торговлю от собственного имени.
Почти 55 лет (с начала разработки) понадобилось правительству для принятия нового закона о векселях. За это время было подготовлено шесть официальных законопроектов, причем к работе неоднократно привлекались биржевые комитеты, коммерческие суды и отдельные должностные лица, депутаты от купечества обеих столиц, а также Риги и Одессы. Третий проект в 1882 г. обсуждался выдающимися юристами Германии: Гольдшмидтом, Эндерманом, Рено, Лабандом, Регельсбергером, Вехтером и другими. И это не случайно. Усилившееся еще к 70-м годам XIX в. влияние германского вексельного права стало следствием принятия во многих странах Европы (Финляндии, 1858 г.; Бельгии, 1872 г.; Венгрии, 1876 г.; Швеции, Дании и Норвегии (скандинавский устав 1880 г.); Швейцарии, 1881 г.; Италии, 1882 г.) кодифицированных нормативных актов о векселях по образцу Общегерманского вексельного устава 1848 года. По признанию российских юристов конца ХIХ-начала ХХ веков, вследствие своих преимуществ он "мог смело рассчитывать на рецепцию всеми другими культурными странами".

Накопившийся критический материал сделал необходимым новый пересмотр проекта 1882 года. К тому же в этот период появились вексельные уставы, которые необходимо было принять к сведению при выработке окончательной редакции, а именно - английский Устав от 18 августа 1882 года (распространивший свое действие на Англию, Шотландию, Ирландию и ряд английских колоний, а с 1897 г. - и на несколько штатов Северной Америки), а также Итальянское торговое уложение от 2 апреля того же года и проект голландского устава. Эти новые образцы вексельных законов оказали несомненное воздействие на дальнейшую переработку российского проекта. Так, например, под их влиянием сочли необходимым отказаться от системы обеспечения платежа, заменив ее досрочным удовлетворением.

Пересмотр проекта привел к выработке новой редакции, изданной опять в переводе на немецкий язык. И снова от многих немецких ученых (Теля, Гольдшмидта, Рено, Кона, Лабанда) поступили замечания. На основании этих отзывов проект был еще раз подвергнут исправлению Совещанием, образованным еще ранее (по Высочайшим повелениям от 25 ноября 1881 года и 17 февраля 1882 года), которое в 1884 г. и представило его новую редакцию. Этот проект, за подписью министров юстиции и финансов, в 1884 г. был внесен в Государственный совет. Однако здесь его рассмотрение вновь затормозилось, что объяснялось непредставлением "дополнительных правил о введении вексельного устава в действие и о порядке взыскания по векселям", а также происшедшей сменой главы Министерства финансов. Когда же после пятилетнего перерыва (в 1890 г.) Государственный совет приступил к рассмотрению проекта 1884 г., он ограничился передачей его в новое Совещание. После подготовки этим совещанием нового (уже пятого) законопроекта и внесения его в 1894 г. в Государственный совет законосовещательным органом было принято решение, что в основу окончательной редакции вексельного устава должен быть положен прежний проект (1884 года), все же остальные разработки могут быть использованы при необходимости лишь для исправления основного проекта.